ТЮРГО Анн Робер Жак
ТЮРГО (Turgot) Анн Робер Жак (10 мая 1727 — 20 марта 1781) — французский государственный деятель, экономист и философ-просветитель.
Родился в Париже в старинной нормандской дворянской семье, имевшей вековые традиции государственной службы. Его отец занимал в Париже должность, соответствующую современной должности префекта или мэра. Т. был третьим сыном, и согласно традиции семья предназначала его для церкви. Благодаря этому он получил лучшее образование, какое было возможно в то время. Окончив с отличием семинарию и готовясь в Сорбонне к ученому званию лиценциата богословия, 23-летний аббат, гордость Сорбонны и восходящая звезда католицизма, неожиданно оставил духовную карьеру.
Много занимаясь в эти годы философией, изучая английских мыслителей, Т. склоняется к материализму и деизму.
В это время Т. пишет ряд философских работ, направленных против субъективного идеализма, который объявлял весь внешний мир порождением сознания человека. Способности Т. с юных лет поражали учителей и товарищей. Он хорошо знал шесть языков, изучал множество разных наук, обладал феноменальной памятью. Его соученик и друг аббат Морелле рассказывает, что он мог со второго и даже первого чтения запомнить 160 стихотворных строк.
Если Ф. Кенэ начал заниматься политической экономией в 60 лет, то Т. в 22 года пишет замечательную по глубине мысли работу о бумажных деньгах, анализирует систему Ло и ее пороки. Но это пока исключение. В основном экономические вопросы занимают Т. лишь в рамках широких философско-исторических проблем, которыми он в эти годы увлекается.
В 1752 Т. получил судебную должность в парижском парламенте, а в следующем году купил на свою скромную долю наследства место докладчика судебной палаты. Служба не мешала ему усиленно заниматься науками и вместе с тем посещать салоны, где концентрировалась умственная жизнь Парижа.
Как в светских, так и в философских салонах молодой Т. скоро становится одним из лучших гостей. Он сближается с Дидро, д’Аламбером и их помощниками по «Энциклопедии». Т. пишет для «Энциклопедии» несколько статей — философских и экономических.
Т. признавал Бога-Творца первоисточником бытия. Выдвинул один из первых вариантов рационалистической теории общественного прогресса.
Впервые подошел к пониманию значения собственности на средства производства в классовом делении общества.
Важнейшую роль в жизни Т. сыграл видный прогрессивный чиновник Венсан Гурнэ, ставший в области экономики его наставником. Гурнэ в отличие от физиократов считал промышленность и торговлю важнейшими источниками процветания страны.
Однако вместе с ними он выступал против цеховых ограничений ремесла, за свободу конкуренции. Ему иногда приписывают знаменитый принцип laissezfaire, laissezpasser. В 1755—1756 Т. совершил вместе с Гурнэ, занимавшим пост интенданта торговли, ряд поездок по провинциям с целью инспектирования торговли и промышленности. Когда по возвращении в Париж Т. стал вместе с Гурнэ бывать в «антресольном клубе» Кенэ, он был уже закален против крайностей физиократии. Хотя Т. был согласен с некоторыми основными идеями Кенэ и относился к нему лично с большим уважением, он во многом шел в науке своим путем. Гурнэ умер в 1759. В «Похвальном слове Венсану де Гурнэ», написанном сразу после его смерти, Т. не только дал характеристику взглядов своего покойного друга, но и впервые систематически изложил свои собственные экономические идеи.
Научная и литературная деятельность Т. была прервана в 1761 назначением его на должность интенданта далекой Лиможской провинции. В Лиможе Т. провел 13 лет, периодически приезжая в Париж и живя там в зимние месяцы.
Интендант как главный представитель центральной власти ведал всеми хозяйственными вопросами в провинции. Но главная его обязанность состояла в сборе налогов для короля.
Оказавшись в этой глуши, Т. писал: «Почти нет крестьян, умеющих читать и писать, и очень мало таких, на ум или честность которых можно рассчитывать; это упрямая раса людей, которые сопротивляются даже таким переменам, которые направлены на улучшение их жизни».
Но у Т. не опустились руки. Человек энергичный, даже самоуверенный и властный, он вопреки всем трудностям начинает проводить в своей провинции реформы: он стремится упростить систему взимания налогов; заменяет ненавистную для крестьян дорожную повинность вольнонаемным трудом и строит хорошие дороги; организует борьбу с эпидемиями скота и вредителями посевов; внедряет среди населения картофель и, подавая пример, приказывает повару ежедневно готовить к обеду для себя и гостей картофельное блюдо.
Т пришлось столкнуться с неурожаем и голодом. Действуя в борьбе с бедствиями смело и разумно, он по необходимости отступал от своих теоретических принципов, требовавших все предоставить частной инициативе, свободной конкуренции и естественному ходу событий. Т действовал как прогрессивный и гуманный администратор.
Из Лиможа и во время поездок в Париж Т следил за успехами физиократов. Он сблизился с Дюпоном, познакомился с приехавшим в Париж А. Смитом. Однако его основные труды в эти годы — бесконечные доклады, отчеты, служебные записки и циркуляры.
Лишь в редкие свободные часы, урывками, может он заниматься наукой. Так, почти случайно, пишет Т. в 1766 свою главную экономическую работу — «Размышления о создании и распределении богатств»: основные идеи давно сложились у него в голове и фрагментами были уже изложены на бумаге, в том числе в официальных документах.
Т. написал эту работу по просьбе друзей в качестве учебника или руководства для двух молодых китайцев, привезенных иезуитами-миссионе- рами для обучения во Францию. Дюпон опубликовал ее в 1769—1770. По своему обычаю он отредактировал текст Т. под физиократа, в результате чего между ними возник острый конфликт. В 1776 Т. сам выпустил отдельное издание.
«Размышления...» представляют собой 100 сжатых тезисов, своего рода экономических теорем. Теоремы Т. четко делятся на три части.
До 31-й теоремы включительно Т. — физиократ, ученик Кенэ. Но теории чистого продукта он придает оттенок, который заставляет К.
Маркса заметить: «У Тюрго физиократическая система приняла наиболее развитый вид». Т. приближается к пониманию прибавочной стоимости, незаметно переходя от «чистого дара природы» к создаваемому трудом земледельца излишку продукта, который присваивает собственник главного средства производства — земли.Следующие 17 теорем посвящены стоимости, ценам, деньгам. На этих страницах Т., а также в некоторых других его сочинениях буржуазные экономисты через 100 лет обнаружили первые зачатки субъективных теорий, которые получили распространение к концу XIX в.
Право на одно из самых почетных мест в истории экономической мысли дают, как считают исследователи, Т. в основном последние 52 теоремы. В системе физиократов общество состоит из трех классов: производительного (земледельцы), собственников земли и бесплодного (все прочие). Т. делает дополнение к этой схеме. Последний класс у него «распадается как бы на два разряда: на предпринимателей-мануфактуристов, хозяев- фабрикантов; все они являются обладателями больших капиталов, которые они употребляют для получения прибыли, давая работу за счет своих авансов. Второй разряд состоит из простых ремесленников, которые не имеют ничего, кроме своих рук, которые авансируют предпринимателям только свой ежедневный труд и прибыль которых сводится к получению заработной платы». О том, что заработная плата этих пролетариев сводится к минимуму средств существования, Т. говорит в другом месте. Совершенно аналогично «класс земледельцев, как и класс фабрикантов, распадается на два разряда людей: на предпринимателей, или капиталистов, дающих авансы, и на простых рабочих, получающих заработную плату».
Эта модель общества, состоящего из пяти классов, несравненно ближе к действительности, чем модель Кенэ, делящего общество на три класса. Она как бы представляет собой мост между физиократами и английскими классиками, которые четко выделили три главных класса с точки зрения их отношения к средствам производства: землевладельцев, капиталистов и наемных рабочих.
Они избавились от принципиального разграничения промышленности и сельского хозяйства, на что еще не может решиться Т.Другим его замечательным достижением был анализ капитала, значительно более глубокий и плодотворный, чем у Кенэ. Последний толковал капитал в основном лишь как сумму авансов в различной натуральной форме (сырье, оплата труда и т.п.), поэтому капитал у него недостаточно связан с проблемой распределения продукта между классами общества. В системе Кенэ не было места прибыли; капиталист у него, так сказать, «сидел на зарплате», и Кенэ не исследовал, какими законами определяется эта «зарплата».
Здесь Т делает большой шаг вперед. Он уже не может обойтись без прибыли и даже начинает ее рассмотрение с промышленного капиталиста: здесь происхождение прибыли, действительно, видно яснее, так как глаза не закрывает физиократический предрассудок о том, что «весь избыток происходит из земли».
Т.-физиократ, далее, извиняется за то, что он «несколько нарушил естественный порядок» и лишь во вторую очередь обращается к земледелию. Но он напрасно извиняется. Напротив, он рассуждает очень верно: фермер-капиталист, использующий наемный труд, должен иметь по меньшей мере такую же прибыль на свой капитал, как и фабрикант, плюс некоторый избыток, который он должен отдать землевладельцу в качестве ренты.
Самая удивительная теорема — 62-я. Вложенный в производство капитал обладает способностью самовозрастания. Чем определяется степень, пропорция этого самовозрастания?
Т. пытается объяснить, из чего состоит стоимость продукта, создаваемого капиталом (в действительности — трудом, который эксплуатируется данным капиталом). Прежде всего в стоимости продукта возмещается затрата капитала, в том числе заработная плата рабочих.
Остальная часть (в сущности, прибавочная стоимость) распадается на три части.
Первая — прибыль, равная доходу, который капиталист может получить «без всякого труда», как собственник денежного капитала. Это часть прибыли, соответствующая ссудному проценту.
Вторая часть прибыли оплачивает «труд, риск и искусство» капиталиста, который решается вложить свои деньги в фабрику или ферму. Это предпринимательский доход. Таким образом, Т. наметил распадение промышленной прибыли, ее деление между ссудным и функционирующим капиталистом.
Третья часть — земельная рента. Она существует только для капиталов, занятых в земледелии. Безусловно, этот анализ был новым словом в экономической науке.
Но тут же Т сворачивает на иной путь. Сначала он сводит прибыль к проценту: это тот минимум, на который имеет право всякий капиталист. А если он, вместо того чтобы спокойно сидеть за своей конторкой, лезет в дым и гарь фабрики или жарится на солнце, следя за батраками, то ему полагается некоторая надбавка — особого рода зарплата.
Далее, процент, в свою очередь, сводится к земельной ренте: ведь самое простое, что можно сделать с капиталом, — это купить участок земли и без хлопот сдавать его в аренду. Теперь основной формой прибавочной стоимости оказывается земельная рента, а остальные — производные от нее. Опять все общество «сидит на зарплате», которую производит только земля.
Рассматривая различные формы приложения капитала, Т ставит важнейшие вопросы о конкуренции капиталов, о естественном уравнивании нормы прибыли благодаря возможностям их перелива из одной сферы приложения в другую. Следующий важный шаг в решении этих проблем, в сущности, сделал уже Д. Рикардо. Эти поиски французской и английской классической экономии постепенно подводят к решению, которое дал Маркс в 3-м томе «Капитала» теорией прибыли и цены производства, теорией ссудного капитала и процента и теорией земельной ренты.
Т. заложил научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда. Серьезным вкладом Т. в развитие экономической науки была формулировка «закона уменьшения земельного продукта», согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, т.е. действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.
Кроме того, Т. разработал следующие идеи: доход от капитала делится на издержки для создания продуктов и прибыль на капитал (заработная плата владельца капитала, предпринимательский доход и земельная рента); обмен взаимовыгоден обоим товаровладельцам, и поэтому происходит уравнивание ценностей обмениваемых благ; уплата ссудного процента оправдывается потерей дохода заимодавца при предоставлении ссуды; текущие цены на рынке формируются с учетом спроса и предложения, являясь критерием, по которому можно судить об избытке или недостатке капиталов.
На посту генерального контролера (министра) финансов в 1774—1776 Т. провел ряд реформ в соответствии с учением физиократов (свобода торговли зерном и пр.), многие из которых задевали привилегированные сословия.
Самой насущной задачей, за которую с первого дня взялся Т., было оздоровление финансов государства. Он имел долгосрочную программу, включавшую такие радикальные реформы, как ликвидация системы налоговых откупов и обложение доходов от земельной собственности. Наиболее важным элементом реформ Т. было налогообложение дворянского сословия, которое до этого вообще не платило налогов.
В перспективе планировалось полностью отказаться от сбора налогов с крестьян, заменив их единым поземельным налогом с дворян. Эту программу Т. не стремился оглашать, понимая, как будут на нее реагировать заинтересованные круги. Пока же он с большой настойчивостью проводил многочисленные частные меры, устраняя самые очевидные недостатки в налоговой системе, облегчая бремя налогов для промышленности и торговли, прижимая налоговых откупщиков. С другой стороны, Т. попытался ограничить расходы бюджета, из которых главным было содержание двора. Здесь его воля скоро столкнулась с капризной и злой волей расточительной Марии Антуанетты.
Т. удалось добиться некоторого улучшения в бюджете и восстановления кредита государства. Но зато число врагов министра быстро увеличивалось, а их активность возрастала.
Т. ввел свободную торговлю зерном и мукой и ликвидировал монополию, которую захватили при поддержке прежнего министра ловкие торговцы. Эта в принципе прогрессивная мера создала, однако, для него большие осложнения. Урожай 1774 был небогатый, и следующей весной цены на хлеб заметно поднялись. В нескольких городах, особенно в Париже, произошли народные волнения. Хотя доказать это никому не удалось, биографы Т. считают, что волнения были в большой мере спровоцированы и организованы врагами Т. с целью подорвать его положение. Т. подавил беспорядки. Возможно, он полагал, что народ не понял собственного интереса и ему надо объяснить этот интерес любыми средствами. Все это было использовано против Т. его недругами.
В начале 1776 Т. добился одобрения королем шести эдиктов, которые более, чем все принятые ранее меры подрывали феодализм. Важнейшими из них были два: об отмене дорожной повинности крестьян и об упразднении ремесленных цехов и гильдий. Второй эдикт Т. рассматривал как необходимое условие быстрого роста промышленности и сословия капиталистических предпринимателей.
Эдикты натолкнулись на ожесточенное сопротивление, центром которого стал парижский парламент, — они могли стать законами лишь после так называемой регистрации парламентом.
Борьба продолжалась более двух месяцев. Лишь 12 марта Т. добился регистрации и законы вступили в силу.
Это была его последняя победа. Все силы старого порядка теперь сплотились против министра-реформатора: придворная камарилья, высшее духовенство, дворянство, судейское сословие и цеховая буржуазия. Его отставка стала неизбежной. Людовик XVI уступил нажиму, которому он давно подвергался с разных сторон.
12 мая 1776 Т. был освобожден от должности министра. Большинство проведенных им мер, в частности указанные выше эдикты, были вскоре полностью или частично отменены.
Почти все пошло по-прежнему. Единомышленники и помощники Т, которых он привлек к работе в государственном аппарате, ушли вместе с ним, а некоторые были высланы из Парижа.
Надежды физиократов и энциклопедистов рухнули. 82-летний Вольтер писал в Париж из своего добровольного изгнания: «О, какую новость я слышу! Франция могла бы быть счастлива. Что с нами будет? Я потрясен. После того, как Тюрго покинул свой пост, я ничего не вижу для себя впереди, кроме смерти. Этот удар грома поразил меня в голову и в сердце».
На русском языке изданы: «Избранные философские произведения» (М., 1937); «Избранные экономические произведения» (М., 1961).
Интернет-ресурсы: Размышления о создании и распределении богатств (http://www.sotsium.ru/books/109/156/turgot08_reflections.html).