<<
>>

Изображение коня.

Важное место в искусстве восточных славян занимал образ коня — постоянного спутника Великой богини. На глиняных образках и на вышивках жрецы-всадники всегда подъезжают к богине или к святилищу на лошадях.

По древним славянским памятникам, конь как священное животное — необходимый атрибут языческих славянских храмов. По представлениям древних^ конь — символ смерти и символ воскрешения солнечного божества, которое восходит и заходит. Он сопровождался и соответствующими символами солнца — диском, лучами, крестом, ромбом. Изображение коня — любимый мотив народного искусства. Такие изображения чаще всего встречаются на прялках, гребнях, детских игрушках, на крышах домов. Особенно часты в X—XIII вв. парные изображения коней, что шло еще от изображения Великой богини со всадниками по сторонам. Из киевской ремесленной мастерской на Старокиевской горе происходит фигурная костяная пряжка, украшенная резным стилизованным изображением двух лошадиных голов. Головы животных повернуты к стоящему в центре столбу в виде ромба.

Особенно интересны серебряные фигурки лошадей из известного клада VI в., найденного в 1909 г. в селе Мар- тыновка вблизи устья реки Рось на Киевщине. Изделия эти (четыре изображения лошадей и четыре — мужчин- жрецов) местной работы. По исследованию Б. А. Рыбакова, изображения лошадей выделяются интересным соединением реалистической трактовки некоторых деталей (например, оскала морды) и сильной стилизации общего вида лошади. Позолоченные гривы — это геометрически правильные дуги, орнаментированные прямыми линиями и спиралями. В изображении лошадиной головы очень хорошо схвачены все детали, правильно передано много характерных черт. На некоторых бляшках лошади представлены динамично, в быстром движении, на других — в относительном покое.

Конь — любимый мотив древнерусского изобразительного искусства вообще. Особенно часто случаются миниатюрные стилизованные коньки с вытянутыми ушками и загнутым в кольцо хвостом, датируемые X—XII вв.

Такие подвески-коньки украшены кружками—солярными знаками. Встречаются они и на Киевщине. Среди них заслуживает внимания фигурка всадника из села Шудовка.

Как мы уже упоминали, фигурки коней украшают у восточных славян резные деревянные предметы различного назначения: сундуки, донца прялок, ручки ковшов, черпаков, коньки крыш. Резные черпаки и ковши по конструкции и по передаче форм очень близки к деревянным сосудам древних восточных славян, относящимся к категории культовых. Среди деревянных предметов с Подола, найденных в 1973 г. на Житием торге, есть один с контурами коня, очень похожий на многочисленные деревянные игрушки-коньки из Новгорода.

В XI—XIII вв. изображение коня в Киеве

В XI—XIII вв. изображение коня в Киеве

ста-

Скульптурка коня XI в. из Копы- новится объектом скульп- рева конца.              J

v              туры. Киевские резчики

в своих мастерских изготовляли такие скульптурки из кости, глины и камня. Отдельные из них дошли до нашего времени.

Незаурядный интерес для характеристики народного изобразительного искусства древних киевлян представляет находка верхней части скульптурки коня на Копы- ревом конце древнего Киева в 1974 г. Фигурку нашли во время раскопок в усадьбе № 6 по Кияновскому переулку в слое XI в. Изготовлена она из высококачественной серой глины и покрыта желтовато-коричневой поливой. Голова коня имеет правильную удлиненную форму с выступающими скулами и рельефными надбровными выступами. У коня широко открытые глаза, раздутые ноздри. Его рот раздирают удила, а всю голову опоясывает типичная для Древней Руси уздечка. Плавно выгнутая высокая грива передана косыми нарезками.

Древнерусский мастер умело и реалистично передал динамику движения коня (в бою?). Скульптурка, выполненная с незаурядным профессиональным мастерством, изображала, вероятно, воина-конника.

Подобные древнерусские фигурки коня (но без головы) на территории Киева и Киевщины находили и ранее. Среди них интереснейшей является скульптурка (датирована XII— XIII вв.), найденная в 1970 г. в усадьбе № 38 по улице Большой Житомирской. Это также фигурка воина-конника, который в правой руке держит копье наизготовку, а в левой — повод коня. Правда, здесь отсутствуют на- лепные детали, а также голова. Подобная скульптурка найдена недавно в Десятинном переулке на Старокиевской горе.

Изготовление таких изделий в Киеве в XI—XIII вв. указывает на традиционность в производстве скульптурок коней определенной группой мастеров-киевлян и безусловно связано с первоначальным священным значением их изображений в древнеславянском искусстве.

Изображение коней на территории Киева и Киевщины дожило до позднего средневековья. Во время раскопок в Киеве в культурных слоях XVI—XVIII вв. встречается много ярко раскрашенных детских игрушек — глиняных коньков.

О почитании коней киевлянами-язычниками говорят также древнерусские памятники письменности, в частности «Повесть временных лет» (упомянутый сюжет о смерти Олега от своего коня).

Почитание коня в Киеве прослеживается также по археологическим раскопкам. Боевых коней, погибших в битве, князья хоронили на специальных помостах и насыпали над ними курганы, как над воинами. Кони должны были сопровождать своих хозяев в потусторонней жизни. Такими являются захоронения дружинников и их боевых коней.

<< | >>
Источник: Я.Е. БОРОВСКИЙ. МИФОЛОГИЧЕСКИЙ МИР ДРЕВНИХ КИЕВЛЯН КИЕВ НАУКОВА ДУМКА 1982. 1982

Еще по теме Изображение коня.: