<<
>>

Древние черты на предметах обихода.

Как известно, многие вещи в Древней Руси, в том числе и в Киеве, изготовляли из глины — горшки, кувшины, миски. Они украшались орнаментом в виде горизонтальных полосок, волн и зигзагов.
Волнистый орнамент на глиняных сосудах X—XIII вв., как и на других предметах (подвесках- уточках, на более поздних вышивках), символизировал воду. Его наносили чаще всего на верхнюю часть сосуда, под ободком, на уровне, до которого наливали воду. Волнистый орнамент, по мнению Б. А. Рыбакова, мог выражать пожелание изобилия — «да будет этот сосуд всегда полным». Такие надписи, заменившие позднее знак воды, встречаются на различных глиняных сосудах, найденных в Киеве и других древнерусских городах. Элементы языческой символики на предметах первой необходимости — посуде для варки и хранения еды — можно считать вполне закономерными, если принять во внимание то, что древнерусское искусство было насыщено заклинательными элементами.

Некоторые исследователи придавали культовое значение и гончарным знакам (клеймам) на донышках глиняных сосудов. В ритуальном символическом значении

73

4,              412 знаков убеждала повторяемость клейм, их однородность. Почти повсюду преобладает круг со вписанным в него крестом посредине, что, как известно, у всех народов является стойким символом солнца.

Большинство знаков на киевских сосудах имеет вид разнообразных комбинаций с кругом. Это один или несколько концентрических кругов, круг с крестом (Старокиевская гора, Замковая гора, Подол). Самый ранний знак известен на сосудах IX—X вв. так называемого курганного тина, найденных В. В. Хвойкой на Подоле. Клеймо имеет вид круга со вписанным крестом. Однако в современной археологической науке получило преимущество мнение о гончарных клеймах как знаках мастеров или даже знаках заказчиков.

С гончарным искусством в Киеве связано изготовление терракотовых яиц-писанок, покрытых декоративной росписью.

В X—XIII вв. керамические писанки изготовлялись для широкого рынка. Больше всего их находят в языческих курганах. Об изготовлении в Киеве писанок свидетельствуют инструменты (тигельки-льячки).

Писанка — важный предмет языческого культа, сведения о котором уходят в глубокую древность. Она, очевидно, связана с определенными религиозными представлениями первобытных людей, в частности с поклонением плодородию. Кроме того, изготовление писанки связано с дохристианским обычаем встречи весны. Яйцо символизировало весеннее возрождение солнца и всей природы. Недаром Н. Ф. Сумцов считал, что еще задолго до христианства яйцо стало символом солнца, было синонимом источника жизни и вселенной.

Голова собако-дракоца. Косты Старокиевская гора,

Голова собако-дракоца. Косты Старокиевская гора,

74

Изображение козочки на шиферном рельефе. Печерск.

Изображение козочки на шиферном рельефе. Печерск.

На киевских писанках изображено переплетение желтых и зеленых полос. По мнению исследователей, они передают красоту и свежесть вечнозеленой травки, которая на Украине называется сосенка. С большим почтением относились наши предки к этой траве, используя ее мотив для символического изображения мифического небесного змея, который, согласно тогдашним представлениям о жизни, оплодотворял яйцо.

В древние времена писанки выполняли роль оберегов, на что указывают всегда помещенные в них глиняные шарики, создающие стук при встряхивании.

Древние языческие символы (солнечные знаки, различные зооморфные изображения) широко бытовали в киевском изобразительном искусстве. Языческое уживалось с христианским, о чем свидетельствуют киевские литые изделия XII—XIII вв., в частности бронзовые паникадила — хоросы.

Хорос, найденный на Хоревой улице, состоял из нескольких десятков отдельных частей, изготовленных способом художественного литья.

В нижней части он имел полусферическую чашу, сложенную из нескольких ажурных пластин треугольной формьі, куда могЛа помещаться большая лампаДа. Сверху чаша покрыта ажурной решеткой, по краям которой под прямым углом закреплены широкие пластинки со сложным кружевным узором. Эти пластинки образуют круг, на котором симметрично размещены шесть подсвечников, украшенных завитками и птицами. Хорос подвешивался на трех цепочках, прикрепленных вверху к ажурной полусфере. На каждой цепочке закреплено по два диска с крестом посредине, символизирующих солнце и огонь. По исследованию В. К. Гончарова, вся композиция изображений на хоросе воссоздает старые языческие образы света и тепла.

Большие диски символов солнца на цепочках имеет монументальный хорос, обломки которого обнаружены во время раскопок М. К. Каргера в Софии Киевской. Оба хороса сходны между собой. Близок к ним по форме хорос XII в. из Пирогощи, фрагменты которого найдены во время раскопок 1978 г., где внимание привлекают зооморфные изображения в виде уточки, рыбки и льва, элементы растительного орнамента и диски на цепочках.

По мнению исследователей, в Киеве находилась большая литейная мастерская, где ремесленники изготовляли бронзовые хоросы.

Ярким примером двоеверия являются христианские нагрудные змеевики, с одной стороны которых изображены святые, с другой — голова, опутанная змеями. Такие змеевики были распространены и даже изготовлялись в Киеве.

<< | >>
Источник: Я.Е. БОРОВСКИЙ. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МИР ДРЕВНИХ КИЕВЛЯН КИЕВ НАУКОВА ДУМКА 1982. 1982

Еще по теме Древние черты на предметах обихода.: