Символика на украшениях.
Браслеты-обручи упоминаются в летописи под 944 г. в связи с языческим ритуалом — присягой русских перед идолом Перуна. Известные обручи относятся к женской одежде (длинной рубахе, которая надевалась для игрищ и танцев). Именно обручи стягивали длинные рукава. Перед танцем девушка снимала обручи и танцевала с распущенными рукавами, что и изображено на извест-
Изображение Симаргло-птиц на киевском серебряном браслете XII в.
ной миниатюре из Радзивилловской летописи, а также на самих браелетах-обручах.
На браслетах часто изображались языческие ру- сальи игрища с танцующими женщинами, скоморохами, гуслями. Танцы под аккомпанемент гуслей вообще считались самым ярким проявлением язычества. О русальих играх упоминают и летопись, и более поздние христианские проповеди, направленные против язычества.
Б. А. Рыбаков отмечает, что русалии — общеславянский аграрный праздник, связанный с плодородием полей, молением о дожде и рождением новых колосьев. Обряды и праздники русалий, как отмечают исследователи, происходили в июне месяце, где главными были русалии, связанные с Купалой, летним солнцеворотом и культом воды как живительной силы для полей. На серебряных браслетах XII в. видим сцены из русалий: тут изображены гусляры, мужчины в пляске и девушки с распущенными, словно крылья, длинными рукавами особых праздничных рубах.
По исследованию Б. А. Рыбакова, на серебряных браслетах-обручах, предназначенных для игр, изображен комплекс языческих символов. Идея плодородия выражена растениями и их корнями, орошаемыми водой в критический для земледельца период летнего солнцестояния, когда особенно важно обеспечить все растущее небесной влагой — дождем. Растительный мир, жаждущий влаги, изображен посредством папоротника и хмеля— священного растения. Нижний ярус на браслетах, находившийся под ногами людей, животных и птиц, переплетенный корнями и насыщенный идеограммами воды и растительной силы, выражал идею, которая вложена в слова мать сыра земля.
Среди серебряных браслетов, на которых представлены композиции с людьми и существами с человеческим ликом, есть несколько браслетов из Киева. На браслете из усадьбы Раковского, найденном в 1889 г., размещена двухъярусная композиция. На левой створке в средней арке — стилизованное древо жизни, в двух соседних — сирины, повернувшие головы к растению. На другой створке два сирина стоят друг перед другом, а в правой крайней арке изображен спелый хмель. Головы сиринов девичьи, без нимбов. В нижнем ярусе — корни и побеги. Рядом — два косых креста и плетенка — вода. Кресты и вода обозначают купальские солнцеворотные русалии. С русалиями связаны и птицы- сирины, вилы — русалки, имеющие прямое отношение к небу, воде и растительности.
Из Киева происходит и литейная формочка для двустворчатого браслета. На одной створке вырезаны два птице-человека, а между ними в плетении — круг с крестом. Головы существ мужские, в колпаках. На второй створке — такая же композиция, но птицы не с человеческими, а с собачьими головами, типичные для Си- маргла. По мнению Б. А. Рыбакова, Симаргл—Сеимурв, как охранитель семян и корней священного дерева, вполне уместен на украшениях, предназначенных для плясок.
Еще один браслет (XII в.) из Киева — одноярусный, створки разделены на три арки. В левой арке — девушка-плясунья в вышитой на груди рубахе, с длинными струйчатыми рукавами, в юбке.
Правый рукав опускается до земли, левым она машет. В третьей створке — гусляр в длинной вышитой одежде, в длинном колпаке на голове. Лицо его обращено к девушке. В крайней арке изображен танцующий мужчина в короткой одежде с мечом и щитом. В арке между плясуньей и гусляром и в арке, соседней с пляшущим воином, изображены Симарглы-птицы с собачьими головами и хвостами в виде растительных завитков. Вокруг всех человеческих фигур размещены растительные завитки.На некоторых киевских браслетах изображено крылатое двухлапое создание с собачьей головой древнего бога Симаргла — хранителя древа жизни, дающего семена всех растений. Но в XII—XIII вв. на различных
Изображение гусляра на киевском браслете XII в.
предметах искусства, в том числе на браслетах, Симаргл заменяется Переплутом, божеством достатка и богатства, богом растительности, хвост и крылья которого преобразуются в растительную плетенку. Такой Симаргл Переплут, по мнению Б. А. Рыбакова, изображен на киевском браслете из Михайловского клада 1903 г. Рядом с ним ¦—знак Солнца.
В русальном праздновании важную роль играла вода и целебное зелье. Русалки, как известно, назывались вилами и самовилами. А впрочем, по объяснению древнерусского книжника XI в., назывались они еще сиринами. Сирины с девичьими лицами и крыльями известны и в древнерусском искусстве. Они, как мы уже видели, встречаются на серебряных браслетах рядом с русальной символикой возле древа жизни и очень часто на золотых колтах XII — начала XIII вв.
Золотые колты из киевских кладов, как считает Б. А. Рыбаков, были парадными, даже свадебными, поскольку орнаментика на них насыщена магией плодородия, проявляющаяся то в облике женщины, то в образе древа жизни, то в виде многочисленных отростков, занимающих центральное место на колте.
Наиболее многочисленная и стойкая группа изображений на колтах, обнаруженных в старой части Киева,— это два сирины с девичьими лицами или две птицы по сторонам от крина или древа жизни. К другой группе относятся колты, на которых изображена девичья голова в высоком кокошнике. На лицевой и обратной сторонах — короткие согнутые массивные ветви, словно обрубленные и существующие отдельно. Приблизительно ко времени их появления (середина XII в.), по мнению Б. А. Рыбакова, можно отнести поучение против язычества, в котором уже не говорится о Роде (упоминался до 1140-х годов), а лишь о рожаницах и о поклонении женскому божеству Солнца-света. Содержание дополнительных элементов орнамента колтов (ветки, дерево вместо малых отростков) связывается с магией плодородия, отраженной в растительной форме.
На киевских золотых колтах изображались вилы- русалки с рогами изобилия и растительной символикой — посредницы между небом и землей, податели небесной влаги и покровительницы растущих или цветущих хлебов. Б. А. Рыбаков считает, что такие колты «прекрасно дополняют скупые свидетельства письменных источников о загадочных вилах и представляют собой современную им иллюстрацию, которая более полно раскрывает сущность древнего культа вил-русалок и документирует бытование этого культа также в княжеско-боярской среде стольного Киева в конце XI и в первой половине XII в.».
Древо жизни и другие языческие символы, со временем превратившиеся в орнаментированные мотивы, обнаружены на древнерусских тканях с золотой вышивкой во время раскопок в Киеве. Вышивка — один из видов декоративного искусства — была широко распространена среди феодальной знати на Руси,
Изображение сиринов и древа жизни на киевских золотых колтах XII в.
По летописи, в XI в.
художественной вышивкой занималась Анна—Янка, дочь великого киевского князя Всеволода Ярославича. В Янчином (Андреевском) монастыре, созданном ее отцом, она организовала школу, где молодые девушки обучались вышивать золотом и серебром. Вышиванием для своей семьи и для церкви занималась жена Рюрика Ростиславовича Анна.Как указывала М. А. Новицкая, вышивка использовалась для украшения предметов церковного обихода, для мужской и женской одежды феодальной знати. Вышивка на оплечьях мужской одежды была даже признаком принадлежности к высшему сану. На выши-
Изображение птиц на киевских колтах XII в.
тых предметах церковного обихода известны изображения фигур святых и растительного орнамента. Они найдены в 1936 г. в захоронении Софийского собора в Киеве.
Сохранившийся на фрагментах ткани растительный орнамент представляет большой интерес. Из различных растительных элементов был восстановлен основной мотив композиции — древо жизни, прорастающее из земли, изображенной горизонтальной линией. На других фрагментах вышивок из Киева орнамент в большинстве состоял из повторения кругов (например, из тайника Десятинной церкви) или розеток (из Белгорода).
В орнаменте, украшавшем одежду, соединялись геометрические, растительные и зооморфные мотивы, а также символические языческие изображения: древо жизни, кресты, розетки. Все они постепенно утратили первоначальное значение оберегов и превратились в орнаментальные мотивы. По исследованиям Г. К. Вагнера, немало зооморфно-символических образов встречается в росписях Софии Киевской. Выступают они либо самостоятельно, либо в соединении с христианскими символами (грифоны по сторонам хризмы). Грифон в славянском искусстве мог быть художественным эквивалентом Симаргла. Хризма обозначала солнце — сложный образ, переходный от языческого искусства к христианскому.
Обереги. Особым видом древнерусской мелкой пластики были амулеты — обереги. Так назывались у древних волшебные предметы, фигуры с тем или иным изображением божества, которым приписывали тайную сверхъестественную силу. Такие амулеты (или же наборы их) часто носили на груди, у пояса. Они оберегали их хозяев от разных злых сил, отвращали несчастье, чары, беду. Недаром Г. К. Вагнер отмечал: «для предохранения себя от какого-либо конкретного зла достаточно было воспроизвести и держать при себе изобразительную модель доброго «духа». Многочисленные амулеты- обереги прямо и непосредственно, через себя, через свою конкретную изобразительность и выполняли свою апо- тропеическую функцию».
Среди амулетов встречаются миниатюрные изображения зверей, коней, птиц, а также различные миниатюрные предметы — топорики, ножи, гребни, ключи, ложки, ковши, бубенцы.
Для территории Киева наиболее характерны обереги в виде топориков, лунниц, круглых подвесок, связанных с солнцем, и подвесок, изображавших предметы быта, оружие.
Амулеты - топорики были связаны с богом-громовержцем Перуном.
Относятся они к X—Свинцовый оберег-топорик. Львовская площадь.
XII вв. Миниатюрные бронзо* вые и железные топорики, имитирующие настоящие топоры, встречаются в Киеве и на его околицах. Они найдены в детском захоронении X в. у Десятинной церкви (железный), на Рейтарской улице, 31 (бронзовый), на Львовской площади (свинцовый).
Особого внимания заслуживает оберег-топорик из свинца, обнаруженный М. А. Сагайдаком в 1978 г. Он представляет один из древнейших типов древнерусских топоров с массивным широким лезвием, имеющим выемку с внутренней стороны. Обух со вмятиной, с выступами вовнутрь. Основные размеры топорика (длина лезвия 25, толщина в сечении — 5, высота проушины — 7 мм) имеют хорошо выдержанные пропорции. Приведенный тип настоящих топоров датируется X — второй половиной XII в.
Лезвие топорика с обеих сторон украшено орнаментом. В верхней части орнамент состоит из кружочков, нанесенных на поверхность острым предметом. Нижняя часть лезвия украшена по длине двумя параллельными линиями, разделенными на квадраты, а на другой стороне — зигзагоподобной линией и квадратами, но меньшего размера.
Маленькие концентрические кружочки или кружочки с точкой в центре — общеупотребляемые солярные символы, эмблемы солнца. Славяне украшали такими знаками фигурки животных (коней и др.), чтобы подчеркнуть их солярный характер. Связь солнечных знаков с топорами, по исследованиям ученых, является широко распространенным явлением. Зигзаг с древних времен был символом молнии, он будто указывал направление удара. Такая зигзагоподобная линия шла вдоль всего лезвия свинцового топорика.
Солнечные знаки иа топорах, по исследованиям В. П. Даркевича, вводят в область древних представлений о небесных явлениях, когда источником молнии, небесного огня признавалось солнце. Земной огонь считался при этом даром неба, переданным на землю в виде молнии. Огонь вообще был священным атрибутом при богослужении Перуну. Миниатюрные бронзовые, железные и свинцовые топорики, таким образом, интерпретировались как предметы культа Перуна, его символы и имели функцию оберегов.
Согласно верованиям наших предков, эмблемой бога- громовержца, охранявшего людей от злых духов, были так называемые подвески-бубенцы и некоторые другие шумные предметы. В Киеве часто находят бронзовые грушевидные бубенцы. Известны они из раскопок на Старокиевской горе, на Подоле и в других местах древнего Киева. Большинство из них найдено в захоронениях женщин, а также в комплексе с украшениями X — начала XI в. Бубенцы-обереги подвешивались у пояса и на груди. Внутри них имелись металлические шарики. Подвешенные у пояса на длинных ремешках или цепочках, они при наименьшем движении начинали колебаться и издавали звон, отгоняя, по воззрениям древних, нечистую силу.
С культом луны связаны многочисленные подвески в виде полумесяца — так называемые лунницы. Больше всего их найдено в курганных захоронениях в составе ожерелий. Иногда их носили как серьги. Лунницы — важная принадлежность женского убора. Время наибольшего их распространения на Руси X — начало XI в. Лунницы служили оберегами, защищавшими женщин и девушек от злых сил и чар.
Немало лунниц найдено в Киеве. Одна из них обнаружена в 1937 г. на территории Десятинной церкви в женском захоронении. Находилась она в составе ожерелья, состоявшего из 30 бусин. Лунница отлита из низкопробного серебра, с трубчатым ушком. Другая лунница происходит из Копырева конца (вблизи Львовской площади). Это литая бронзовая узкорогая подвеска, отличающаяся от других типов тем, что ушко для подвешивания у нее находится на удлиненном стержне в виде небольшого крестика. Крест, как известно, у языческих славян был символом небесного огня, символом солнечного божества. Лунницам с таким крестом приписывались особые священные свойства.
Подобные подвески-лунницы особо почитались древними славянами. Отголоском этого было ношение лун- ниц с крестом в виде сережек для предупреждения различных болезней еще в XIX в. в бывшей Калужской губернии. Носили их мужчины. Одновременно лунница могла иметь и более широкий смысл. В языческих религиях почитание солнца и луны как божеств — покровителей брака было очень распространенным явлением. Месяц был мужским началом, женихом, солнце — невестой. Эти небесные светила представлялись божественной парой, брак которых служил прототипом человеческого. Как божествам, живущим в браке, человеческие браки отдавались под покровительство солнца и месяцу. Недаром в украинских колядках хозяин сравнивается с месяцем, а его жена с солнцем:
Ясен місяць — пан господар,
Красне сонце — жона його.
Как предполагают исследователи, композиция из луны с крестом позже могла обозначать неразрывность, единство мужского (месяц) и женского (солнце) начал, быть символом супружества. Такие подвески могли носить замужние женщины и невесты.
С солнечным культом особенно связаны круглые подвески. В курганных захоронениях известны имитирующие солнце подвески без орнамента. Но были подвески и с различными стилизованными изображениями. Из Киева, например, происходит круглая подвеска с ажурной решетчатой плетенкой (Старокиевская гора). По мнению исследователей, аналогичную роль могли играть серебряные монеты, употреблявшиеся в роли подвесок. В киевском некрополе обнаружено много арабских дир- гемов, превращенных в подвески-обереги путем прикрепления ушек для ношения.
Некоторые круглые подвески из Киева (Рейтарская, 33) и Вышгорода — прорезные, с помещенными в середину крестами. Будучи священным символом солнца- огня, крест у языческих славян служил также и амулетом, оберегавшим его хозяина со всех четырех сторон. Иногда крест в круге заменялся четырехлепестковым цветком. Подобные формы переходят непосредственно в розетку. Таких розеток найдено немало в различных местах древнего Киева. Одна из них представляет собой позолоченную подвеску с восемью лепестками и происходит из усадьбы Трубецких (Владимирская, 3). По мнению исследователей, розетка близка к цветку, в ней словно воплощена идея связи животворных солнечных лучей и роскошного прорастания цветов и трав на земле.
С формой креста связаны находки в языческом некрополе на Кирилловских высотах в Киеве. Интересны две плоские, вырезанные из листового серебра подвески в виде креста с расширенными концами. Пластинки украшены орнаментом из мелких кружочков. Другая подвеска — бронзовая крестоподобная пластинка с приклепанным ушком. На ее лицевой стороне — точечный орнамент по краям и ромбовидный посредине. И кружочки, и ромб — изображения солнца, почитаемого язычниками-полянами.
Среди археологических материалов восточных славян (периода X—XIII вв.) немало различных знаков, относящихся к языческому культу небесных светил и воплощающих целый комплекс космических верований. Большинство из них связано с украшениями женского убора (подвески к ожерельям, бляшки, височные кольца), игравшими магическую роль оберегов. Немало таких предметов обнаружено при раскопках древнего Киева. Больше всего их в женских захоронениях с трупосожже- нием и трупоположением киевских языческих некрополей. Ожерелья состоят из ластовых, сердоликовых, хрустальных и стеклянных бусин, а также из различных подвесок — монет, лунниц, раковин. Некоторые ожерелья насчитывают до 50 и более бусин, другие — три— пять. Височные кольца (бронзовые и серебряные) —это небольшие проволочные кольца с незамкнутыми концами. Реже встречаются височные кольца из серебряной проволоки с фигурными подвесками, состоящими из шести нанизанных одна под другой звездочек с лучами.
Характерным признаком киевских языческих захоронений являются клыки и кости диких кабанов. Много их найдено и в культурном слое древнекиевского городища. Обнаружены также клыки медведя и волка. Их носили на груди как амулеты, охраняющие жизнь человека. Причем в амулете частица зверя (клыки, зубы, лапа или голова) в представлении древних соединялась с целым, то есть целое восстанавливалось по частям. Амулеты-обереги были обрядово-заклина- тельными предметами.
К амулетам относятся также подвески, изображающие в уменьшенном виде предметы быта и оружие: ложки, гребни, ключи, ножи, мечи и др.
В курганах эти подвески находят чаще всего в соединении с другими амулетами, среди которых иногда встречаются кости
И зубы ЖИВОТНЫХ. Амулеты-Обереги:
T13 НаЗВаННЫХ амуле- і) лунница из Копырева конца, 2) бу-
фап пойгтрипт IV о I/ttpro бснчик со Старокиевской горы, 3) круг-
ГОВ, найденных В і\иеве, лая подвеска из Верхнего Киева,
ИНТЄрЄСНЬІ ПОДВЄСКИ В ВИ- 4~-5) миниатюрные ложечки. Верхний
х Киев.
де миниатюрных ложек,
считавшихся, вероятно, символом благосостояния и достатка. Бронзовая ложечка из усадьбы № 33 на Рейтарской улице по форме несколько продолговата, имеет довольно длинную рукоятку с круглым отверстием на конце для подвешивания. Значительный интерес представляет костяная подвеска-ложка из детского захоронения на Старокиевской горе. Ее ручка украшена гравированным орнаментом в виде плетенки. Орнамент на расширенном конце ложки в условной стилизации передает чешуйчатый хвост какого-то чудовища. У нее есть аналогии среди бронзовых миниатюрных ложечек- подвесок из других местностей Руси. В Киевском историческом музее сохраняются две бронзовые ложечки- подвески из раскопок Киевской области и три неизвестного происхождения.
В Киеве и области обнаружены миниатюрные ключи — символы богатства и сохранения хозяйства. Один из них, отлитый из бронзы, происходит из языческого погребения на Старокиевской горе. Бесспорно, он употреблялся как подвеска ритуального назначения. У него было подвижное фигурное кольцо, а на плоской, почти квадратной бородке — четыре сквозных круглых отверстия.
К подвескам в виде миниатюрных предметов и оружия исследователи относят амулеты в виде ножен и миниатюрных мечей, встречающиеся на территории Киевской Руси сравнительно редко. В пределах Киева миниатюрные мечи были найдены во время раскопок в усадьбе Киевской Софии и на Львовской площади. Находки на Львовской площади представляют собой небольшие стилизованные мечи, посредине лезвия которых сделаны отверстия. Все три меча похожи между собой и имеют длину до 32 мм.