Образ Великой богини.
Искусство древних славян, как справедливо замечает Б. А. Рыбаков, глубоко самобытное и неразрывно связано с народной фантазией. Повседневный быт наших далеких предков был богато украшен разнообразными произведениями народного искусства. Особо почитались каменные и деревянные скульптурные изображения языческих богов — важнейший вид древнего искусства. Мифологические мотивы у восточных славян существовали очень долго и были наиболее распространены в быту. Это изображения на бронзовых фибулах (застежках для плащей), на подвесках и амулетах, различные изображения в художественной вышивке. На таких предметах (особенно на ювелирных изделиях) самым величественным является образ Великой богини славян» Чаще всего изображение богини встречается на антропоморфных и зооморфных фибулах VI—VII вв., которые Б. А. Рыбаков связывает с культурой ПОЛЯНСКОГО племени — «самого передового и важного среди всех приднепровских славян». Наиболее распространены они на территории Среднего Приднепровья (бассейна Роси и ближе к берегам Днепра, а также в Киеве). На таких фибулах в центре изображена фигура богини — женщина в длинной, расходящейся книзу одежде, с поднятыми вверх руками, в позе мольбы к небу (солнцу), с солнечными дисками вокруг головы. На некоторых фибулах руки богини непосредственно переходят в головы коней или птиц (петухов). И конь, и петух в представлении славян связаны с солнцем, его культом. По исследованиям ученых, культ Великой богини, богини- матери зародился еще в период матриархата и стал основным культом земледельческих племен, а позже перешел в христианский образ Оранты, божьей матери. Поскольку большинство таких фибул найдено в бассейне реки Рось, Б. А. Рыбаков допускает, что здесь могло находиться и святилище Великой богини.
Малая Житомирская улица." /> Серебряная антропоморфная фибула. Малая Житомирская улица.
Б. А. Рыбаков считает, что в древности Великая богиня называлась Берегиней. Ведь древнейшим этапом славянских языческих культов (по поучениям христианских проповедников XII в.) было поклонение берегиням. Да и слово берегиня обозначало землю. Таким образом, богиня земли, которая часто заменялась на вышивках изображением дерева (березы), называлась Берегиней, то есть землей. У восточных славян она могла называться еще Житной Бабой, Рожаницей, Землей, Ладой и, возможно, Славой.
і
Еще в начале 90-х годов прошлого века в Киеве на Малой Житомирской улице была найдена большая серебряная литая антропоморфная фибула. На пей изображена Великая богиня с руками, переходящими в головы коней, в чрезвычайно широкой юбке. Перед нами и богиня, и представители солнечного светила — кони, и солнечные диски, его символы. Рядом с женской фигурой изображение мужчины, руки которого также переходят в конские головы. Возле его ног еще два коня. Вокруг мужчины также нагромождены символы солнца— солнечные диски. Можно предполагать, что мужская фигура является изображением солнечного божества, оплодотворяющего землю.
Еще одна небольшая серебряная антропоморфная фибула была найдена на территории Киева в 1893 г. при строительных работах. На обоих концах ее — изображения женских фигур в одежде. Другая фибула, найденная возле Щекавицы, имела овальную форму. На ней схематичное изображение женской головы и коротких ног. Если две первые фибулы относятся к VII в., то Ще- кавицкая — примерно к VIII в. Именно с этого времени образ Великой богини на фибулах упрощается, преобразуясь в схематичное изображение женщины. На ювелирных предметах он оттесняется символами солнца (различные предметы из киевской эмали) и с течением времени переходит в обычный декоративный мотив. Изображение богини встречается в более поздние времена лишь на вышитых рушниках, которые в языческом ритуале имели незаурядное священное значение.
На них (XIX в.) Великая богиня держит в руках расцветающий куст или птицу — вестника ее весеннего возрождения, или же держит за уздечки коней, на которых сидят жрецы, подносящие ей дары. Головы их и руки часто прорастают ветвями деревьев, вокруг нагромождены символы солнца и живые существа, в том числе петухи — вестники утра, животворного света. Такие изображения матери всего живого (также и земли), ее жрецов и птиц, по мнению исследователей, передают земледельческий характер религиозных представлений восточных славян о силах природы, о весеннем оплодотворении земли солнцем.
Первоначальное название праматери-женщины, богини жизни славян до нас не дошло. Условно она названа Великой богиней. Из разных источников известны ее более поздние названия: Жива, Дана, Дива, Берегиня, Земля, Житная, Баба, Рожаница, Лада и др. Думаем, что в древнейшие времена богиня-мать могла называться Славой и ймела определенное оНйошенйе к Происхождению этнонима славянин, то есть от имени Славы народ стал называться славянами, страна, где жил этот народ — Славией, а все языческое богослужение получило название славлення.
Об этом свидетельствуют прежде всего многочисленные слова в славянских языках, тесно связанных с общеславянскими,— слава и славянин, большое количество (более 500), сохранившихся до нашего времени имен и географических названий с корнем -слав В определенное время Слава олицетворяла всемогущее божество и заменяла собой функции многих других богов (Рода, Ярилы, Велеса, Лады и др.), а потому и называлась Великой богиней. Таким образом, одна и та же богиня у праславян на рубеже нашей эры могла именоваться Славой, а образ ее дожил до XIX—XX вв. на вышивках Северной России и на старинных рушниках кролевецких мастериц.
Это древнее почитание Великой богини (Славы) оказалось настолько живучим, что воспоминания о ней под ее собственным именем остались в обрядах некоторых славянских народов (у сербов) и в письменных памятниках древности («Слово о полку Игореве»). Праздник Славы, например, существовал еще в те времена, когда у сербов-язычников каждый род имел своего бога, то есть еще до прихода их на Балканы. Почитание ими огня связывалось с рождением весеннего солнца, временем наибольшего почитания Славы — праздником весны (Георгиев день, 23 апреля). К празднику приурочивались важнейшие события в семье, общине, стране.
По мнению М. Оболенского, на старинный культ богини Славы имеется указание в «Слове о полку Игореве». На возвышенных курганах ей ставили сгатуи в образе девы жизни.