Биоэтическое осмысление болезни.
Биоэтическое осмысление болезни органично связано с проблемой смысла жизни и деятельности человека, так как является серьезным основанием для изменения как физического состояния, так и морально-этического поведения.
Возможно, кому-то это покажется странным, но болезнь, как и здоровье, имеет биоэтический смысл. Болезнь не только является естественной частью жизни, но и представляет собой некий знаковый феномен, поскольку без болезней стремление людей к полноценному, здоровому образу жизни слабеет. Короче говоря, исчезает нацеленность на здоровье, как бы глубоко она ни была заложена в ментальности каждого культурного человека.Уже отмечалось, что никто не сможет вылечить больного человека без его активного участия. Совершенно очевидно, что для излечения требуется особая духовная сила, волевой акт самого пациента. Если же он слишком слаб, чтобы активизировать процесс собственного выздоровления, но хоть как-то борется за жизнь, ему обязан помочь врач. Последний укрепляет в своем пациенте дух, волю и веру в благоприятный исход болезни. Это действует на больного порой сильнее, чем прием силь-
недействующего лекарства или даже операционное вмешательство.
В настоящее время эксплуатируется немало дефиниций понятия «болезнь», предложенных видными учеными, врачами. Так, Р. Вирхов определял болезнь как «жизнь при ненормальных условиях», как «нарушение функций, вследствие которого возникает угроза жизни». Современные ученые трактуют болезнь как «состояние, обусловленное нарушениями структуры и функций организма и его реакциями на эти нарушения». При этом подчеркивается, что «в основе этого состояния всегда лежат те или иные нарушения гомеостазиса, т.е. уравновешивания всех жизненных процессов внутри организма и его отношений с внешней средой» [17].
В настоящее время установлено, что на активизацию болезненного состояния человека оказывают воздействие многие факторы, но прежде всего реально существующие вокруг него электромагнитные и акустические поля.
Здесь уместно вспомнить традиционную китайскую медицину, согласно постулатам которой «поражение любого органа или части организма, помимо нарушения, например, их функций, сопровождается нарушениями и их энергетического баланса» [18].Человеческий организм в силу разных причин подвержен внешним энергетическим воздействиям, порой болезненным и даже опасным для жизни. В результате таких воздействий могут происходить качественные изменения: физические, психические, моральные, духовные и даже мировоззренческие. Человек нередко слабеет физически, становится мнительным и подозрительным по отношению ко всему происходящему вокруг него, а иногда и болезненно эгоистичным, у него появляются проблемы в межличностном общении. При этом мало кто из людей сознательно развивает в себе умение противостоять болезням, активно бороться с постигшими недугами подобно И. Канту, А. Мересьеву, Ю. Власову, В. Дикулю. К сожалению, зачастую только неожиданная болезнь отрезвляет человека, понуждая его задуматься над бренностью жизни и принять необходимые меры самозащиты. Исторически люди наработали уже немало эффективных профилактических мер типа физкультуры, аутотренинга, других форм самосохранения и саморазвития.
Философы и врачи-мыслители причины всех заболеваний с древности подразделяли на три большие категории. Первая связывалась ими с разного рода приобретенными личными свойствами типа небрежности или невежества. Ко второй категории относятся причины, условно говоря, кармические. Такие болезни обычно развиваются вследствие психических расстройств, некой душевной расслабленности. К третьей категории причин заболеваний относятся факторы окружающей среды, которые объективно воздействуют на людей. Это тяжелые природные и социальные условия жизни, трагически складывающиеся обстоятельства, злые помыслы и действия недругов. С учетом всех этих причин врачами рекомендовались меры предохранения и предпринималось адекватное лечение.
Важное значение в предупреждении заболеваний имеет философское осмысление человеком энергетического баланса в организме, необходимости целевого восполнения и использования им энергии из внутренних и внешних источников.
Как известно, без энергетического насыщения не может функционировать ни одно живое существо. Исключительную роль в жизнедеятельности человека играет его духовная энергия. В.Г. Зилов пишет: «На рубеже XXI века в академической медицине возникло представление о необходимости расширения понятия гомеостазиса, включив в него не только константы физико-химических показателей (хорошо известных "гомеостазис-ве- ществ”), но и постоянство уровня энергетических процессов в организме и отдельных его частях, то есть ’’гомеостазиса энергии”» [19].Болезнь как проявление жизни человека - это состояние, свидетельствующее не только о серьезных нарушениях в естественном функционировании его организма, но и об утрате творческого стимула в жизнедеятельности личности, что свидетельствует о деформации энергетической взаимосвязи организма с окружающей средой - и природной, и социальной. Общепризнанно, что любые изменения веществ в организме сопровождаются множеством различных механических, термических, химических, электрических явлений. Так происходит активное поглощение и взаимное превращение энергии. Выше мы уже говорили о том, что вокруг человека возникают особые электромагнитные и акустические поля, которые генерирует и излучает сам организм в процессе функционирования, а также поля
космического и земного происхождения. При большинстве болезней отмечаются отклонения в энергетических обменных процессах, что сказывается на гомеостазисе функциональных систем различных уровней. Отмечается дисбаланс энергетического взаимообмена между человеческим организмом и природной, а также общественной средой. Человек как существо природное и одновременно социальное постоянно нуждается в энергетическом обмене весьма высокой интенсивности.
Есть два надежных источника энергетического взаимообмена. Первый предполагает преобразование энергии организмом в результате дыхания, приема пищи и воды т.д. На этой основе осуществляются процессы пищеварения, обмена веществ, выделения шлаков.
Второй источник - это энергия неких природных излучений. Она поступает в организм и с пищей, и с водой, и с воздухом. Кроме того, она проникает туда в результате прямого воздействия космических, солнечных, земных излучений, различающихся по интенсивности и в той или иной степени влияющих на физиологию и психику. Существуют даже научно установленные географические зоны различной силы воздействия на животных и людей, причем как положительного, так и отрицательного. Если последние действуют разлагающе, то есть рассеивают, разделяют и противопоставляют различные виды энергии, то все положительные излучения, наоборот, способствуют их формированию, собиранию и сохранению.Всем известно, что энергетическое содержание потребляемого продукта можно измерять теплотой при его «сгорании». Но не только. Так, например, если бы вся энергия, получаемая альпийскими животными, определялась только теплотой «сгорания» альпийских трав, вряд ли бы эти животные могли ежедневно преодолевать такие большие расстояния: от десяти до тридцати километров. Альпийские травы обладают каким-то особым свойством, они хранят высокую энергетическую мощь, выделяя ее при «сгорании». При этом они еще и испускают интенсивное излучение. Можно предположить, что альпийские животные усваивают комплексную энергию: и в форме интенсивного излучения окружающей среды, и в форме веществ, поступающих с пищей.
Если вещественная энергия ныне вообще не вызывает никаких вопросов, то с энергией излучения дело обстоит иначе. Дело, видимо, в том, что она просто меньше изучена и ее значе-
ниє для живой материи пока до конца не выяснено. Однако многим известно, что без необходимой энергии излучения жизнь в принципе невозможна. Более того, именно этот вид энергии, скорее всего, и стал причиной зарождения жизни на Земле и появления человека разумного. Но наряду с положительными, в целом необходимыми для организма излучениями (они, кстати, используются в медицине), есть излучения негативные, вредные для здоровья человека, опасные для его жизни, например радиоактивные.
Сегодня перед теоретической биологией, медицинской наукой и гуманистической философией стоит целое множество как новых мировоззренческих, так и старых ментальных проблем, требующих научно-теоретического и философско-этического анализа. Возьмем, к примеру, расширяющийся фронт глобального экологического кризиса, неукротимый рост заболеваемости раком, СПИДом, сердечно-сосудистыми и различными вирусными заболеваниями, представляющими опасность в связи с их особо сильным негативным влиянием на жизнестойкость человеческого организма. Разумеется, все мыслящее человечество в нынешних кризисных условиях весьма озабочено своим будущим. Возникает вопрос: стоит ли искусственно улучшать биокод человека, и если да, то как именно - эмпирически, «селекционными» методами или все же методом генной инженерии? Проведенные биогенетические исследования на живых организмах позволили получить экспериментальный материал и научно его обобщить, а следовательно, и лучше понять законы живой материи. Все это служит основой для использования выводов теоретиков в практической медицине.
Ученые (биологи, генетики, медики), отдавая себе отчет в том, что любое вмешательство в наследственные механизмы само по себе весьма опасно (поскольку непредсказуемо), проявляют большую осторожность в своих исследованиях. Появились принципально новые биоэтические цели и задачи. Возникли и сложные теоретико-философские формы этико-правового разрешения современных биомедицинских проблем. В заключение отметим, что биомедицина будущего, скорее всего, будет активно заниматься устранением причин различных наследственных заболеваний (выявлением и исправлением мутантных генов и т.п.).
6.6.