<<
>>

Биоэтика - философско-научная парадигма здравоохранения.

Биоэтика имеет особенные признаки, качественно отли­чающие ее от всех государственных социально-политических теорий обеспечения здоровья людей. Государственные парадиг­мы здравоохранения во всем мире, как правило, отражают и выражают всеобщее стремление граждан к реализации их права на здоровье.

Эти здравоохранительные парадигмы закреплены в статьях Конституций государств и в различных законах. Глав­ной особенностью парадигмы биоэтики как специфической идеологии является прежде всего то, что она выражает интере­сы мировой общественности, в частности медицинской, касаю­щиеся охраны прав людей на жизнь и здоровье. Она пробужда­ет у ученых-естествоиспытателей, врачей, фармацевтов глубо­кую личную ответственность при организации и проведении ими научных исследований (экспериментов), связанных с раз­ного рода воздействиями на организм человека.

При размышлении над особенностями биоэтики как прин­ципиально новой философско-этической идеологии в системе здравоохранения следует всегда помнить о ее главных приори­тетах в самых разных сферах научно-исследовательской дея­тельности и практической медицины. Речь идет о морально- этических ценностях, мировоззренческих и методологических установках. Это своего рода социально-нравственные основа­ния зарождающейся новой, по сути своей гуманитарной меди­цины, призванной не только лечить, но и ориентировать на не­обходимость всестороннего и гармоничного развития человека. Исходя,из этого, специфика биоэтической идеологии в здраво­охранении состоит прежде всего в принципиально ином подхо­де к жизни людей. Фактически имеется ввиду новый вариант философии жизни, так как речь здесь идет о формировании нравственной позиции. Биоэтика обращает внимание ученых именно на те области научно-практической деятельности, в рамках которых осуществляются преобразования физической и духовной жизни человека на гуманитарной основе.

Современные научно-медицинские, а также медико-техно­логические задачи в системе здравоохранения привели к необ­ходимости совершенно иной постановки вопросов о месте мо­рали в естественной науке вообще и в медицине в частности.

До недавнего времени многие специалисты были убеждены, что главная функция морали в науке состоит в реализации эти­ческих норм-требований с целью получения объективного зна­ния, то есть в проявлении беспристрастности в отыскании исти­ны, высокого профессионализма и, конечно, достижении осо­бой чистоты научного эксперимента. Однако сегодня этого уже мало. Главная задача морали в современном естествознании, по выражению академика П.В. Симонова, - своевременно «про­сигналить об отступлении от истины и напомнить о причиняе­мом зле».

Важнейшими векторами медико-философской идеологии врачей всегда были и остаются по сей день вопросы нравствен­ного осознания ими феноменов жизни и смерти человека. Од­нако когда эти вопросы становятся не только предметом про­фессиональной деятельности, но и объектом совести всех меди­ков (ученых и практиков), они инициируют формирование не­коего биоэтического самосознания. Речь идет о своего рода фи­лософской рефлексии на личную моральную ответственность за творческое начало в сфере качественного изменения приро­ды человека. Однако на пути формирования биоэтического са­мосознания у высококвалифицированных медицинских работ­ников встречается немало трудностей. Например, в генной ин­женерии, трансплантологии, биотехнологии нет и не может быть однозначных решений, ибо любое вмешательство в про­цессы жизни требует сугубо индивидуального подхода. Цен­тральным для биоэтического самосознания всех медиков стано­вится моральный принцип, выражающий их личную социаль­но-гражданскую ответственность как специфический вид нрав­ственно-философского менталитета.

После осмысления революционных успехов биомедицин­ских исследований, в частности в реаниматологии, возникла необходимость выработать принципиально новую государст­венную идеологию здравоохранения, морально и юридически закрепить современные требования к лечащим врачам.

А в свя­зи с интенсивным развитием генной инженерии, транспланто­логии, биотехнологии, принципиально изменивших привычный образ практической медицины, стала очевидной чрезвычайная важность более строгого контроля за реализацией законных прав каждого индивида в рамках общечеловеческой морали. Поэтому биоэтика как идеология здравоохранения являет собой

известное равновесие моральных и правовых требований к на­учным исследованиям различных сфер органической жизни. Данное равновесие создает предпосылки для прогрессивного развития абсолютно всех сфер медицинской науки и практики.

Становление биоэтики как моральной идеологии в системе здравоохранения потребовало социально-философского осмыс­ления медиками смысла здоровья (вечной общечеловеческой ценности) и болезни (фрагмента естественной жизни). Эти про­блемы решаются теперь на базе функционирующих морально- этических принципов различных философских систем гумани­стической морали. Только философски осмыслив специфиче­ские особенности морали и права в практической медицине, можно понять, что научно-исследовательская деятельность вра­чей ни при каких обстоятельствах не может вестись без опоры на моральные традиции.

Сегодня первостепенная задача состоит в формировании принципиально нового морально-этического (биоэтического) самосознания будущих специлистов еще во время их обучения в медицинском вузе. Причем следует помнить, что эта форма самосознания имеет интеграционный и одновременно междис­циплинарный характер. Для формирования биоэтического са­мосознания у студентов-медиков необходимым является фило­софское осмысление ими проблем биомедицины. Прежде всего речь идет о глубочайшем постижении самой сущности челове­ка, смысла его жизни и смерти, проблем развития личности, ин­дивидуальности и т.д.

Биоэтика как идеология здравоохранения ничего не запре­щает и не разрешает. Она привлекает внимание мировой обще­ственности, в частности медицинской, к моральным и право­вым проблемам биомедицинских исследований, к новым аспек­там науки, связанным с угрозой жизни и здоровью человека.

Идеологи биоэтики подвергают критике те научные методы, средства и технологии, которые, по их мнению, не в состоянии обеспечить социальный прогресс, качественное улучшение жизни людей. Они контролируют соблюдение строгих мораль­но-этических норм и правовых требований в сфере преобразо­вания органической жизни. Биоэтикой постоянно уточняются критерии нравственно-правовой оценки возможностей пере­стройки жизни на Земле (особенно человеческой), формулиру­ются новые рекомендации и советы специалистам, но не более.

Между тем в процессе философского осмысления учеными-ис­следователями и медиками противоречивых проблем биомеди­цины закладывается новый мировоззренческий и мыслительный фундамент их самосознания, формируются иные морально-эти­ческие ценности, позволяющие более углубленно вести научное познание феномена жизни и эффективно совершенствовать ме­тоды лечения врожденных и приобретенных патологий.

Биоэтика, являясь идеологией медицинского сообщества, не входит, как уже отмечалось, в число морально-этических наук. Причем ее ни в коем случае нельзя отождествлять с деонтологи­ей, или врачебной этикой. Ее не следует рассматривать и как не­кую новую философскую науку. Проблемы биоэтики настолько сложны, что требуют особого внимания широкой общественно­сти, а также глубокого философско-аксиологического осмысле­ния. Дело в том, что острейший вопрос о степени возможного медицинского вмешательства в процессы жизни и смерти никак не может решаться учеными и врачами самостоятельно, без уче­та общественного мнения. Ведь основой биоэтического самосоз­нания является не что иное, как высокая гражданская ответствен­ность, неукоснительное следование общественному долгу.

Обратной стороной натуры человека как творца является некий идеал, в котором более ста лет назад Ф.М. Достоевский увидел образ бесовского разрушителя. Между тем Вл. Соловьев открыл в человеке духовный космос, то есть тот самый внут­ренний закон, об объективной реальности которого, так про­никновенно писал И.

Кант: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне» [20].

В современных условиях исключается любая альтернатива жизни и деятельности человека в согласии с разумом и собст­венной совестью. Время настоятельно требует от людей, осо­бенно от ученых, специалистов-медиков, осознания высшего смысла всеохватывающей философской формулы: «Стремиться к Истине, Добру и Красоте!». Было бы вполне правомерно до­полнить ее еще одной составляющей: «Любить человека». Только строгое следование этой гуманной формуле позволит человечеству не только выжить, но и прогрессивно развиваться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппократ. -M., 1994. С. 85.

2. Вересаев В.В. По поводу «Записок врача» И Собр. соч. В 4τ. Т. 1.-М., 1985. С. 359.

3. Наука и религия. - 1999. - № 3. С. 5, 23.

4. Бэкон.Ф. Сочинения: В 2 т. - M., 1971-72. Т. 1. С. 588.

5. Проблемы медицинской деонтологии. - M., 1977.

6. Медицина и средства массовой информации. - М., 1998. С. 50-52.

7. Проблемы медицинской деонтологии. - М., 1977. С. 81.

8. Введение в биоэтику: Учебное пособие. - М., 1998.

9. Universal Declaration on the Human Genome and Human Rights. Paris, 11 November 1997.

10. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера. - M., 1994. С. 51.

11. Спенсер Г. Научные основания нравственности. - С.- Пб., 1896. С. 20.

12. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. -М., 1983. С. 67.

13. Вала Л. Об истинном и ложном благе. - М., 1989. С. 58.

14. Гегель Г. Сочинения. Т. 7. - 1934. С.45.

15. Вопросы философии. - 2001. - № 1. С. 7.

16. Биофилософия. — М., 1997.

17. Саркисов Д.С., Пальцев М.А., Хитров Н.К. Общая пато­логия человека. - М., 1997. С. 187.

18. Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы ин­формационной биологии и медицины. - М., 2000. С. 178-180.

19. Тамже. С. 181.

20. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 4. Ч. 1. С. 499.

Когда суть дела обдумана заранее, слоба приходят сами собой

Гораций

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Биоэтика - философско-научная парадигма здравоохранения.: