Биоэтика как система нравственных критериев гуманизма.
Необходимость осмысления и реализации гуманных принципов биоэтики отчетливо проявилась именно тогда, когда на повестку дня в сфере современной естественнонаучной и практической деятельности ученых-исследователей, биомедиков был поставлен вопрос о радикальном преобразовании живой природы и качественном изменении жизни человека.
Речь идет об особого рода технологической «перекройке» органической материи. Но всем прекрасно известно, что прогресс медицинской науки, техники и практики лечения людей невозможен без проведения многочисленных исследований с участием человека и животных. При этом у общественности возникает тревожное предощущение возможной опасности, грозящей жизни и самой природе человека. В связи со стремлением ученых преобразовать человеческий организм в обществе проявилось негативное отношение к тем перспективам, которые «рисуют» некоторые из них. На повестку дня вновь выдвинулась извечная проблема выбора пути, ведущего либо к добру, либо ко злу. Разрешить же эту ситуацию можно только через «синтез» человеческого разума и морали, приобретение чувства высокой ответственности. Г. Гегель в свое время рассуждал следующим образом: «Если я хочу разумного, то я поступаю не как обособленный индивидуум, а согласно понятиям нравственности вообще; в нравственном поступке выдвигаю я не самого себя, а суть. Разумное - это большая дорога, по которой проходит каждый, но на которой никто не выдается» [14].Современные философы, ученые и медики рассматривают разум и нравственность человека как целостный социальнокультурный феномен. Здоровье индивида они во многом связывают с эволюционно-экологическими условиями жизни, а также с характером его социальной и психической деятельности. Здоровье - это способность организма адаптироваться к любым изменениям в природе и обществе. Это умение личности всегда сохранять настрой на саморазвитие, самосовершенствование.
Болезнь же представляет собой нарушение способности приспосабливаться к изменениям внешних и внутренних условий существования, что ведет к увяданию организма или даже к его смерти. Оснований для таких выводов у ученых и медиков, особенно работающих в сферах, близких к исследованию естественных процессов, протекающих в живом веществе, предостаточно. Сегодня на нашей планете условия обитания практически всех живых организмов сильно изменились в худшую сторону. Поэтому особо актуализировался вопрос уже не столько о сохранении, сколько о спасении жизни на Земле. Все естественные науки в настоящее время представляют собой область изучения и проведения испытаний различных форм и видов природы на предмет познания возможностей их качественного изменения с целью обеспечения их выживания в критических, постоянно изменяющихся условиях внешней среды.
Говоря иначе, научное познание жизни, по крайней мере, в его особо активной части (эксперименте), есть испытание объекта живой природы с целью получения достоверной информации о нем самом. Поэтому здесь внутренне наличествует и морально-этический аспект. Не случайно между естественной наукой и общественной моралью формируется внутренняя взаимосвязь. Современный ученый не сможет при проведении опытов с живым организмом находиться вне сферы воздействия общественной морали. А если речь идет о человеке, его жизни, ограничиваться только исследовательской функцией науки просто недопустимо. Сегодня сами ученые и философы говорят о назревшей необходимости запрета некоторых стратегий исследования и воздействия на мир, об ограничении свободы экспериментирования. Отметим, что в сфере биомедицинских и других научных исследований, проводимых с участием человека (психологических, антропологических и др.), такого рода запреты и ограничения уже получают институциональное оформление и закрепление. Член-корреспондент РАН Б.Г. Юдин (род. 1943) заявил, что обязательная этическая экспертиза проектов таких исследований становится нормой [15].
Каждому ученому, каждому медику, который планирует биомедицинские исследования, необходимо изначально принять во внимание не только их теоретическую обоснованность, методологическую корректность и техническую реализуемость, но и этическую приемлемость. Другими словами, те цели и ценности, которые обусловлены взаимосвязями между наукой, медициной и обществом, не должны являться чем-то внешним по отношению к человеку.
Биоэтика ныне превращается в специфическую область биофилософии [16], осмысливающей философско-нравственные ценности феномена жизни вообще и человеческой в частности. Она формируется на стыке традиционной морали и профессиональной медицинской этики (деонтологии). Биоэтику вполне можно считать коллективной совестью всего медицинского сообщества, указывающей на персональную гуманитарную ответственность каждого его члена за сохранение жизни на Земле. Нельзя считать случайным то, что ее возникновение и развитие связаны с изменениями в научной сфере биомедицины, медицинской науки, практического здравоохранения, происходящими при активном воздействии научно-технического и технологического прогресса. Прежде всего речь идет о значительных достижениях в области генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии и т.д.
Новые генноинженерные технологии, связанные с возможным применением революционных достижений биомедицинской науки в клинической практике, вовсе не гарантируют благоприятный исход лечения любого тяжелобольного. Впрочем, и современная биология, исследующая весьма тонкие механизмы наследственности, и физиология, глубоко проникающая в структуру мозга, могут оказывать эффективное воздействие на человеческий организм. Это указывает на возможность с помощью средств современной медицинской науки и передовых медицинских технологий исправлять врожденные дефекты. Освоение в познании и практике сложных живых систем по-новому ставит проблему демаркации между научной истиной и нравственностью в медицине, рациональным и интуитивным действием врача, фармацевта, медицинской сестры и т.д.
В своих исследованиях живых систем медикам и ученым сегодня очень важно не впадать в известные крайности. Ориентирами здесь должны служить не только профессиональные знания о возможных сценариях изменений в организме, но прежде всего духовные ценности и социально-нравственные установки, предостерегающие от непредсказуемых опасных последствий биогенетического воздействия. Современные научные и технологические подвижки принципиально по-новому ставят вопросы о «нравственном насыщении» биомедицинской науки. До недавнего времени многие были убеждены, что смысл этики науки состоит в реализации учеными основных норм-условий
достижения объективности знания: беспристрастности, добросовестности в научно-теоретических изысканиях, высокого профессионализма и скрупулезной чистоты экспериментов на живом организме. В настоящее время стало очевидно, что следование только традиционным этическим нормам в научной деятельности не всегда приводит к желаемой цели. Это не означает, что привычные этические регуляторы науки отходят ныне на второй план. Но сегодня все большую актуальность приобретает задача повышения морально-этической ответственности ученого-исследователя за любые возможные негативные последствия применения новых технологий вмешательства в естественно-природные процессы. Ее решением и занимается биоэтика.
Потребность в формировании биоэтического сознания как решающего фактора гармонизации отношений между общественностью и учеными, медиками, работающими в новых областях наук, связанных с преобразованием живого, становится сегодня все более насущной. Специфика биоэтики состоит прежде всего в сопоставлении ее принципов с понятиями более широкой моральной сферы - этики медицины, позволяющей привлечь внимание к научной и практической деятельности медиков, стремящихся к радикальному изменению природы человека. Чрезвычайно важно подчеркнуть, что овладение биоэтиче- ской культурой является задачей не только ученых-естественников, но и всего населения. Развитие ее должно стать делом государственной важности.
Биоэтика принципиально отличается от этики науки, классической этики и даже деонтологии. Говоря о биоэтических принципах поведения ученых, следует иметь в виду уникальность их научно-исследовательской деятельности, но прежде всего - ее социальную значимость. Проблемы современной медицины приобрели глубокий философский смысл.
При формировании биоэтического самосознания профессионального медицинского сообщества встретилось немало трудностей. Одна из них - сознательная подмена морально-этического содержания биоэтики правовыми кодексами. Предлагается, к примеру, законодательно регулировать все биомедицинские исследования и медицинскую практику в таких сферах, как трансплантология, проведение искусственного аборта, оп
ределение момента смерти, предела жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных и т.д.
Важной темой для биоэтики как принципиально новой философско-медицинской дисциплины становится нравственное и правовое осмысление медицинской реальности как сферы особо ответственного отношения врача, ученого к своей профессиональной деятельности. А поскольку формирование такого типа отношения выходит за рамки собственно медицины, реализуясь и в иных сферах человеческого бытия, проблематика биоэтики становится весьма многоплановой. Поэтому она может согласовываться с правовыми нормами и требованиями, но не должна сама растворяться в законодательных нормативах. Она призвана рассматривать вопросы особого порядка: философские и морально-этические проблемы генетической инженерии и генной терапии; нравственные аспекты трансплантации органов; моральные затруднения, возникающие в связи с появлением новых технологий, касающихся искусственного осеменения, суррогатного вынашивания плода; эвтаназия и др.
6.5.