<<
>>

смит Адам

СМИТ (Smith) Адам (5 июня 1723 — 17 июля 1790) — величайший английский экономист. Родился в Керколди (близ Эдинбурга, Шотландия) в семье таможенного чиновника.

Учился в местных школах. Как исключительно одаренный ученик в 14 лет он поступил в университет. Сначала в Глазго, а затем в Бейллиол-колледже Оксфордского университета (в 1740—1746) он изучал философию. Большое влияние на мальчика оказали курсы нравственной философии Фрэнсиса Хатчесона (1654—1746); а также творчество Дэвида Юма (1711—1776), в частности его «Трактат о человеческой природе».

В 1748 С. читал лекции в Эдинбурге. В 1750 познакомился с Д. Юмом. Благодаря публичным лекциям в Эдинбурге С. в 28 лет получил кафедру логики в университете Глазго, на следующий год — кафедру нравственной философии, которую занимал до 1764. И таким образом С. оказывается преемником Хатчесона. Политическая экономия рассматривалась в четвертой части его курса, после естественной теологии, этики и юриспруденции. Именно из теологии идет «естественный порядок» в экономике у С.

Экономическая концепция С. становится неотделимой от размышлений об обществе во всем его многообразии. В 1758 С. выбрали деканом университета Глазго. По некоторым источникам, С. характеризовали как рассеянного человека, всегда витавшего в облаках, с невнятной дикцией, страдавшего нервным тиком.

В 1759 С. издал свою научную работу под названием «Теория нравственных чувств» (The Theory of Moral Sentiments) которая принесла

ему широкую популярность. С. считал ее основным своим трудом, судя по тому, что последние годы своей жизни он посвятил ее переизданиям. В этом труде С. доказывал, что нравственные чувства возникают из чувства симпатии и направляются разумом, несмотря на то что главной движущей силой являются страсти, прежде всего направленные на самосохранение и преследующие эгоистические интересы.

Внутри каждого человека имеется своего рода «внутренний человек», «беспристрастный наблюдатель», судящий все его поступки и вынуждающий индивида к самосовершенствованию; на социальном уровне эти же функции выполняют общественные институты.

В 41 год С. отказался от работы в университете и стал наставником юного герцога Баклея (приемного сына канцлера казначейства Чарлза Таунзенда). С. назначают пенсию, которую он будет получать всю оставшуюся жизнь.

В течение двух лет (1764—1766) он много путешествовал с молодым вельможей по Европе, особенно Франции, лично познакомился с французскими учеными Ф. Кенэ, А. Тюрго и Неккером, а также с Вольтером, Гельвецием и Д’Аламбером и начал работу над своим главным, по мнению большинства экономистов, трудом «Исследование о природе и причинах богатства народов» U- „

После возвращения из Франции (1766) С. жил в Лондоне, тесно сотрудничая с лордом Таунзендом, был избран членом Королевского общества, познакомился с Бёрком, Сэмюэлом Джонсоном, Эдуардом Гиббоном и Бенджамином Франклином, а затем поселился в своем доме в Керколди, чтобы вплотную заняться написанием своего главного труда. В 1773 он вернулся в Лондон. 9 марта 1776 вышло в свет его знаменитое «Исследование о природе и причинах богатства народов» (An Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations). Работе сопутствовал большой успех, и еще при жизни автора она переиздавалась четыре раза (1778, 1784, 1786, 1789). Труд содержал также известный тезис С. о «невидимой руке» конкуренции как движущей силе развития экономики и важнейшем общественном институте, представляющем на социальном уровне «внутреннего человека». Вскоре после выхода в свет «Исследования...» С. получил должность таможенного комиссара Шотландии и поселился в Эдинбурге. В этой должности С. находился до самой смерти. В ноябре 1787 стал почетным ректором университета Глазго.

Незадолго перед смертью С., по-видимому, уничтожил почти все свои рукописи. Сохранившееся было опубликовано в посмертных «Опытах о философских предметах» (Essays on Philosophical Subjects, 1795).

Появление в 1776 пятитомного труда С. «Исследование о природе и причинах богатства народов», который, по мнению известного английского экономиста Г. Марроу, «никто до конца не дочитал», явилось завершением этапа становления политической экономии как науки. В нем автор четко определил предмет, методологию и общую основу политической экономии как особой отрасли знания. После выхода этой книги экономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

Предметом экономической науки, по С., является общественное экономическое развитие и рост благосостояния общества. При этом развитие экономики опирается на материальные (физические) ресурсы общества, использование которых ведет к созданию благ и богатства народа.

Методология учения С. основана на концепции экономического либерализма, основные положения которой заключаются в следующем: интересы отдельных лиц совпадают с интересами общества; «экономический человек» есть лицо, наделенное эгоизмом и стремящееся ко все большему накоплению богатства; непременным условием действия экономических законов является свободная конкуренция; погоня за прибылью и свободная торговля оцениваются как деятельность, выгодная всему обществу; на рынке действует «невидимая рука», при помощи которой свободная конкуренция управляет действиями людей через их интересы и ведет к разрешению общественных проблем наилучшим способом, максимально выгодным как отдельным лицам, так и всему обществу в целом.

Эти позиции нашли свое законченное выражение в знаменитой формуле laissezfaire, laissezpasser («пусть все идет само собой, естественным образом, без внешнего принуждения») или принципе свободной конкуренции, ставшей теоретической основой рыночной экономики и свободного предпринимательского капитализма. Политическим выражением этого подхода стала концепция государства — «ночного сторожа», или «минимального государства», сводившая функции государства к обеспечению условий для функционирования рыночной экономики.

С. исходит из того, что богатство нации воплощено в продукции, которая потребляется народом, населяющим данную страну.

Чем больше соотношение между количеством потребляемой продукции и численностью населения страны, тем выше уровень материального богатства. Само же соотношение, в свою очередь, зависит от таких двух факторов, как производительность труда и пропорции деления общества на производительный и непроизводительный классы. Первый фактор, по С., следует рассматривать как наиболее значимый. Производительность труда определяется так называемым разделением труда и уровнем накопления капитала. Следовательно, прогресс общества, рост богатства зависят в конечном счете от уровня накопления капитала и способов его использования. Разделение труда, представляющее функциональную специализацию работников в рамках отдельного предприятия, рассматривается как естественный и непременный путь развития производства. Чем выше степень специализации производства, тем сильнее связи между ними, тем значительнее склонность к рыночному обмену. Интересно, что если, по Аристотелю, в процессе обмена обязательно выигрывает либо продавец, либо покупатель, то, по С., обмен одинаково выгоден и продавцу, и покупателю. В основе цены сделки согласно С. лежит так называемая стоимость, которая представляет собой не что иное, как количество труда, затраченного на производство товара. Таким образом, чем выше степень разделения труда и уровень накопления капитала, тем больше продукции может быть произведено.

Возникает естественный вопрос: каким образом в хозяйстве должен идти процесс перераспределения капитала между различными отраслями? С. не видит в этом проблемы. Если на рынке цена товара оказывается выше ее «естественной цены», которая определяется по затратам труда, количество продавцов, желающих производить и продавать этот товар, возрастет и капитал будет накапливаться на предприятиях, производящих именно этот товар. Таким образом, «невидимая рука» рынка сама отрегулирует процесс накопления капитала в нужных размерах и нужном направлении. Интересно, что при такой трактовке хозяйственной жизни всякие действия правительств по экономическому регулированию следует оценивать лишь негативно, так как они нарушают эффективную работу «невидимой руки» рынка и приводят к замедлению процесса накопления капитала и как результат — к снижению производительности труда.

«Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей», — писал С. Он был сторонником механизма рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения.

О том, насколько многогранным было проникновение С. в экономическую теорию, свидетельствует содержание его фундаментального труда «Исследование о природе и причинах богатства народов», состоящего из пяти книг: 1) «Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с которым его продукт естественным образом распределяется между классами народа»; 2) «О природе капитала, его накоплении и применении»; 3) «О развитии благосостояния у разных народов»; 4) «О системах политической экономии (очерк истории экономических учений)»; 5) «О доходах государя или государства (учение о финансах)».

С. не только вписал свое имя золотыми буквами в историю экономической науки, но и вошел в нее как первооткрыватель, заслуживший титул «отца экономики». Значение экономической концепции, предложенной С., настолько велико, что остается лишь сослаться на высказывание по этому поводу историка Генри Бокля, автора «Истории цивилизации в Англии». Он писал: «Об Адаме Смите можно сказать, не боясь опровержения, что этот одинокий шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человечества, чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей и законодателей, о которых сохранились достоверные сведения в истории».

Таким образом, задача политической экономии, по С., состоит в увеличении могущества и богатства страны.

В основе экономических взглядов С. лежит идея о том, что продукты материального производства — это богатство нации, а величина последнего зависит от доли населения, занятого производительным трудом, и производительности труда.

Главный фактор увеличения уровня производительности труда — разделение труда, или специализация.

Результатом разделения труда являются: экономия рабочего времени; совершенствование навыков работы; изобретение машин, облегчающих ручной труд.

Деньги, по С., есть особый товар, который является всеобщим средством обмена. С. считал, что издержки обращения должны быть минимальными, и поэтому отдавал предпочтение бумажным деньгам.

В теории стоимости ярко выражена противоречивость взглядов С. В своих работах он дает три подхода к понятию «стоимость»: а) стоимость определяется затратами труда; б) стоимость определяется покупаемым трудом, т.е. количеством труда, на которое можно приобрести данный товар. Это положение справедливо для простого товарного производства, а в условиях капиталистического производства — нет, так как товаропроизводитель при обмене получает больше, чем затратил на оплату труда; в) стоимость определяется доходами, т.е. источниками дохода, к которым ученый относил заработную плату, прибыль и ренту. Это определение носит название «догма Смита» и легло в основу теории факторов производства.

Признавая, что в стоимость единичного товара кроме доходов входит также стоимость потребленных средств производства, С., однако, утверждал, что их стоимость создается живым трудом в других отраслях, так что в конечном счете стоимость совокупного общественного продукта сводится к сумме доходов. Таким образом, получается, что стоимость средств производства, созданная трудом прошлых лет, исчезла.

Заработная плата — это «продукт труда», вознаграждение за труд. Размер заработной платы зависит от экономической ситуации в стране, поскольку при увеличении богатства увеличивается спрос на труд.

Прибыль — это «вычет из продукта труда», разница между стоимостью произведенного продукта и заработной платой рабочих.

Земельная рента — это также «вычет из продукта труда», который создается неоплаченным трудом работников.

Капитал — это часть запасов, на которую капиталист ожидает получить доход. Главный фактор накопления капитала, по С., — бережливость.

С. ввел деление капитала на основной и оборотный. Под основным капиталом он понимал капитал, не вступающий в процесс обращения, а под оборотным — капитал, который меняет форму в процессе производства.

Однако в соответствии со своей теорией стоимости, которая не учитывала стоимости средств производства, созданной трудом прошлых лет, он игнорировал постоянный капитал.

С. сформулировал четыре правила налогообложения: а) пропорциональность — граждане государства обязаны платить налоги соразмерно получаемым средствам; б) минимальность — каждый налог должен взиматься так, чтобы он извлекал у населения возможно меньше сверх того, что поступает в государство; в) определенность — должны быть четко установлены время уплаты, способ и размер налога. Эта информация должна быть доступна любому налогоплательщику; г) удобство для плательщика — время и способ уплаты налога должны соответствовать требованиям плательщиков.

Ученый выступал в защиту свободной торговли между странами, показал взаимовыгодность международной торговли, исходя из различных уровней издержек производства в различных странах.

Таким образом, по своему содержанию теория С. явилась полной противоположностью меркантилизму. Различия состояли в следующем: меркантилизм являлся апологетом практики государственного управления, а классическая теория ее полностью отвергала; меркантилисты отводили решающую роль в обеспечении благосостояния нации государству, тогда как классики — свободному от вмешательства государства производителю; меркантилисты требовали от государства жесткого протекционизма в отношении внешней торговли, классики — почти полной свободы; меркантилизм вырос из практики, в то время как идеи С. были нацелены на будущее использование на практике.

Осмысление этого феномена позволяет сделать вывод о том, что всякое экстремальное действие в любой сфере человеческой деятельности приводит, как правило, к такой же экстремальной реакции.

Концепцию С. о свободных от вмешательства государства производстве и торговле развили Д. Рикардо, Дж.С. Милль, Г. Хаберлер, Э. Хекшер, Б. Олин, П. Сэмюэлсон, В. Леонтьев и другие представители разных школ экономической мысли, включая ее современные направления. Все эти исследователи лишь углубили первоначальную идею.

Интернет-ресурсы: Исследование о природе и причинах богатства народов «фрагмент книги» (http://exsolver.narod.ru/Books/Econom/Smit/ index.html).

<< | >>
Источник: Румянцева Е.Е.. Мировая экономическая наука в лицах. — М., 2010. — 456 с.. 2010

Еще по теме смит Адам:

  1. Адам Смит, ранее написавший, что естественные (и божественные) законы морали составляют фундамент экономических
  2. Тема 1. «Что такое этика управления?»
  3. Введение
  4. Адам Смит
  5. ДЕЛО ЛЖЕЦА СМИТТИ
  6.   Указатель имен   
  7. Оуэн
  8. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  9. КАПИТАЛ И ТРУД
  10. Экономические взгляды ранних славянофилов
  11. Комментарии
  12. БИБЛИОГРАФИЯ
  13. Адам Смит
  14. Смит - экономический либерализм
  15. Указатель имен
  16. 65.Психологические факторы экономического поведения субъекта.
  17. 2. Адам Смит о прибыли и капитале