<<
>>

Подарок Днепра.

Другой священный дуб был найден уже в 1975 г. Произошло это при расчистке фарватера Днепра, немного ниже устья Десны (район Охотничьей станции, 2), где из реки подняли старый мореный дуб, в ствол которого было вставлено девять кабаньих челюстей.
Рабочие земснаряда дивились торчащим из дерева челюстям, и вырубили их на сувениры. К месту находки прибыли сотрудники Киевской экспедиции Института археологии АН УССР К. Н. Гупало и Г. Ю. Ива- кин. Нм удалось разыскать восемь челюстей из девяти, вбитых в дерево. На стволе дерева на месте вырубки хорошо сохранились прямоугольные углубления, куда были вставлены кабаньи челюсти.

Дуб сохранился почти полностью вместе с корнями, однако он оказался значительно меньшим, чем дуб, найденный в 1909 г. Высота его достигала десяти метров, окружность ствола у корней имела около двух метров. На высоте шести метров перед раздвоением ствола в него были всажены девять кабаньих челюстей, которые образовывали квадрат со стороной 34 сантиметра. Отверстия для челюстей были сделаны долотом на глубину до 18 сантиметров. Снаружи оставались только клыки. Челюсти обросли древесиной примерно на 4 сантиметра. Дуб с челюстями простоял достаточно долго. На его стволе заметны также следы воздействия огня. Вставленные в виде квадрата на большой высоте, кабаньи челюсти, а также следы огня (вероятно, обрядового кострища) дают возможность утверждать, что этот дуб — священное дерево, предназначавшееся для ритуальных обрядов.

Таким образом, имеем две аналогичные находки, обнаруженные неподалеку от устья Десны. Происходят они, очевидно, из одной и той же священной дубовой рощи. Рассмотрение обоих дубов свидетельствует о близкой связи в славянской мифологии культов зверей и священных деревьев. Здесь, по мнению исследователей, ‘ объединяется культ самого сильного представителя местной фауны вепря с культом дуба. Оба культа тесно связаьы с почитанием главнейшего бога языческой Руси Перуна.

Именно такие священные со вставленными в них кабаньими клыками дубы, по мнению К. В. Болсу- новского и Г. Ю. Нвакина, посвящались богу грозы Пе-

руну.

Как уже говорилось, дуб, найденный в 1909 г., рухнул в воду вместе с подмытым берегом. То же случилось и с дубом, найденным в 1975 г. На это указывают его сохранившиеся корни. Да и на стволе его не замечено никаких следов рубки. Таким образом, оба дуба не были уничтожены во время введения христианства, а подмытые разливами Днепра, упали в реку, где и пролежали почти до наших дней. Как предполагают исследователи, дубы росли неподалеку от места, где их нашли, возможно, на берегу Десны и Днепра, немного выше или в месте впадения в него Десны, вблизи переправы, где пересекались два важных торговых пути (один днепровский, путь «из варяг в греки», другой — из Киева в Чернигов). Сюда же подходили припятский и деснянский водные пути. На скрещении этих важнейших торговых путей и могли стоять священные дубы. Возможно, неподалеку отсюда было и место стоянки торговых караванов, подъезжавших к Киеву с севера. Ведь не случайно языческие святилища располагались на пересечении торговых путей, где дружинники и купцы, пройдя на ладьях длинный путь, приносили жертвы своим богам. Вспомним описание Константином Багрянородным огромного дуба на острове Хортица, где руссами по их обычаю приносились жертвы.

Итак, священные дубы, обнаруженные в 1909 и 1975 гг. в Десне и Днепре, были жертвенниками в священных рощах выше Киева, неподалеку от устья Десны, где приносились жертвы грозному Перуну перед далеким походом. Эти находки еще раз подтвердили широкое распространение почитания дуба и кабана в Подне- провье (в частности, у киевлян-язычников), а также тесную связь этих двух культов в восточнославянской мифологии.

По сообщению Н. Н. Ковалюха, радиоуглеродный анализ древесины последнего дуба показал, что он прекратил существование примерно 1230 лет тому назад, то есть в середине VIII в. Однако и до этого времени священный дуб простоял значительное время, о чем свидетельствует химический процесс, которому подверглись кости. Ко времени, предшествующему принятию христианства, относится и дуб, найденный в 1909 г.

Перунов дуб, найденный в 1975 г., передан Музею народной архитектуры и быта УССР в Киеве, где его законсервировали и будут экспонировать под открытым небом. Фрагмент же дуба с клыками реставрирован и размещен в павильоне «Наука» на Выставке достижений народного хозяйства УССР.

<< | >>
Источник: Я.Е. БОРОВСКИЙ. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МИР ДРЕВНИХ КИЕВЛЯН КИЕВ НАУКОВА ДУМКА 1982. 1982

Еще по теме Подарок Днепра.: