ПОГРЕБАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ
На огромной территории, которую занимали восточнославянские племена, известны многочисленные могильники и курганы с захоронениями. Древнейшим обрядом захоронения языческой поры является трупосожжение.
Но для славян был характерен и обряд трупоположения. При всех видах обрядов над могилами насыпали курганы, а покойника хоронили в одежде и уборе с его личными вещами, которые должны были служить ему в потустороннем мире. При погребении представителя знати убивали его жену, коня и оставляли с ним ценные вещи. Все это было связано с представлениями древних славян о потусторонней жизни, о блаженном крае (рае), жилище вечного света, куда переходил человек после смерти. Считалось, что со смертью жизнь не заканчивается, а приобретает лишь иные формы, причем покойник приобщается к сонму предков.На территории Киева еще в первой половине XIX в. можно было увидеть сотни курганов языческого времени. Располагались они как в самом городе, так и на его околицах, особенно вдоль Днепровских гор. Археолог Я. Волошинский в 1876 г. отмечал, что в Киеве насчитывается около 280 курганов, составлявших отдельные (большие и малые) группы, иногда поросшие лесом.
Курганы на территории Киева составляли несколько больших могильников (некрополей) на Старокиевской горе, на высотах над Кирилловской улицей (ныне улица Фрунзе), в урочище Батыева Могила над р. Лыбедь и на околицах Киева в Китаєво. Раскопки курганов, которые в свое время проводили Я. Волошинский, И. А. Хойнов- ский, В. В. Хвойка, С. С. Гамченко, М. К. Каргер,
П. П. Толочко, С. Р. Килйевич, И. Й. Мовчаи й др., дали очень важный материал для выяснения языческих обычаев древних киевлян.
Языческие курганные погребения киевских некрополей, датируемые IX—X вв., делятся на две большие группы — трупосожжения и трупоположения, которые сосуществовали в пределах одних и тех же могильников. Такое сосуществование характерно и для других некрополей Поднепровья, в частности Чернигова. По мнению ученых, эта черта была присуща еще предшествующей славянской культуре. О том, что обряды сожжения и погребения в земле были одинаково распространены у славян, справедливо отметил известный славист А. А. Котляревский в работе «О погребальных обычаях языческих славян»: «Как погребение в земле, так и сожжение бытовали совместно и одновременно с древнейшей эпохи до самой поры распространения христианства». Сосуществование в киевских некрополях обеих групп погребений отвечало языческим взглядам древних восточных славян. Погребений по обряду сожжения в исследованных курганах обнаружено намного меньше, чем по обряду ингумации (примерно 14 против 117).