<<
>>

ДРЕВНИЕ ЧЕРТЫ В КИЕВСКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ X—XIII вв.

Наиболее глубоким проявлением языческой идеологии в изобразительном искусстве восточных славян были памятники скульптуры. Древнейшие среди них — изображения языческих богов.

Деревянными, по летописи, были языческие боги Владимира на Перуновом холме в Киеве, как и многие другие идолы на Руси.

Деревянные языческие скульптуры старых богов почти не сохранились до наших дней. Более долговечными были скульптуры из камня, глины и металла.

Скульптурные изображения идолов. Отдельные статуи из камня сохранялись на Подолье. Среди них известный славянский идол (Святовид), поднятый еще в 1848 г. из реки Збруч неподалеку от Гусятина, где существовало большое языческое святилище. Скульптура была сброшена в реку во время введения на Руси христианства. Збручский идол представляет собой четырехгранный столб высотой более двух метров, увенчанный головой с четырьмя лицами, в древнерусской княжеской шапке. Статуя с четырех сторон украшена тремя ярусами изображений, отвечавших религиозным представлениям того времени о трех сферах мира — небе (жилище богов), заселенной людьми земле и подземном мире— царстве злых сил. Среди богов небесного яруса на главном месте богиня с рогом изобилия, рядом с ней — бог войны с мечом.

Збручский идол, по мнению Б. А. Рыбакова, представлял собою древнего бога Вселенной Рода — верховного властелина неба, земли и подземного мира, который здесь изображен «не антропоморфно, а лишь символически, как скульптурная идеограмма плодородия, продления рода».

Во многих славянских курганах IX—X вв. встречаются бронзовые и глиняные объемные фигурки языческих богов с выдержанными пропорциями тела. Исключительный интерес представляет находка небольшого бронзового идола в захоронении князя X в. (Черная могила, Чернигов). Сидящий божок держит в руках какой-то предмет (вероятно, рог).

Бронзовый языческий идол был найден на дне Матвеевского залива в Киеве.

Статуэтка представляет собой мифическое существо в виде стоящего человека с двуликой головой в остроконечном головном уборе, с короткими руками и ногами, округлым животом. У идола— широкий нос, узкие раскосые глаза. Со стороны женского лица статуэтки около груди резко выступает голова какого-то животного, похожего на быка* рогами которому служат руки статуэтки, повернутые в сторону мужского лица. Исследователи относят статуэтку к концу I—первой четверти II тысячелетия н. э., то есть к печенего-половецкому и татаро-монгольскому периоду в истории Поднепровья. Не исключено, что фигурка идола могла принадлежать тюркоязычным племенам торков, известных еще в X в. как союзники князя Владимира. Во второй половине XII в. они осели по р. Рось и на Переяславщине.

Интересные фигурки X—XI вв. были найдены в Киеве на склонах Старокиевской горы в 1968 г. Две орнаментированные керамические скульптурки изображали одна голову, другая человека в сидячей позе. Фигура расписана по сырой глине различными крестиками и линиями. Голова же представляла изображение усатого мужчины с углубленными, очень выразительными глазами.

Подобные глиняные идольчики были найдены в Киеве и ранее, например, скульптурка с двумя фигурками из раскопок И. А. Хойновского в усадьбе Кривцова в 1892 г. Вероятно, то были домашние божки древних киевлян.

Дохристианским временем датируется стилизованное изображение фигуры человека в головном уборе на ободке шиферного пряслица из Старокиевской горы. Рядом нарисованы ветка или дерево, растущие из какого-то сосуда. Над фигуркой человека размещен орнамент.

С территории Киева происходят и другие скульптурные изделия, представленные фигурками женщин. В причудливых высоких головных уборах и просторной одежде, с детьми на руках. Обнаружены они во время раскопок в Верхнем Киеве, на Подоле, Замковой горе и на Кирилловских высотах. Одни исследователи относили их к славянскому времени и датировали X— XIII вв., другие— к позднему средневековью.

Известный знаток дренерус- ского искусства Л.

А. Динцес считал, что киевские женские статуэтки сохранили начальные черты древних славянских изображений (в данном случае славянской богини), которые в более поздней глиняной скульптуре исчезли. Он проследил связь киевских статуэток с изображениями великой богини, богини-матери скифского мира, усматривая их общие черты в одежде, и особенно в головном уборе.

Стилизованное изображение фигурки человека на шиферном пряслице. Старокиевская гора.

Стилизованное изображение фигурки человека на шиферном пряслице. Старокиевская гора.

Б. А. Рыбаков отметил, что у таких фигурок сверху сохранялось ушко для подвешивания, а это позволяет отнести их происхождение к очень древним временам, когда фигурки женщин-богинь подвешивались у входа в каждый дом. По его предположению, в X—XII вв. население Киева еще настолько прочно было привязано к своей тысячелетней земледельческой религии, к своим Родам и рожаницам, что в фигурках женщины с ребенком надо усматривать именно богиню— покровительницу домашнего очага (скифская Табити).
<< | >>
Источник: Я.Е. БОРОВСКИЙ. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МИР ДРЕВНИХ КИЕВЛЯН КИЕВ НАУКОВА ДУМКА 1982. 1982

Еще по теме ДРЕВНИЕ ЧЕРТЫ В КИЕВСКОМ НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ X—XIII вв.: