<<
>>

20. Контрасты и оппозиции

Замечено, что языковые единицы, будь то знаки или фонемы, характеризуются двумя типами отношений: с од­ной стороны, зафиксированы отношения, выступающие в так называемом синтагматическом плане и доступные непосредственному наблюдению; таковы, например, от­ношения между /Ьоп/ и соседними единицами речевой цепи, а именно /йп/ и /Ьіег/, или между /п/ и соседним /о/ (пред­шествующим ему в /Ьоп/) и /А/ (в /ип/).

Когда речь идет о подобных соотношениях, имеет смысл говорить о конт­растах. С другой стороны, существуют определенные от­ношения между единицами, которые способны выступать в одном и том же контексте, но которые по крайней мере в этом контексте являются взаимоисключающими; такие отношения называются парадигматическими и определя­ются как оппозиции; так, слова bonne, excellente, mauvaise, способные фигурировать в параллельных контекстах, на­ходятся в оппозиции по отношению друг к другу; то же можно сказать, например, о прилагательных со значе­нием цвета, каждое из которых может находиться между комплексами le livre и ...adisparu «книга... исчезла». От­ношения оппозиции существуют между /п/, /t/, /s/ и /1/, каждое из которых может находиться в конце звучания после комплекса /Ьо-/.

2-

<< | >>
Источник: В. А. ЗВЕГИНЦЕВ. НОВОЕ В ЛИНГВИСТИКЕ. Выпуск III. ИЗДАТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Москва - 1963. 1963

Еще по теме 20. Контрасты и оппозиции:

  1. Ф. И. Тютчев
  2. УРОВЕНЬ РИФМЫ
  3. Методика социолингвистического анализа
  4. Глава VII. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ
  5. 14 Каждый художник по-своему резюмирует историю живописи...
  6. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  7. Новые семантические оппозиции как отражение жизни российского общества на рубеже веков
  8. 4.2.6. «Человек» как член оппозиции художественного мира в идиости- ле Игоря Северянина реализуется субъективным отношением поэта к ключе- вым понятиям жизнь - смерть, поэт — поэзия, мечта — быт
  9. Замысел стихотворения о последнем дне Помпеи
  10. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  11. А. М. ЗАХАРОВА Екатеринбург МОДАЛЬНОСТЬ СТРАННОГО В ЛИРИКЕ А. АХМАТОВОЙ
  12. Классификация субфонем.
  13. 13.1. Разработка новой идеологии лейбористов в период оппозиции