<<
>>

СПЕРАНСКИМ Михаил Михайлович

СПЕРАНСКИЙ (Speransky) Михаил Михайлович (12 января 1772 — 23 февраля 1839) — русский государственный деятель, граф.

Родился в с. Черкутино ныне Владимирской области. Отец его Михаил Васильевич Сперанский (1739—1801) был бедным приходским священником сельской церкви. Детей у отца Михаила было много, но вырастил немногих — двух сыновей, Михаила и Кузьму, и двух дочерей, Марию и Марфу.

Все семейные заботы целиком и полностью лежали на матери Прасковье Федоровой, дочери местного дьякона, которая с раннего утра и до позднего вечера занималась хозяйственными делами. Мать С. отличалась остротою ума и много успевала. Она умерла 24 апреля 1824 на 84-м году жизни.

С., бывший долгое время единственным ребенком в семье, рос предоставленным самому себе, имел ту свободу, что как воздух необходима для возникновения из маленького человеческого существа большой личности. Он был мальчиком слабого здоровья, склонным к задумчивости, рано выучился читать. С. регулярно ходил со своим слепым дедом в церковь и там из-за стойки читал Апостол и Часослов в церкви вместо пономаря. Уже тогда, в детстве, была на его лице печать той задумчивости, той погруженности внутрь себя, что позднее выделяла его из окружающих. Слабому физически от рождения, Сперанскому было трудно угнаться за своими сверстниками в их забавах и шалостях. Оттого почти все свое время он проводил в одиночестве или же в общении с дедом Василием, сохранившим замечательную память на разные житейские истории. Именно от него получил будущий государственный деятель первые сведения об устройстве мира и месте человека в нем.

Мальчику было шесть лет, когда в его жизни произошло событие, оказавшее огромное влияние на дальнейшую жизнь: летом в Черкутино приехал протоиерей Андрей Афанасьевич Самборский, который был тогда гофмейстером двора наследника престола Павла Петровича, позже, с 1784, стал главным законоучителем великих князей Александра и Константина Павловичей.

Самборскому мальчик очень полюбился, он познакомился с его родителями, играл с ним, носил на руках, в шутку приглашал в Петербург. А.А. Самборский был заметной личностью в тогдашнем русском духовенстве, выделялся своим умом и поистине энциклопедической образованностью. Около 1780 С. был устроен во Владимирскую епархиальную семинарию, где ввиду обнаруженных им способностей и был записан Сперанским, то есть подающим надежды, от латинского глагола spero, Sperare — уповать, надеяться. Среди сокурсников С. были будущий экзарх Феофилакт, литератор и переводчик греческих классиков Иван Иванович Мартынов. В этом заведении у С. открылись блестящие способности: страстная любовь к чтению и размышлениям, самостоятельность и твердость характера, а также ярко выраженное умение ладить со всеми, добродушие и скромность. Среди самых способных учащихся необычайно одаренный С. выдвигается на первое место. Помимо языков (русского, латинского, древнегреческого), семинаристы штудировали риторику, математику, физику, философию и богословие. Конечно, методика обучения была схоластической, огромное количество текстов заучивалось наизусть. У Миши был хороший голос, его приняли в архиерейский хор. Став «студентом философии» (1787), С., ранее удостоенный чести носить архиерейский посох, был взят в «келейники» к ректору (префекту) семинарии игумену Евгению (Романову). С. со всем усердием предался любимому своему занятию. В этом же году С. предпринял первое в своей жизни относительно далекое путешествие в Москву для встречи с А.А. Самборским. 16 июня 1788 С. пишет А.А.Самборскому из Владимира с мольбой письменно походатайствовать перед церковным начальством об удовлетворении своих стремлений учиться в Московском университете и изучать дополнительные иностранные языки. Реакция Самборского неизвестна. Летом 1788 Владимирская семинария была объединена с Суздальской и Переяславской семинариями в одно учебное заведение, расположившееся в Суздале. Синод был озабочен низким уровнем подготовки священнослужителей.
Во многих семинариях, по его мнению, слушателям не давали достаточных знаний. Поэтому было принято решение о создании на базе Славяно-греко-латинской семинарии, располагавшейся в Александро-Невском монастыре Петербурга, «главной семинарии», которая в 1797 была преобразована в Духовную академию. Программа была составлена с учетом рационалистического и философского духа того времени. Она предусматривала безусловное изучение как традиционных семинарских дисциплин — теологии, метафизики, риторики, так и дисциплин светских — математики, истории, греческого языка. В распоряжении семинаристов была богатейшая библиотека, в которой имелись в подлинниках труды многих западноевропейских мыслителей. В Александро-Нев- скую семинарию направлялись лучшие слушатели провинциальных семинарий со всей России. В их число удостоился чести попасть и С., по направлению прибывший в столицу. В обновленной Александро-Невской семинарии главный упор (помимо собственно богословских дисциплин) был сделан на высшую математику, опытную физику, «новую» философию (включая творчество «богоборцев» Вольтера и Дидро) и на французский язык (международное средство общения интеллектуалов того времени). Во всех этих дисциплинах С. быстро сделал блестящие успехи. Свободно овладев французским, он увлекся просветительской философией, что наложило несмываемый отпечаток на все его дальнейшее творчество. Чрезвычайно интенсивный характер обучения в «главной семинарии» вместе с суровым монашеским воспитанием воздействовали на семинаристов в сторону выработки у них способности к продолжительным и напряженным умственным занятиям. Постоянные упражнения в написании сочинений развивали навыки строгого, логичного письма.

Выдающийся ум и независимость суждений проявляются в ученических проповедях С. Лучшему студенту (как и во Владимире) священноначалие доверило произносить проповеди. 8 октября 1791 он произнес в Александро-Невской лавре необычайно смелое наставление в присутствии знаменитого митрополита Гавриила. Речь его содержала обращение к государю с предостережением и была написана об «истинном и ложном просвещении».

Свои свободные часы в отличие от большинства своих товарищей С. предпочитал проводить не в доступных развлечениях, а в чтении имеющихся книг. Это время в его жизни было периодом интенсивных движений ума и окончательного духовного созревания. Все это позволило С. стать одним из наиболее эрудированных семинаристов.

В 1791 С. окончил Александро-Невскую семинарию в Петербурге.

В1792 митрополит Санкт-Петербургский Гавриил сделал С. предложение остаться работать в Петербурге. Весной он был определен на должность учителя математики «главной семинарии» России. Несомненные успехи молодого преподавателя не остались незамеченными руководством учебного заведения, и через три месяца С. поручают вести курсы физики и красноречия, позднее — курс философии. Помимо лекционной работы, молодой преподаватель со страстью занялся литературным трудом: писал стихи, составил развернутую «канву романа», с пером в руках размышлял над сложнейшими философскими проблемами.

С 1797 на государственной службе. В 1803—1807 являлся директором департамента Министерства внутренних дел. За этот период подготовил несколько проектов государственных реформ, важнейший из которых — «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений России» (1803).

С 1808 ближайший советник императора Александра I. Отправляясь на встречу с Наполеоном в Эрфурте осенью 1808, Александр I взял с собой С. После одной из бесед с Михаилом Михайловичем французский император сказал Александру: «Не угодно ли вам, государь, променять этого человека на какое-нибудь королевство?». «Единственная светлая голова в России», — так отзывался о С. Бонапарт.

С. — автор плана либеральных преобразований, инициатор создания Государственного совета (1810). Александр I поручил С. разработать реформу, которая могла в значительной степени изменить государственный строй. Проект реформы, представленный в 1809, император признал «удовлетворительным и полезным», но дело свелось лишь к учреждению в 1810 Государственного совета — законосовещательного органа при императоре — и принятию в 1811 «Общего учреждения министерств», завершившего начатую в 1802 реформу высшей исполнительной власти.

Радикальная же часть программы С. реализована не была, ее удалось осуществить лишь через 60—100 лет.

С. активно претворял в России идеи демократии — власти народа и для народа. Принципиально новым подходом С. было стремление поставить действия властей под контроль общественного мнения. Избирательными правами должны были пользоваться все граждане России, владевшие землей или капиталом. Мастеровые, домашняя прислуга и крестьяне избирательных прав не получали, но должны были пользоваться важнейшими гражданскими правами. Высшая законодательная власть оставалась в руках императора, но предлагался принцип разделения властей, каждая из которых должна была действовать в рамках закона. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе.

С. считал, что крепостное право отменится постепенно, под воздействием развития промышленности, торговли и просвещения. По инициативе С. в 1809 был издан указ, требовавший от чиновников определенного уровня образования.

Элементы рыночных отношений в экономике России были также освещены в проектах С. Он разделял идеи экономиста Адама Смита. С. связывал будущее экономического развития с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения. В первые месяцы 1810 состоялось обсуждение проблемы регулирования государственных финансов. С. составил «План финансов», который лег в основу царского манифеста от 2 февраля. Основная цель этого документа заключалась в ликвидации бюджетного дефицита. Согласно его содержанию прекращался выпуск бумажных денег, сокращался объем финансовых средств, финансовая деятельность министров ставилась под контроль. С целью пополнения государственной казны подушная подать с 1 рубля была повышена до 3-х, также вводился новый, небывалый прежде налог — «подоходный прогрессивный». Меры эти дали положительный результат и, как отмечал в дальнейшем сам С., «переменив систему финансов... мы спасли государство от банкротства». Дефицит бюджета сократился, а доходы казны возросли за два года на 175 млн руб.

Консервативные круги русского общества во главе с А.А. Аракчеевым, объединившись против этого проекта, привели к аресту С. в марте 1812 и высылке его в Нижний Новгород.

В 1812—1816 С. находился в ссылке. В 1816 С. был назначен пензенским губернатором, в 1819—1821 — генерал-губернатором Сибири, составил план административной реформы Сибири.

В 1821 С. был возвращен в Петербург, назначен членом Государственного совета и Сибирского комитета, управляющим Комиссией составления законов. К этому времени С. стал защитником неограниченной монархии в России. Он был составителем манифеста 13 декабря 1825 о вступлении на престол императора Николая I, членом Верховного уголовного суда над декабристами. С 1826 фактический глава 2-го отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, осуществлявшего кодификацию законов. Под его руководством были составлены «Полное собрание законов Российской империи» в 45 томах (1830), «Свод законов Российской империи» в 15 томах (1832) и др. С. был членом ряда высших государственных комитетов в 1820-30-х гг.; в 1835—1837 преподавал юридические науки наследнику престола (будущему императору Александру II), с 1838 — председатель департамента законов Государственного совета.

Основные работы C.: «Реформа чинопроизводства» (август 1809 г.); «План государственного преобразования» (1807—1812 гг.) «Проект уголовного уложения Российской империи 1813 года» (1808—1812 гг.); «Указ о придворных званиях» (апрель 1809 г.); «Учреждения для управления сибирских губерний» (1822 г.); «Свод законов Российской империи» (1835 г.); «Указ о вольных хлебопашцах» (20 февраля 1803 г.); «О коренных законах государства»; «О постепенности усовершенствования общественного»; «О силе общественного мнения»; «Записка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России»; «Устав духовных училищ»; «Об усовершенствовании общего народного воспитания»; «Введение к уложению государственных законов»; «О создании Государственного совета»; «Правила высшего красноречия» (написаны в 1791, впервые изданы в 1844).

Интернет-ресурсы: http://imwerden.de/pdf/speransky_pravila_ krasnorechija_1844.pdf).

<< | >>
Источник: Румянцева Е.Е.. Мировая экономическая наука в лицах. — М., 2010. — 456 с.. 2010

Еще по теме СПЕРАНСКИМ Михаил Михайлович:

  1. Органы верховного управления Известно, что Негласный комитет, созданный Александром I для выработки плана
  2. IX. Общие итоги второго периода в истории науки уголовного права в России
  3. IV. Состояние науки уголовного права к началу шестидесятых годов XIX в.
  4. 2.3. Отношения государственного управления и менеджмента
  5. XI
  6. III
  7. V
  8.   УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  9. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ГУМАНИЗМ
  10. Почему пало крепостное право
  11. КОММЕНТАРИИ
  12. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН[112]
  13. «Русский Арменопул» и его критика в записке бессарабского юриста Ивана Танского
  14. § 12. Новые явления в книжности и образовании и в первой половине XVII в. Прагматизация права
  15. КОРОНАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ «ГРАМОТА РОССИЙСКОМУ НАРОДУ»
  16. IX (Работы 1835-1839 гг.)
  17. ГЛАВА XI. РОССИЯ В НОВОЕ ВРЕМЯ
  18. Экономисты России и их вклад в мировую сокровищницу экономической мысли
  19. СПЕРАНСКИМ Михаил Михайлович
  20. СОДЕРЖАНИЕ