ЛЕКЦИЯ II
Условия успешности перформативного высказывания. Классификация перформативных неудач. Применимость её к любым конвенциональным актам. Другие виды неуспешности, присущие перформативам.
Совместимость и пересечение неудач разных типов.)Как вы помните, мы (намеревались рассмотреть некоторые случаи и смыслы (слава богу, лишь некоторые), когда сказать что- то— значит сделать, когда посредством или в ходе произнесения слов мы что-то осуществляем. Эта тема отражает одно из направлений (есть и другие) современного критического осмысления сложившегося на протяжении веков философского допущения, ооглаоно которому оказать что-то всегда означает попросту утверждать это, по крайней мере во всех достойных внимания, то есть во всех изучаемых, случаях. Это, вне всякого сомнения, бессознательное и, безусловно, ложное допущение представляется философам совершенно естественным. Сначала мы должны научиться бегать, а затем уж ходить. Если не совершать ошибок, нечего будет исправлять.
Вначале я с помощью примеров привлек ваше внимание к нескольким простым высказываниям, известным как перформативные. Внешне они выглядят — во всяком случае, грамматически оформлены — как «утверждения», но, тем не менее, при более внимательном рассмотрении видно, что эти высказывания не подпадают под категорию «истинности»/«ложности». А їв то же время традиционно считается, что утверждения отличает способность быть «истинными» или «ложными». В качестве одного из примеров мы взяли высказывание “Да” (я согласен взять эту женщину в жены), произносимое во время церемонии бракосочетания. Мы теперь сказали бы, что с помощью этих слов человек нечто совершает, а именно вступает в брак, а вовсе не сообщает об этом (то есть о том, что он вступает їв брак). И акт бракосочетания, как и заключения пари, предпочтительнее (хотя это пока не вполне точная формулировка) описывать как произнесение определенных слов, а не как осуществление иного, внутреннего и духовного, действия, для которого эти слова просто служат внешним слышимым знаком.
Вряд ли можно надежно доказать правоту этой точки зрения, но я утверждаю, что это факт.Стоит отметить, что, насколько мне известно, согласно америка/некому закону о свидетельских показаниях, сообщение о том, что говорило другое лицо, принимается как свидетельство только
в том случае, если высказывание этого лица относится к нашему перформативному типу. Тогда сообщение о таком высказывании рассматривается не столько как сведения о сказанном — во избежание передачи слухов, недействительных для суда, — сколько о сделанном, о некотором действии этого лица. Такая постановка вопроса хорошо согласуется с нашим первым впечатлением о перформативных высказываниях.
До сих пор мы чувствовали, что твердая почва предубеждения уходит у нас из-под іног. В какую же сторону нам теперь идти, чтобы остаться философами? Можно, конечно, от всего этого отказаться или, следуя логике вещей, постепенно увязнуть в проблеме. Последнее займет время. Попробуем сосредоточить наше внимание на одном простом пункте, который уже мимоходом упоминался,— на «сопутствующих обстоятельствах». Для заключения пари недостаточно, как я уже указывал, произнести высказывание “Держу пари, что...”. Слова могут быть сказаны, но мы все же можем решить, что заключение пари на самом деле не состоялось, во всяком случае полностью. Чтобы можно было так считать, достаточно сделать ставку, когда уже известны результаты забега (в ситуации, когда идет речь о заключении пари на скачках). Если мы желаем, чтобы совершаемое нами действие было признаїно успешным, необходимо не только произнести слова перформативного высказывания, но и обеспечить, как правило, наличие множества других необходимых обстоятельств и действий. Мы надеемся выяснить, каковы эти действия, рассматривая и классифицируя те случаи, когда что-нибудь идет неправильно, и сам акт — заключение брака, пари, завещание, крещение и т. п. — терпит, следовательно, неудачу (по крайней мере, частичную). Мы сказали бы, что высказывание в этой ситуации является не ложным, а неуспешным (unhappy).
Поэтому исследование тех обстоятельств, которые могут складываться неудачно при употреблении подобных высказываний, мы называем учениеїм о Неудачах (Infelicities)*.Предпримем попытку схематично обозначить — не претендуя ни на какую законченность — по крайней мере некоторые из условий, необходимых для гладкого, или «успешного», функционирования перформативных высказываний (хотя бы таких развернутых и явных, с которыми мы до сих пор имели дело), а затем приведем примеры перформативных неудач и их последствий. Я боюсь и в то же время надеюсь, что эти необходимые условия поразят вас своей очевидностью.
(А.1) Должна существовать общепринятая конвенциональная процедура, приводящая к определенному конвенциональ-
* Термин Infelicity переводится в данной работе либо в развернутой форме — перформативная неудача, либо в краткой — просто неудача. Этот же перевод может иметь и слово failure (иногда провал). — Прим. ред.
ному результату и включающая в себя произнесение определенных слов определенными лицами в определенных обстоятельствах. Кроме того,
(А.2) конкретные лица и обстоятельства в каждом данном случае должны быть пригодны для проведения той конкретной процедуры, к которой мы обращаемся (invoke) посредством перформатива.
(В.1) Процедура должна выполняться всеми участниками правильно и (В.2) полностью.
(Г.1) Если процедура, как это часто бывает, предназначена для выполнения лицами, движимыми определенными мыслями или чувствами, или является началом иового этапа їв последующем поведении любого из участников, тогда каждое лицо, участвующее в процедуре и, следовательно, реально обратившееся к ней, должно действительно испытывать эти мысли или чувства, и все участники должны иметь подлинное намерение совершать соответствующие поступки1. Кроме того,
(Г.2) впоследствии они должны на деле вести себя соответственно.
Если же мы погрешим против одного (или нескольких) из этих шести правил, наше перформативное высказывание не будет (в том или ином аспекте) успешным.
Но конечно, есть существенно разные «виды» этой неуспешности — они будут выведены под теми же индексами, что и перечисленные правила.Во-первых, все четыре правила А и В, вместе взятые, отделяет от двух правил Г очень важное различие (поэтому мы здесь используем латинские буквы в противопоставлении с греческими). Если погрешить против одного из первой группы правил (А или В), то есть произнести, например, неправильную формулу, или по своему положению человек не вправе осуществить данное действие (так, допустим, он уже состоит в браке), или, например, церемонию крещения судна проведет не капитан, а его помощник, тогда рассматриваемый акт, например бракосочетание, потерпит неудачу, не будет осуществлен — и цель не будет достигнута. В то же время при нарушении правил Г цель акта достигается, хотя в этих условиях, например при неискренности человека, достижение цели следует квалифицировать как неправомерное использование процедуры (как злоупотребление). Так, произнося слова «я обещаю», но не имея намерения сдержать их, я, конечно, даю обещание, но... Нам необходимо как-то обозначить это различие; поэтому перформативные неудачи типа Al—В2, приводящие к провалу всего акта, для осуществления которого и в процессе проведения которого строится данная словесная формула, мы назовем ОСЕЧКАМИ i(MISFIRES). С другой стороны, те перформативные неудачи, которые не препятствуют осуществлению данного акта, мы можем окрестить ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯМИ (ABUSES) (не придавайте значения привычным коннотациям этих названий!). Когда высказывание дает осечку, процедура, к которой мы имели в виду обратиться, оказывается неприемлемой или испорченной, а наш акт (бракосочетание и т. д.)—недействительным «ли безрезультатным и т. п. Мы говорим о нашем действии как о подразумевающемся (purported) акте или, может быть, попытке. Мы можем, кроме того, употреблять такие выражения, каїк «было осуществлено нечто вроде бракосочетания» в противоположность «вступил в брак». С другой стороны, в ситуации Г мы называем наш неудачный акт скорее «притворным» или «(неискренним», чем «подразумевавшимся» или «пустым», скорее нереализованным или незавершенным, чем недействительным или безрезультатным.
Потороплюсь добавить, что эти разграничения не являются жесткими и непреложными и таким словам, как «подразумевавшийся» и «притворный», не следует придавать слишком большого значения. И наконец, несколько слов о терминах «недействительный» и «безрезультатный». Их употребление не означает, конечно, что как будто ничего не было совершено, напротив, произошло множество событий (нами, в частности, был зафиксирован акт двоеженства), но мы все-таки не осуществили подразумевавшийся акт, то есть заключение брака. Дело в том, что двоеженство, несмотря на значение входящих в название корней, вовсе не означает вступления в двойной брак. (Короче говоря, алгебра брака — это Булева алгебра.) Далее, «безрезультатный» не означает здесь «остающийся без последствий, результатов, воздействий».Следующий шаг — попытка уяснить основное различие между случаями А и случаями В, то есть между различными видами осечек. Во всех случаях, обозначенных А, мы имеем дело с неуместным обращением к некоторой процедуре, то ли потому, что ее, так сказать, вообще не существует, то ли потому, что попытка ее применения к данным обстоятельствам не может быть успешной. Итак, перформативные неудачи типа А можно назвать термином «Нарушения правил обращения к процедуре» (Misin- viocations). Из двух выделяемых здесь подклассов легче придумать имя для второго (процедура хотя и существует, но не может быть применена по назначению) — это «Нарушения правил применения процедуры» (Misapplications). Для подкласса АЛ мне не удалось подобрать хорошего названия. В отличие от типа А особенность осечек типа В заключается в том, что и существование процедуры, и ее благополучная применимость идут насмарку из-за неправильного выполнения ритуала, и это может приводить к более или менее тяжким последствиям. Поэтому случаи В в противовес случаям А мы назовем «Нарушениями правил выпол-
нения процедуры» (Misexeeutions) в отличие от (неуместного обращения к ней; подразумевавшийся акт оказывается испорченным из-за какой-либо ошибки или препятствия в ходе проведения соответствующей церемонии.
Класс В.1 образован «Ошибками», а класс В.2 — «Препятствиями».Мы получаем следующую схему2:
Перформативные неудачи
АВ Осечки Задуманный акт оказывается недействительным
Нарушения правил обращения к процедуре Акт неприемлем
Нарушения правил выполнения процедуры Акт испорчен
Злоупотребления: Акт осуществлен, но он пуст
/ \
\
Г1
Неискренность
Г2
9
Al А2 В1 В2
9 Нарушения правил Ошибки Препятствия применения процедуры
Я полагаю, что пункты А.1 и Г.2 вызовут некоторое недоумение, но мы просто отложили на короткое время их детальное рассмотрение. Прежде чем мы приступим к подробному обсуждению, позвольте сделать несколько общих замечаний обо всех этих перформативных неудачах. Могут возникнуть следующие вопросы:
(1) К какого рода «актам» применимо понятие перформативной неудачи?
(2) Насколько полной является предложенная классификация неудач?
(3) Являются ли эти классы неудач взаимоисключающими? Рассмотрим эти вопросы по порядку.
(1) Насколько широко распространено явление перформативных неудач? Хотя нас поразила (или оставила равнодушными) возможность неудачи при выполнении некоторых актов, являющихся, по крайней мере частично, актами произнесения слов, с самого начала ясно, что неудачи — зло, угрожающее всем актам, носящим характер ритуала или церемонии, т. е. всем конвенциональным актам. (Конечно, не всякий ритуал подвержен любой форме неудач, но это же мы можем утверждать и о перформативных высказываниях.) Справедливость сказанного ясна хотя бы из того простого факта, что многие конвенциональные дейст-
Вия типа пари или передачи имущества могут осуществляться невербальным способом. Одни и те же типы правил справедливы для всех таких конвенциональных процедур — чтобы убедиться в этом, достаточно в нашем классе А опустить специальное отнесение к вербальным высказываниям. Пока все ясно.
Далее. Имеет смысл напомнить, что многие «акты», входящие в компетенцию юристов, представляют собой или включают в себя перформативные высказывания или, по крайней мере, выполнение (performance) каких-нибудь конвенциональных процедур. И конечно, вы сумеете оценить тот факт, что ученые-юристы в своих трудах постоянно обнаруживают осведомленность о разнообразии неудач, а иногда — и о характерных чертах перформативных высказываний. И лишь широко распространенная навязчивая идея, что юридические высказывания и те высказывания, которые встречаются в «юридических актах», непременно должны быть утверждениями, либо истинными, либо ложными, воспрепятствовала более ясному, чем у нас, пониманию сущности юридических актов. И возможно даже, кто-то из юристов уже достиг такого уровня понимания; просто я недостаточно информирован. Однако для нас гораздо важнее усвоить, что очень многие факты из области этики не являются в конечном итоге просто физическими движениями, как склонны утверждать многие философы. Очень многие из них целиком или частично носят характер конвенциональных или ритуальных актов и, следовательно, помимо всего прочего, подвержены перформативным неудачам.
И наконец, мы подошли к вопросу — и здесь я должен раскрыть некоторые мои карты, — можно ли применять понятие неудач к высказываниям, которые являются утверждениями? До сих пор мы подавали неудачи как характерное свойство перформативного высказывания, «определяемого» (если мы имеем право так выразиться) в основном по сравнению с привычным, как мы полагали, понятием «утверждения». Я пока довольствуюсь указанием на один недавний поворот в философской мысли, привлекший пристальное внимание к «возмутительным» утверждениям, которые нельзя, однако, назвать ложными или хотя бы «противоречивыми». Речь идет, в частности, об утверждениях, которые соотносятся с несуществующими явлениями, например: «Нынешний
король Франции лыс». Очень велик соблазн сравнить такое утверждение с намерением завещать имущество, которым вы не владеете. Разве оба случая не предполагают существования? Утверждение, относящееся к чему-то, чего не существует, скорее ведь недействительно, чем ложно. И по мере того, как мы начинаем рассматривать утверждение не в качестве предложения (или суждения), а в качестве речевого акта (из которого извлекаются логические конструкции), мы все больше углубляемся в анализ утверждения как целостного акта. Или другая любопытная аналогия: между ложью я ложным обещанием проглядывает вполне очевидное сходство. Но к этой проблеме мы вернемся позже3.
(2) Наш второй вопрос звучал так: Насколько полна эта классификация?
(I) Прежде всего нужно помнить, что высказывая наши перформативы, мы в определенном смысле «осуществляем действия», и, следовательно, как таковые они будут подвержены всем тем видам неудовлетворительности, которые характерны для всех действий. Речь идет о неудовлетворительности, отличной, или отличимой, от того, что імьі решили рассматривать как неудачи. Я имею в виду, что действия вообще (хотя и не все) бываю^ например, вынужденными, случайными или ошибочными, то есть почтой или иной причине непреднамеренными Конечно, о таком действии не хотелось бы говорить, что оно просто совершено или его совершили. Я не ставлю своей целью разработку общей теории. Во многих таких случаях мы могли бы даже сказать, что акт был «недействительным» (или мог стать недействительным по причине принуждения или незаконного воздействия) и т. п. Я полагаю, что какая-нибудь общая концепция высокого уровня могла бы охватить в единой теории и то, что мы называем неудачами, и эти другие неблагоприятные факторы, сопутствующие действиям, в нашем случае — таким действиям, которые включают перформативные высказывания. В наших же рассуждениях этот тип неуспешного осуществления действий не затрагивается. Но следует помнить, что факторы такого рода всегда могут вторгнуться (и вторгаются) в обсуждаемые нами случаи. Факторы такого рода обычно квалифицируются как «смягчающие обстоятельства» или «факторы, уменьшающие или аннулирующие ответственность действующего лица» и т. п.
(II) Во-вторых, наши перформативы, будучи высказываниями, подвержены также другим типам неприятностей, свойственных всем высказываниям. И здесь могла бы быть предложена общая теория, учитывающая и эти огрехи, но сейчас мы намеренно их обходим. Я имею в виду, в частности, следующее: перформативное высказывание предстает в особом смысле пустым или недействительным, когда его произносит, скажем, актер на сцене, или оно встречается в поэтическом произведении, или произносится в одиночестве. Это относится равным образом к любому высказыванию— своего рода смена декораций применительно к обстоятельствам. Язык здесь используется на особый лад, явно несерьезно, как бы паразитически по отношению к его нормальному употреблению, то есть способом, который рассматривается в учении об этиоляциях языка. Вое это мы исключаем из рассмотрения. Мы считаем, что наши перформативные высказывания, независимо от того, сопутствует им удача или неудача, производятся в обычных обстоятельствах.
(Ill) Дабы не осложнять картину дополнительными соображениями, я пока не вводил «неудачи» еще одного типа — а они могут носить это название с полным правом — несовершенства понимания. В обычном случае, чтобы дать обещание, необходимо:
(A) чтобы меня кто-нибудь услышал, возможно, то лицо, которому я обещаю;
(B) чтобы это лицо понимало, что дается обещание.
Если то или иное из этих условий не выполняется, можно усомниться, действительно ли имело место обещание, — можно счесть, что акт только замышлялся или оказался недействительным. Закон принимает особые меры предосторожности во избежание этой или других неудач, например при рассылке судебных повесток или вызовов. Наїм еще придется в другой связи вернуться к этому очень важному соображению.
(3) Являются ли классы неудач взаимоисключающими? Ответ очевиден.
(a) Нет, учитывая, что мы можем ошибаться одновременно в двух направлениях (мы можем неискренне обещать ослику морковку) .
(b) Нет, учитывая более существенное обстоятельство: типы ошибок «переходят друг в друга» и «пересекаются» друг с другом, а квалификация той или иной из них «произвольна» сразу в нескольких аспектах.
Предположим, к примеру, что я вижу судно на стапеле, подхожу, разбиваю о нос судна висящую там бутылку с шампанским, заявляю: «Я нарекаю этот корабль „Мистер де Голль“» — и вдобавок выбиваю подпорку. Но беда в том, что я не отношусь к лицам, имеющим право крестить корабль (независимо от того, предназначалось ли этому кораблю имя «Мистер де Голль» — это уже дополнительная сложность. Если это правильное имя, ситуация становится еще постыднее.).
Мы пришли к согласию, что:
(1) корабль Не был назван4,
(2) имел место крайне постыдный поступок.
Можно считать, что я «осуществил нечто вроде» крещения корабля, но мое «действие» оказалось «недействительным», или «безрезультатным», потому что я не то лицо, которое было вправе осуществлять такое действие. Но можно взглянуть на дело и по-другому: если нет даже видимости компетентности или хотя бы убедительного предлога, тогда мы не можем вообще говорить об общепринятой конвенциональной процедуре — это фарс, подобный бракосочетанию с обезьяной. Или еще по-иному можно сказать, что приобретение права на осуществление данного действия является частью процедуры. Когда святой окрестил пингвинов, была ли эта акция недействительной потому, что процедура крещения не применима к пингвинам, или потому, что не существует общепринятой процедуры крещения иных существ или предметов, кроме как людей? Я не думаю, что такого рода тонкости имеют значение для теории, хотя ими приятно заниматься, и практически важно быть терминологически подготовленным к встрече с такими казусами, как это принято в юриспруденции.
Примечания
1 Ниже будет объяснено, почему то обстоятельство, что у людей имеются эти мысли, чувства и намерения, не включено в общий ряд «обстоятельств», упомянутых в пункте А.
2 [Время от времени Остин использовал другие термины для обозначения различных видов перформативных неудач. Любопытно привести некоторые из них: А.1—не-игра; А.2 — игра не по правилам; В — неудачи; В.1—выполнение не па правилам; В.2— невыполнение; Г — неуважение; Г.1—притворство; Г.2 — незавершенность, вероломство, нарушения, недисциплинированность, злоупотребления.— Дж. У.]
3 [См. с. 53 и далее. — Дж. У.]
4 Крещение детей — дело еще более сложное: мы можем неправильно выбрать имя или пригласить не того священника, например лицо, имеющее право крестить детей, но не уполномоченное крестить именно этого ребенка.