<<
>>

Погребальный обряд предгорных памятников.

B эту группу мы отнесли 70 погребений из трех могильников - Кочипэ (Северный участок), Ясеновая Поляна и ФарсЖлады. Для предгорного вариаігга прослежены два основных обряда: подкурганные погребения (наиболее поздние) и грунтовые, а также впускные могилы.

Грунтовые и впускные погребения.

Остановимся прежде на обряде груігговых могил. B маиболес представительном могильнике этого вариаігга - могилышке Фарс, могилы были впущены в естественные возвышенности либо в курганы предшествующей эпохи. Как мы уже писали выше, возвышенные места для погребений этого времени выбирались в могильниках абинского подвариаігга, в то же время протомеотские могильники Центрального равнинного Закубанья не имели никаких внешних признаков.

Впускные и грунтовые погребения предгорных памятников совершались в неглубоких прямоугольных ямах, обложенных камнем и часто камнем же и перекрытых. У ряда погребений неглубокая могилыіая яма не прослеживается. Это характерно для могильника ФарсЛСлады (Лссков, Эрлих, 1999). Близкие конструкции имелись и в могилышке Кочипэ на окраине в г. Майкопа. Там камень также встречается в заполнении могильных ям. Как полагает исследователь этого могильника, в яму проседал булыжный могильный холмик (Ловпачс, 1991, c.S9). Обилие камня в обряде предгорных памятников, обусловлено, прежде всего, их местоположением.

Bce погребения предгориого варианта - одиночные. Групповые и парные захоронения здесь не встречены. Эта жс черта сближает предгорные памятники с центральным вариантом протомеотских памятников. Как и в памятников центрального варианта в предгорных памятниках сочсгаются вытянутые и скорченные захоронения.

Поза погребенных предгорного варианта.

Таблица 7.

Могильник Вытянуты Скорченные Неопр.

Поза

Левое Правоск Полускор Всего скор.
ФарсЛСлад

ы

25,5% 6,5% 14,5% 60%
Кочипэ 4Ϊ% 38% 38% 2І%
Ясеновая

поляна

50%^ 25% 75% 25%

Следует отметить, что в могильниках Фарс и Кочипэ мы наблюдаем незначительное преобладание вытянутых погребений. Вытянутые погребения полностью отсутствуют в могильнике Ясеновая Поляна. Однако это обстоятельство из-за мизерности выборки - всего 4 погребения, не следует принимать в расчет. Среди скорченных погребений в могильнике Кочипэ присутствуют только скорченные на левом боку, скорченные на правом боку и на спине - отсутствуют. B то время как в могилышке Фарс имеется незначительный процеігг всех видов скорченных погребений.

Ориеіггировка погребенных в могильнике Фарс прослежена в 37 случаях. Преобладает юго-западная - 17 случаев, в 3 случаях ориентировка - южная, 9 погребений имеют западную ориентировку, 6 - северо-западную, в 2 случаях - cesep>ty>o. Отсутствуют восточная, севсро-воеточная и юго-восточная ориеіггировки. Таким образом, погребенные здесь ориентированны явно в западную полуокружность, с преобладанием юго-западного направления. Интересно, что в ближайшем к могильнику Фарс могильнике Ясеновая Поляна, где

известно 5 могил протомеотского времени - ориентировка восточная, с незначительным отклонением к югу (Дитлер, 1961, с.140-141).

B могильнике Кочипэ преобладала меридиональная ориентировка, с небольшими отклонениями (Ловпаче, 1991, с. 78-79). По нашим подсчетам, сделанным по отчету этого исследователя мы можем сказать, что на северном участке могильника, где находились протомеотские погребения преобладала северо-западная ориентировка - 40,5%, противонаправленная ей юго-восточная была на втором месте - 22%, на третьем и четвертом месте стоит северная и южная ориентировки соответственно - 16 и 12 %. Юго-западное направление погребенного встречено лишь однажды (3%) и полностью отсутствуют широтные ориеіггировки и северо-восточная (Ловпаче, 1985-1986). Таким образом, в могильнике Кочипэ мы можем говорить о незначительном преобладании ориентировок в северный сектор. Bce это говорит о неустойчивости ориентировки погребенных в могильниках предгорной части Закубанья в это время.

Как и в протомеотских памятниках центрального варианта связь между полом и cmycoM погребенного и его позой, хотя и существует, но она не абсолютна, как, вероятно, не абсолютен для определения пола и инвеіггарь погребения. Это показали исследования Келермесского грунтового могильника, для которого были сделаны антропологические определения: женские захоронения могли сопровождаться оружием и конем (п. 4, 12), а мужские - зеркалом (п.27) (Галанина, 1989, c.86).

Подсчет таких «социально-половых» признаков («лошадь», «оружие», «узда», «мужские орудия труда», «украшения» и т.п.) погребального инвеіггаря погребений грунтового могильника Фарс в таблицс-матрице позволил нам выделить следующие группы погребений (Лесков, Эрлих, 1999, с. 32-33, рис. 44- 45).

I группа. «Всадники» (М-1). Погребения, в которых выпал признак «лошадь» или «узда» - 16 погребений (36,5%) (пп. 2,6, 8,9,13,14,16,21,22,24,25,28,31, 32, 35, 40). Bce эти погребения за исключением трех (пп. 8, 14, 16) содержали оружие, т.е. относились к высшему сословию конных воинов. Особым богатством погребального инвентаря отличаются в этой группе погребения 9 и 35.

II группа.

«Пешие воины» (M-II). Это погребения, в которых имеется оружие, но отсутствует признаки всадничества - 8 погребений (18%) (пи. 4, 11, 12, 18,20,27,30,33).

III- группа. «Мужчины - не воины» (M-III). Погребения, в которых присутствуют «мужские признаки» - «нож», «оселок» - 3 погребения (7%) (пп. 26, 36,45).

IV группа. «Женские погребения» (Ж). Погребения, в которых присутствуют только иризнаки группы «украшения». Сюда вошли 9 погребений (22,5%) (1, 3, 7, 10,19,23,34,37,38,39).

V группа неопределимых по социально-половым признакам погребений (?), в которых имеется только посуда. Следует отмстить, что сюда мы также включили несколько разрушенных и, вероятно, ограбленных погребений из курганов 24 и 25 могильника Клады. Всего в этой группе 7 погребений - (16%) (пп. 5,15, 17,41,42,43,44).

Корреляцию «мужских признаков» с вытяіптой позой, подобно другим протомеотским памятникам, здесь нельзя назвать жссткой. B могильнике Фарс в тех погребениях, где прослежена поза погребенного, мы наблюдаем следующую картину. Из 12 вытянутых погребений 10 содержат оружие либо конскую узду, одно (n.26) - нож (мужской признак) и булавку, в одном погребении - (п.17) содержится только сосуд. Из 7 скорченных погребений этого могильника - 4 содержат оружие, а 3 - женскиЙ инвентарь.

Необходимо отметить, что в могильнике ФарсЛСпады, по сравнению с другими протомеотскими могильниками, чрезвычайно высок процент воинских погребений. Из44 грунтовыхпогребенийоружиесодержалосьв21 могилс(48%). Если добавить к ним и еще такие «мужские» признаки, как «оселок», «нож», «уздечка» и «лошадь», то этот процент возрастет до 61,5%.

«Конные воины», т.е. погребенные с оружием, в могилах которых присутствуют погребение лошади, либо се шкура или конская уздечка составляют более половины погребенных с оружием (13 погребений - 62% процента от воинских погребений и 31% от всех погребений могилышка.

B то же время в Николаевском могильнике из 157 погребений конные воины встречены лишь в 5 могилах, что составляет около 3% (Анфимов, 1971, с.171-172).

Ha гистограмме (рис.115) видна мы сравнили инвентарные группы погребений могильника Фарс с рядом протомеотских могильников (Николаевского, Кубанского и Псекуиского) и раинемеотсхим Келермесским могильником.

Для Келермесского грунтового могильника раннемеотского времени исследователями было выделено 4 социальные группы: безыивентарные погребения, погребения с керамикой, мужчины и женщины с дополнительным (сверх керамики инвентарем), и всадники (Галанина, Алексеев, 1990, c.52, табл.). Мы перегруппировали эти данные по тем же признакам, что и могильник ФарсЛСлады и получили следующее процентное соотношение: «всадники» -25%, «пешие воины»-8%, «мужчины - не воины» - 8 %, «женщины»- 8%, погребения только C посудой - 23%, безынвентарные погребения - 28%.

Сравнение же «имущественного» характера погребений могилышка Фарс со вссми другими близкими по времени могильниками позволяет нам сделать следующие выводы. Минимальное количество заведомо детских погребений, относительно небольшое количество женских могил и могил, содержащих только посуду, полное отсутствие безынвентарных могил, очень высокий процент воинских погребений, сильно превышающий средний для любого общества процент мужского населения, способного носить оружие, - все это указывает на особый характер могильника, как «кладбища богатых». Скорее всего, этот могильник, в отличие от степных закубапских .могилышков Николаевского и Кубанского, в которых было представлено все общество с зависимым населением, имел особый статус аристократического кладбища. Самой представительной группой здесь является группа (M-I) «конных всадников», которые, как известно, в период поздней бронзы и раннего железного века составляли элитный слой общества, из которого формировалось вождество.

Большой процсігт всаднических погребений среди воинских указывает на «подвижность» воинов могильника. Подобный высокий процент всадников среди воинов мы наблюдаем на следующим по времени за могильником Фарс,

Келермеском грунтовом могильнике, несмотря на то, что процент воинских погребений срсди всех могил там был ниже: здесь 9 из 12 воинов были всадники (Галанина, 1989, с.81-82).

Высокий процент всаднических погребений в предскифский и раннескифский период, скорее всего, можно объяснить участием местного населения в военных походах. Войско скифов периода переднеазиатских походов целиком состояло из всадников (Черненко, 1988, c.20).

Кости коня либо уздечка в грушовом могилыіике прослежены в 16 погребениях могильника Фарс. B 13 случаях они, как мы указали выше, они сопровождались оружием, и лишь в одном (п.8) посудой, в двух случаях содержали другие «мужские» признаки (п.14,16).

Чаще встречался целый костяк лошади (7 случаев), реже - остатки чучел коней (череп и кости конечностей) - 4 случая.

B пяти могилах была встречена конская уздечка без костей лошади, что, скорее всего, также обозначало pars pro toto погребение с консм. Конский скслст, (либо чучело коня), как правило, лежал параллельно погребению человека, слева от него (nn. 6,8,9,24,31,32,35,40), лишь в двух случаях кости коня находились справа (пп.13и25). Водном случае конскискости лежали выше человека наступеньке - заплечике (п.6). Конские костяки помещались как на правый бок, так и на живот (пп.31,35,40).

Следует отмстить, что среди протомеотских памятников обычай помещения целых туш лошадей также слева от всадника характерен и для могилышка Кочинэ, здесь в пяти случаях прослежен обычай помещения целой лошади и по одному случаю «шкуры» и «уздечки». Положение целой лошади является одним признаков предгорного варианта и как, мы отмстили выше, всего лишь дважды этот обычай встречен в могильниках цешралыюго вариаігга.

Обычай погребения с конем сохраняется в меотской культуре и в раинсскифское время. Причем ужс в равнинной части Закубанья в могилу помещают как чучела коней, так и целые туши. Слева от погребенного вдоль западной стенки могилы располагались положенные на живот лошади и чучела коней вКелермесском грунтовом могильнике (Галанина, 1989, c.80).

B ранней группе Уляпского могильника (VI-V вв. до н.э.) лошади также находились слева от ногребснного. B основном в могилу помещали целую тушу коня, положенного чаще на бок (8 случаев), лишь в двух случаях была встречена шкура (Беглова, 1989, c.l43).

Основной элемент погребального инвсіггаря - керамика. B груігговом могильнике Фарс она присутствует в подавляющем количестве погребений в - 42 из44.

Сосуды чаще всего располагаются в головах погребенного. B погребениях вс тречается от одного до 5 сосудов.

Состав керамических наборов погребений предгорного вариаігга чрезвычайно стабилен - корчага или несколько корчаг и лепные черпаки, лишь иногда встречаются миски. Часто черпаки помещаются на венчики крупных корчаг, служа своеобразной крышкой. Такой обычай прослежен для могильников Кочипэ и Фарс (Ловпаче, 1991, c.79; Лесков, Эрлих, 1999, c.34 ). Преобладающее расположение керамической посуды в головах погребенного можно считать общей чертой нротомсотского погребального обряда.

Напутственная мясная пища в могильнике прослежена в 9 погребениях могильника Фарс и в 3 погребениях Кочипэ. Однако в виду плохой сохранности KOCTHOiO материала в целом, ее присутствие следует предполагать почти в каждом погребении. Какой-либо системы в помещении частей животных в могиле нет. Скорее всего, это были части мелкого рогатого скота, что характерно почти для всех могилышков иротомеотского и рашіемеотского времени. Лишь для могильника Ясеновая поляна, как указывал П.А. Дитлср, характерны черепа и конечности коров (Дитлер, 1961, с. 140).

B могильниках ФарсЛСлады отсутствуют так называемые «ритуальные предметы» - «гальки», «культовые кости»- распространенные в степных закубанских могильниках. B предгорных памятниках Кочипэ и Ясеновая поляна их также нет. Н.Г. Ловпаче указывает, на появление галек и плиток в могильнике Кочипэ лишь в позднейших погребениях скифского времени (Ловпаче, 1991, c.80). B то же время в пяти поіребеннях могильника Кочипэ и в двух погребения могильника Фарс прослежены кремневые отщепы в мужских по инвентарю погребениях.

Стабильного расположения предметов прочего погребального инвентаря мы не наблюдаем. Можно лишь сказать, что наконечпики копий чаще встречаются за головой погребенного, а оселки на поясе. Узда может быть встречена как и на костях лошади, так и компактной кучкой между костями лошади и человека. Украшения встречаются, как и среди костей человека, так и рядом с ними.

Таким образом, подводя итоги описанию черт погребального обряда грунтовых погребений предгорных погребений, следует отметить, что среди них можно выделить как общие «протомеотские», так локальные (предгорно- закубанские) и индивидуальные черты каждого могильника.

K первой группе признаков отнесем сочетание вытянутых и скорченных захоронений, сопровождающихся посудой, уздечными наборами, оружием и украшениями; присутствие в могилах черпаков и расположение посуды за головой погребенного; помещение в погребение напутственной пищи; присутствие в погребениях уздечных наборов, pars pro toto конских жертвоприношений.

C занадной Абинской группой памятников эти могильники роднит традиция использования для захоронений кургапов предшествующих эпох и естественных возвышенностей, а цеіпралыго-закубанской традицией · обычай помещать в погребения «шкуры» (чучела) коней, как правило, слева от погребенного параллельно ему, а также кремневые отщепы.

Локальной «предгорной» традицией, по-видимому, следует считать участие в погребальном ршуале каменных конструкций, облицовку стенок могил камнем, камеиных засыпок, выкладок - могильных бугорков, обозначающих могилы на поверхности. Сюда жс можно отнести участие в погребальном культе корчаг, помещение черпаков на венчик корчаги, отсутствие галек и других меотских «ршуальных» предметов. Помимо шкуры здесь встречаются и целые туши лошадей, что характерно в протомеотское время только для предгорий.

Индивидуальными чертами могильников является их ориентировка с преобладанием в западный (Фарс), северный (Кочипэ), либо восточный (Ясеновая Поляна) секторы.

Необходимо также отметагь как особый признак «аристократический» сгатус могильника «Фарс/Клады», выражающийся в большом процентном содержании представителей высшего сословья - «всадников», большом количестве погребений с оружием, отсутствием безынвентарпых и минималыюм количество детских могил.

Курганные погребения.

Для предгорного варианта протомеотских памятников известно пять основных подкургаішых погребений. Могильник ФарсЯСлады помимо грунтовых погребений содержит 3 подкургаішых захоронения, опюсящихся к прсдскифскому и раннсскифскому времени, еще 2 были открыты в Хаджохском некрополе (Сазонов, 1997, 2000)

Можно было бы предположить, что в курганах захоронены вожди, верхушка военной аристократии, погребенной в грунтовом могильнике. Подобную картину мы, например, имеем в Келермесском могильнике, где исследователями отмечена выделяющая социально и предположительно этнически группа из 4 подкургаішых захоронений (VII группа), раскопанных Д.Г. Шульцем и Н.И. Веселовским (Галанина, Алексеев, 1990, c.53). Однако периодизация погребений могильника Фарс, указывает на то, в урочище Клады подкурганные погребения асинхронны грунтовым погребениям и хронологически следуют за последними (Лесков, Эрлих, 1997, с. 67-71). Погребения предскифского и раннескифского времени содержали курганы 46,48 и 41 группы Клады, находящиеся в ее северной части.

Bce подкургаиные погребения предгорного варианта были в той или иной степени ограблены в древности. Погребальная конструкция их единообразна. Это подпрямоуголыіая или подквадратная (курган 41 могильника Клады), ограниченная каменпой оградкой погребальная площадка, находящаяся на уровне древнего горизонта ориентированная по линии ссверо-запад-юго-восток и перекрытая курганной насыпью. B некрополе Клады она была невысокой от 0,5 до 1,2 м, тогда как в Хаджохе достигала 3 м.

Безусловно, что курганы принадлежали самому высшему сословию протомеотского общества этого периода - вождям. Об этом говорят находки колссничной упряжи, обнаруженные в трех курганах (Клады 46, Хаджох к.1 и 2). Наличие этих деталей мы можем предполагать и в ограбленном кургане 48 пекрополя Клады. Курган 41 этого могильника, судя по найденному здесь инвентарю, относится ужс к следующему - келсрмесскому периоду и содержит уздечные наборы по крайней мере для трех лошадей.

Можно заключить, что древнейшие прсдскифскис курганы элитного некрополя Фарс/Клады, а также хаджохские курганы демонстрируют формирование курганного обряда начиная с «классического» новочеркасского периода. Многое в их конструкции связано с наиболее престижными погребениями грунтового могильника Фарс: это ориентация и форма каменных оградок, набор керамики. Однако факг трансформации могилыюго холмика в курганную насыпь и малое количество курганов свидетельствует о росте значимости воинской элиты в период ранних военных ноходов классического «новочеркасского» периода. He исключено, что в этих курганах похоронены вожди, выделившиеся в период походов в Переднюю Азию из воинской верхушки - «всадников», похороненных B грунтовом могилышке Фарс. Следует отметить, что во время сооружения трех элитных курганов в урочище Клады захоронения прочих групп в могильнике Фарс прекращаются. По-видимому, в это время могильник использовался исключительно для погребений трех поколений вождей, а некрополь прочего знатного населения переносится в другое место.

<< | >>
Источник: Эрлих Владимир Роальдович. Северо-Западный Кавказ в началежслезного вска (протомеотская группа памятников). Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Москва - 2005. 2005

Еще по теме Погребальный обряд предгорных памятников.:

- Археология - Великая Отечественная Война (1941 - 1945 гг.) - Всемирная история - Вторая мировая война - Древняя Русь - Историография и источниковедение России - Историография и источниковедение стран Европы и Америки - Историография и источниковедение Украины - Историография, источниковедение - История Австралии и Океании - История аланов - История варварских народов - История Византии - История Грузии - История Древнего Востока - История Древнего Рима - История Древней Греции - История Казахстана - История Крыма - История мировых цивилизаций - История науки и техники - История Новейшего времени - История Нового времени - История первобытного общества - История Р. Беларусь - История России - История рыцарства - История средних веков - История стран Азии и Африки - История стран Европы и Америки - Історія України - Методы исторического исследования - Музееведение - Новейшая история России - ОГЭ - Первая мировая война - Ранний железный век - Ранняя история индоевропейцев - Советская Украина - Украина в XVI - XVIII вв - Украина в составе Российской и Австрийской империй - Україна в середні століття (VII-XV ст.) - Энеолит и бронзовый век - Этнография и этнология -