<<
>>

ОТ «ФИЛОСОФИИ ТОЖДЕСТВА»К «ФИЛОСОФИИ ОТКРОВЕНИЯ»

Кульминацией мировоззренческих размышлений

раннего Шеллинга стала «философия тождества», на-

чало которой датируется работами 1801 г., а заверше-

ние — работами 1809 г., хотя имеются некоторые осно-

вания считать, что она завершается еще раньше.

Суть

«философии тождества» состоит в утверждении, что

всевозможные противоположности и различия на-

столько тесно соединяются в абсолюте, что как та-

ковые они в нем устраняются, в силу чего он оказы-

вается абсолютным тождеством. Это истолкование

единства противоположностей, теоретический источ-

ник которого Шеллинг необоснованно усмотрел в фи-

лософии Джордано Бруно, было метафизическим. То,

что Шеллинг не смог удержаться на высоте диалекти-

ческого мировоззрения, в разработку которого он внес

столь большой вклад, имело не только теоретические,

но и социальные мотивации. Последние исходили от

поворота Шеллинга в сторону примирения с на-

личным социально-политическим строем, который

идеологически укреплялся концепцией, отрицавшей су-

щественность противоречий действительности. Шел-

линг в особенности настаивал на тождестве в абсолю-

183

те субъективного и объективного, мышления и бытия

Тот факт, что Шеллинг трактовал этот абсолют как

бога, означал насыщение «философии тождества» тео-

софским смыслом, который быстро возрастал вслед-

ствие шеллинговского отхода от пантеизма к предста-

влению о божественном абсолюте как некоей высшей

личности, трансцендентной по отношению к эмпириче-

ски данному миру природного и человеческого бытия.

Объяснение того, почему и как данный боже-

ственный абсолют творит отличный от себя несовер-

шенный мир, явилось для «философии тождества»

неразрешимой задачей. В безуспешных попытках ре-

шить эту задачу, которую «философия тождества» са-

ма поставила перед собой как центральную, она фак-

тически начала разрушаться еще до того, как Шеллинг

формально оставил ее.

Стремясь отыскать в боге внутренние импульсы

миротворящей деятельности, Шеллинг довольно скоро

перестал рассматривать его как абсолютное тождество

и начал трактовать его как своеобразную нетожде-

ственность. Обильно черпая соответствующие идеи

в мистической теософии Я. Бёме, Шеллинг отличил от

бога «основу» его существования и охарактеризовал ее

как «то, что в самом боге не есть бог». Весьма нело-

гично, по сути дела, и лишь с видимостью объяснения

Шеллинг провозглашал, что из этой «основы» возни-

кают также отделенные от бога природа и чело-

век. Творческий импульс «основы» Шеллинг предста-

вил как «темное», иррациональное «хотение», поро-

ждающую «первоволю», которая заключает в себе

«зло» отделения от бога. Зло в мире Шеллинг «объяс-

нял» тем, что индивидуальные воли людей еще более

отделяются от бога, особенно когда они вообще от-

казываются признавать его авторитет и желают суще-

ствовать вполне самостоятельно. Эти теософские псев-

дообъяснения были одновременно социально за-

острены против иррелигиозного свободомыслия, да-

вавшего идеологическое знамя освободительным дви-

жениям эпохи, в которую жил Шеллинг.

Последнюю попытку создать философскую концеп-

цию божественного творения, рационально разъяс-

няющую онтологическую и логическую необходи-

мость этого процесса, Шеллинг предпринял в

1811 — 1815 гг., когда он последовательно написал три

варианта «Мировых эпох», ни один из которых не

184

удовлетворил его и потому не был опубликован при

его жизни. В конце 20-х годов у Шеллинга возник за-

мысел разработки философии совсем иначе, чем он

это делал ранее. Пренебрежительно отнеся свои пред-

шествующие построения к лишь «негативной филосо-

фии», Шеллинг в лекционном курсе 1832 г. изложил

«Основы позитивной философии», разработка которой

в дальнейшем пошла по двум направлениям: «филосо-

фии мифологии» и «философии откровения».

Если

в «философии мифологии», оперирующей огромным

фактическим материалом, имеются проницательные

суждения о существенных характеристиках древнего

мифологического сознания различных народов, то

«философия откровения», которой отводилась главная

роль в «позитивной философии», свелась к облаченно-

му в философское одеяние пересказу религиозного ми-

ровоззрения, содержащегося в Библии. В качестве вы-

водов высшей философской «науки» Шеллинг препод-

носил библейские мифы о творении богом мира из ни-

чего по своему произвольному решению и об отпаде-

нии человеческого рода от божества вследствие «пер-

вородного греха» Адама и Евы, поддавшихся искуше-

ниям сатаны, который принял образ змея. От самого

Шеллинга исходила лишь идея воссоединения католи-

цизма и протестантизма в единой христианской рели-

гии будущего, выступающей под знаменем апостола

Иоанна.

<< | >>
Источник: КузнецовВ. Н.. Немецкая классическая философия второй поло-вины XVIII— начала XIX века: Учеб. пособие дляун-тов.-М.: Высш. шк.,1989.-480 с.. 1989

Еще по теме ОТ «ФИЛОСОФИИ ТОЖДЕСТВА»К «ФИЛОСОФИИ ОТКРОВЕНИЯ»:

  1. Практическая философия.
  2. СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ. КОСМИЗМ И АНТРОПОЛОГИЗМ (продолжение) 
  3.   3. Религиозная вера и «рационализм» неотомистской философии  
  4.   2. Фальсификация диалектико-материалистической философии путем «отождествления» ее с религией  
  5. Спиритуализм как монистическая система философии  
  6. Философия природных целей
  7. ОТ «ФИЛОСОФИИ ТОЖДЕСТВА»К «ФИЛОСОФИИ ОТКРОВЕНИЯ»
  8. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  9. ХРИСТИАНСТВО ПЕРЕД ЛИЦОМ ФИЛОСОФИИ
  10. Античная философия