<<
>>

Осмысление духовных ценностей.

Осмысление духовных ценностей в стране и мире настоя­тельно требует в полной мере возродить и развивать примени­тельно к острым кризисным обстоятельствам культурно-гума­нистические идеи и идеалы мировой и русской философской мысли в их высоком духовно-нравственном назначении.

«Если в духовном мире философии нет, - писал великий гуманист XX века Карл Ясперс, - то задача, по крайней мере, должна состо­ять в том, чтобы показать, какой она бывает, привлечь взгляд к

великим философам, не позволять выдавать незначительное за великое, пробудить у молодежи вкус к подлинной философии» [16]. Сегодня это диктуется логикой духовного и социального прогресса, который может осуществляться лишь философски осмысленными усилиями творца, реализующего в труде и в жизни всю совокупность подлинно человеческих интересов, способностей и дарований. Согласно К. Ясперсу, Христос, Буд­да, Конфуций, Пифагор не говорили о том, каков сам мир, в ко­тором мы живем, а скорее внушали людям принципы, по кото­рым нужно жить в этом мире, чтобы быть достойными его. По своей сути все это есть не что иное, как проблемы философии духовности.

По мнению русского философа Н.А. Бердяева, духовность есть некое внерациональное начало в каждом человеке, которое выводит его за пределы необходимости, ставит как бы «по ту сторону» предметного мира или «по ту сторону» рационально­го мышления. И в то же время человек, сотканный из плоти и вписанный в порядок общественного бытия, обладает своим собственным духом. Н.А. Бердяев, отстаивая свободу и досто­инство человека как творца духовной культуры, писал, что дух одновременно и трансцендентен (лат. traπscendens - выходя­щий за пределы), то есть находится за границами опыта, созна­ния, и имманентен (лат. immanens - свойственный, присущий), то есть внутренне укоренен в предмете, явлении. «Дух не тож­дественен сознанию, - утверждает философ, - но через дух кон­струируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания...» [17].

Духовное познание развивает в личности ми­ровоззрение. Только сформировав то или иное мировоззрение, она оказывается способна к духовному самоопределению в жизни. Мировоззрение служит неким мостом, который связы­вает духовность человека с миром его природной и обществен­ной жизнедеятельности.

Человек легче улавливает отблески духовного света, когда сосредоточивает свое внимание на некоторых специфических областях реальной жизни. Никогда еще время не ставило столь остро необходимость философско-нравственного прозрения людей и одухотворения всего происходящего в мире, стране, решительного отказа от стереотипов мышления, обветшалых моральных догм в целях радикального обновления духовности каждого человека и общества в целом как на переживаемом ны­

не отрезке времени, так и в обозримой эпохальной перспективе. Сегодня мы живем в действительно суровую эру разрушаю­щихся и исчезающих духовных традиций. Но вместо появления новых истинно духовных ценностей посредством обнаружения иных уникальных смыслов достойной жизни происходит нечто обратное. Универсальные ценности прошлого приходят в упа­док. Разрушаются идеалы гуманизма. Поэтому многие люди ох­вачены чувством бессмысленности, пустоты жизни, ее безыс­ходности.

Особенно актуальна моральная проблематика для России, которая ищет свой путь в будущее и стремится преодолеть глу­бокие духовные травмы, нанесенные российскому обществу так называемыми «демократическими реформациями». Не слу­чайно духовно-философская миссия представляется в настоя­щее время жизненно необходимой для каждого человека, кото­рый всерьез намерен заниматься духовно-творческой деятель­ностью. Пророчески назидательно и весьма тревожно звучат се­годня слова русского поэта Ф. Тютчева:

«Не плоть, а дух растлился в наши дни,

И человек отчаянно тоскует...

Он к свету рвется из ночной тени

И, свет обретши, ропщет и бунтует» [18].

Конечно, чтобы человек мог сам найти смысл жизни даже в эру разрушения духовных начал, он должен всегда придержи­ваться принципов высокой морали, быть в полной мере наде­ленным способностью к совестливому анализу своего и обще­ственного бытия.

Еще И. Кант настаивал на моральном воспи­тании, чтобы восстановить в правах добрые задатки во имя по­беды в борьбе с человеческой склонностью к злому. Такая по­беда возможна только посредством совершения революции в образе мыслей и чувств каждого человека, она требует наличия общественной потребности в совести. Внутренние процессы и ощущения, связанные с совестью, всегда интуитивны и весьма критичны. Только они являются эффективным катализатором осуществления человеком добрых дел. На протяжении всей жизни вновь и вновь совесть «приказывает» человеческому ин­дивиду совершать поступки, зачастую противоречащие при­вычным стереотипам и тому, что иногда проповедуется офици­альной властью. Уникальный смысл совести заключается имен­

но в том, что это универсальная духовная ценность человечест­ва, существующая для осмысленного совершенствования чело­веком общества и себя в нем. Таким образом, творится новая - нравственная философия, создаются иные духовные ценности.

Естественно, все это касается и ученых, работающих в ме­дицинской сфере, и практических врачей. Дело в том, что им по характеру своей деятельности необходимо иметь ярко выра­женную человеческую и профессиональную совесть, что в принципе невозможно без высокой естественнонаучной образо­ванности и хорошей философской осведомленности. Основная задача философского образования в медицинских вузах ныне состоит не в том, чтобы довольствоваться передачей медицин­ских традиций и естественнонаучных знаний, а в том, чтобы со­вершенствовать духовный мир медиков, который дает им воз­можность находить уникальные смыслы жизни и деятельности. Медицина как важнейшая часть общечеловеческой культуры не может духовно самораскрыться вне особой философской мис­сии. Поэтому студентам-медикам с первого же дня своего пре­бывания в вузе необходимо чувствовать в его стенах климат всеобщего уважения к утонченной философской духовности врача. А такая духовно-интеллектуальная и нравственная атмо­сфера возникает только в результате естественного сопряжения медицины и философии.

Бесспорно, что философское прозрение предполагает раз­витие у врача или любого другого специалиста-интеллектуала особого рода мышления - метафизического, то есть наиболее умозрительного, а главное, независимого от разного рода част­ностей. Речь идет о так называемом «объемном» философском раздумье философов о фундаментальных принципах бытия природы, дающем целостное знание, отличное от частных представлений об отдельных вещах и явлениях. Ценившие именно этот способ познания жизни древнегреческие врачи- мыслители догадывались, что новое (философское) мышление врача-целителя «управляет всем при помощи всего» (Гиппо­крат). В античности даже само слово «философия» было сино­нимом зарождающейся теоретической мысли. Именно в период эллинизма это слово получило в интеллектуальных кругах ме­диков широкое распространение. Философия в медицинской сфере стала пониматься как «такое занятие, которое имеет дело только с фундаментальной теоретической мыслью» (Гиппо­

крат). Формирование предметно-специфического, понятийного мышления началось с постижения известных тогда естествен­нонаучных дисциплин. А затем уже происходило ознакомление с общефилософской, то есть с метафизической, методологией духовно-нравственного ориентирования в противоречивом по­токе эмпирических медицинских сведений.

Сегодня работа познающего ума студента совершается как бы в двух сферах (направлениях). Первая - сфера естественно­научных дисциплин, где интеллект будущего специалиста на­целен больше на запоминание и понимание конкретных данных о природе в их причинной взаимосвязи и взаимозависимости. Вторая - сфера философии, где пытливая мысль студента уже «умозрит» на материале имеющихся фактов целостную картину мира (философия, кстати, изучает не мир в целом, а мир как це­лое) и определяет общечеловеческие ценности. Это «раздвое­ние» в умственном постижении бытия студентом не только не снижает уровень общеобразовательной и специально-медицин­ской подготовки студентов, но и активизирует их интеллекту­ально-творческие потенции, способствуя формированию пред­метно-специфического, понятийного мышления.

Философия предстает как целостная система ценностных знаний, духовных сил и мировоззренческих позиций человечества, институциали- зированных, отвечающих критериям объективности, истинно­сти, хотя в них и нет жесткой научной категоричности и оче­видной эмпирической достоверности. Она в высшей степени теоретичности предполагает наличие профессиональных и нравственных сюжетов в духовном мире специалиста-интел­лектуала.

В совершенном понимании философия как учение об ис­пользовании знаний с целью сознательного управления челове­ческой судьбой, изменения действительности, «постигнутой в понятиях», - результат долгого и сложною развития духовного менталитета человечества в целом и сугубо индивидуального его проявления как живого образа духовной культуры. Кроме того, кардинальное изменение внешнего мира, его приспособ­ление к нуждам человека не может быть самоцелью. Природ­ный мир призван служить всему человечеству, его естествен­ным потребностям, духовным интересам, улучшению и нравст­венному возвышению жизни людей, а значит, органически увя­зываться с их самоизменением, самосовершенствованием, са­

моосвобождением. Внешние изменения природы и внутреннее самоизменение личности находятся (должны находиться) в от­ношениях прямой и обратной связи, питать друг друга, при яв­ной доминантности имманентно-спонтанного человеческого начала.

В разное историческое время мыслящие люди к проблеме духа и духовности относились неоднозначно. Религиозные мыслители и философы, ученые и медицинские работники, дея­тели культуры и искусства, литераторы и журналисты специфи­чески, а порой и с совершенно противоположных позиций объ­ясняли феномен духа, обосновывали философию духовности эпохи и народа. Они глубокомысленно рассуждали о возвы­шенной духовной культуре, а также о духовной инфантильно­сти отдельных людей, спорили о базисе духовного здоровья об­щества и духовной ситуации времени, о назначении человече­ского духа и его потенциале. Нередко при этом дух неоправ­данно отождествлялся с интеллектом.

Многое о духовности че­ловека со временем лучше поняли, во многом достаточно осно­вательно разобрались. Освобождение же от оков религий и пут догматических учений привело к раскрытию духовного разно­образия жизни человека и изумительного потенциала его нрав­ственных возможностей. Но сама задача философского осмыс­ления и научного объяснения духовной природы человека как единственного на земле социально-интеллектуального сущест­ва никем не была решена до конца. Поэтому и сегодня интерес к ней не только не убывает, но и заметно расширяется и углуб­ляется [19].

Духовность как социально-объективированное состояние внутреннего мира личности побуждает мыслителей из различ­ных областей знания и веры к философским размышлениям о природе человека и роли в ней проявлений духа. «Философия, - справедливо заметил еще Н.А. Бердяев, - есть творческое осоз­нание духом смысла человеческого существования» [20]. По­нятно, что философское постижение феномена духовной реаль­ности всегда было сверхактуально. Однако сегодня особенно остро проявляется потребность культурного, образованного че­ловека в философском осознании духовного состояния общест­ва, но прежде всего своего собственного. Ни для кого не секрет, насколько судьба каждого индивида, общества, человечества в целом зависит от состояния духа, его потенциальной силы,

уровня самораскрепощенности, степени достигнутой независи­мости от каких-либо политико-идеологических установок, об­щей гуманистической направленности и т.д.

Кризис духовности всегда и везде начинается с утраты смысла жизни, с деформации основных общечеловеческих цен­ностей - таких, как достоинство, честь, совесть, социальная от­ветственность, порядочность и т.п. Но высшая фаза духовного кризиса наступает тогда, когда утрачивается чувство уверенно­сти в себе, особенно если исчезает осознание собственного дос­тоинства. Выход из такого состояния возможен только в ре­зультате выработки принципиально новых ценностных начал в жизни. Стоит отметить, что такие вдохновенные, возвышенные начала общественного бытия людей всегда формирует гумани­стическая философия медиков.

Итак, духовность расширяет, актуализирует смысл жизни людей, их сознательной деятельности по преобразованию при­роды, общества и сущности человека. Исходя из этого, стано­вится понятно, что многие психические расстройства у совре­менного человека связаны не столько с душевными, сколько с духовными расстройствами, и прежде всего с потерей смысла жизненной ориентации. Отметим также, что формирование хо­рошего специалиста и творческой личности в принципе невоз­можно без овладения философской культурой осмысления дей­ствительности, своей роли в совместном преобразовании обще­ственного бытия.

1.5.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Осмысление духовных ценностей.: