Психологические объяснения и научные парадигмы в психологии
I. Конец 19 в – спор объяснит и описат пси – спор Дильтея и Эббингауза (который считал, что пси может строиться по принципу использования эксперим метода и быть наукой объяснительной)
Описательная психология:
Дильтей критикует объяснит психологию за:
1) необоснованно привлекает физическое понимание причинности для психол законов.
Критикует звено гипотез, а не собственно эксперим метод2) перенесение внешней последовательности как причинной цепи событий на душевную жизнь
- психология теперь наука не об ассоциациях, а наука о духе, душевной жизни «связь, которая не выводится, а переживается»
- переход к последовательному обоснованию причинности как замкнутой только в сфере душевной жизни, выяснить закономерный план явлений, не отягощаясь звеном гипотез как метафизическим элементом.
Д. подчеркивает аналитичность психол знания, т.к. он не против аналитического метода, а против психол реконструкций, кот надстраиваются над непосредственно данным. Т.к. знания о душев жизни даны непосредственно, в переживании. При этом внутреннее восприятие интеллектуально, опосредствовано логическими процессами.
Понимание — это не воссоздание стоящей вовне (за логикой отношений) рациональной связи, а ее усмотрение в самой душевной жизни.
- Психич акт во внутреннем мире образует нечто новое, не имеющее аналога в мире внешнем.
- Основной закон душевной жизни – закон развития (телеологическая причинность).
- Есть указание на закон как на причинность («связь душевной жизни содержит как бы правила, от которых зависит течение отдельных душевных процессов»), но оно не развито.
Проницательность Дильтея в непринятии:
- попытки перенести на пси законы механики,
- попытки перенести на пси метафизич принцип при старом понимании «рационального» построения пси.
Недостаток Дильтея – отождествление метафизич принципа с принципом выдвижения гипотез.
Шпрангер: противопостав психологии элементов и «духовно-научной психологии»
- причинность не может ограничиваться рамками внут телеологии. На низших ступенях – биологическая причинность, потом – ценностные связи с объективной культурой.
Обоснования объективности:
- в материальной плоскости,
- в духовном развитии,
- надындивидуальный смысл духовного развития (надындивидуальные нормы как формы объективации духа)
Описательность историческая (а не отказ от гипотез), а научность связана с принципом критически-нормативной установки на то, что психология – наука о духе.
Объективные законы целостности духовной структуры отражают надындивидуальные смыслы, а не индивидуальные пережив. Непосредственность переживания характеризует личный опыт отдельно Я, но их сообщение создает уже нечто объективное, фиксируемое в языке, произвед искус, технич сооружении.