<<
>>

Философия в жизни личности.

Философия способствует становлению и развитию воли, мировоззрения, гуманных идеалов, нравственных ценностей че­ловека. Она мобилизует все средства и способы для достиже­ния личного счастья и общественного признания.

Философия наставляет индивида строить свою жизнь так, чтобы ощущать себя постоянно востребованным обществом и способным ак­тивно влиять на духовный климат в нем. Философски образо­ванный человек - это всегда духовно сильная личность. Иначе говоря, предназначение философии - в искусном возвышении индивидуалистского сознания личности до коллективистского, то есть до признания того, что ее бытие сопряжено с развитием общества. В содержании философии главное - интеллектуаль­ная и нравственная нацеленность на формирование уникальной

человеческой личности, а также ее социальной ответственности за все созидаемое на Земле. Но и этого мало: она призвана «за­ряжать» людей высокой духовностью - той внутренней энерги­ей, или жизненной силой, которая формирует или «реконструи­рует» судьбу всего человечества. А из этого следует, что фено­мен духовности не ограничивается только сферой сознания. Он проявляется в общественном и индивидуальном бытии лично­сти при наличии чистой совести и волевых качеств, благодаря которым осуществляется жизненное самоутверждение челове­ка.

Философия, другие гуманитарные дисциплины ищут сего­дня правильные критерии, которые адекватно отражали бы всю сложность человеческой природы, в том числе ее метафизиче­скую глубину, ее духовное измерение. Многие считают, что че­ловек, потеряв силу своего духа «умирает» как личность еще до своей физической смерти. А упадок духовности начинается с моральной подавленности в условиях, образно выражаясь, «за­грязнения» духовной атмосферы, негативных изменений нрав­ственного климата в обществе. Важно отметить, что безудерж­но увеличивающееся количество «духовной грязи» рано или поздно может резко перейти в антигуманное качество сознания людей.

«У нас появились академики-демократы, - заявлял ака­демик Д.С. Саркисов, - которые в угоду власть предержащим высказываются за "урезание” и даже прикрытие кафедр фило­софии, то есть, по сути дела, за превращение нас в спинномоз­говые существа» [21]. Предотвратить такой духовный коллапс будет чрезвычайно трудно.

Произойти же этот духовный кризис может гораздо рань­ше, чем антропогенная природная экологическая катастрофа. Поэтому надо действовать, не теряя ни минуты. Американский философ Уильям Джемс (1842-1910) писал: «Мы стоим в гор­ном проходе, среди снегов и вихрей, окутанных туманом, сквозь который иногда открывается вид на тропинки, быть мо­жет, ненадежные. Если мы будем стоять без движения, мы рис­куем замерзнуть; если мы выберем ложный путь, мы можем разбиться насмерть; мы даже не знаем, наверное, есть ли истин­ный путь? Что же нам делать? Не терять присутствия духа!» [22]. Прогрессирующее «загрязнение» духовно-интеллектуаль­ной среды может привести к вырождению общечеловеческой культуры граждан, а вместе с ней - и человека как духовного

существа. У трезво мыслящих людей возникает тревожный во­прос: а есть ли выход из духовного тупика, в который попала Россия? Возможно ли духовное возрождение? Возможно, и не­обходимо! Но для этого надо восстановить у россиян представ­ления о национальных интересах, самоуважении, заполнить ценностный вакуум, который является одной из главных при­чин люмпенизации и криминализации широких масс, возродить мораль и коллективистские представления об общих целях и за­дачах.

Духовность не только рационализирует мир, но и вносит в него любовь и гармонию, неотделимые от гуманизма. Поэтому сегодня жизненно необходимо обращение России к ее традици­онным ценностям: патриотизму, коллективизму, социальной справедливости, добросердечию, нестяжательству и т.п. И уже делаются некоторые шаги в этом направлении. «...Приметы ду­ховной позиции, необходимой для возрождения культуры, на­мечаются в нынешнем политическом активизме, но в неочи­щенном виде; их опутывает безмерный пуерилизм, заглушают вопли запертого в клетку зверя, они запятнаны ложью и обма­ном.

Как бы то ни было, эту культуру на следующем этапе при­дется нести молодежи, которую нельзя упрекнуть в недостатке готовности отдавать себя, отдаваться служению и лишениям, совершать поступки и жертвовать собой» [23]. В приведенном выше отрывке предельно точно сформулированы актуальней­шие задачи духовного возрождения. Но сказаны эти слова не сегодня, а более пятидесяти лет назад. Принадлежат они нидер­ландскому ученому и философу Й. Хейзинге (1872-1945).

Будучи системой критических интеллектуально-нравст­венных оценок сложных поворотов в судьбах отдельных людей и целых народов, духовная культура всегда есть совокупность потенциальных сил человека, высший мировоззренческий уро­вень. Поэтому все формы и способы философствования направ­ляются на подъем человеческой духовности, на возвышение морально-этической и мировоззренческой его позиции. Фило­софия как некая ипостась персонализированного разума чело­века рефлектирует на получаемые им знания и жизненный опыт, на осознание смысла личной жизни, постигаемого каж­дым в индивидуальном ключе. И напрасно некоторые интел­лектуалы все еще считают, что возможна совершенно свобод­ная и независимая от личной жизни индивида философия духа.

«Совершенно автономной философии, возвышающейся над "жизнью”, никогда не было и никогда не будет, - вполне резон­но заметил Н.А. Бердяев, - философия есть функция жизни, са­мосознание, просветление жизни, она совершает свое дело в жизни и для жизни, и всегда зависит от того, что совершалось в глубине жизни» [24]. Разве можно возразить философу? Его убеждение, что философия нацелена на оказание помощи чело­веку по прогнозированию, планированию будущего в опреде­ленной системе координат его жизнедеятельности, совершенно оправданно. Особенно это актуально для развития духовного мира и философского мировоззрения ученого.

Анализ состояния духовности и философского мировоз­зрения крупных ученых всегда представляет известные трудно­сти именно потому, что это люди незаурядные и своеобразные.

С другой стороны, необходимо принимать в расчет среду, ме­сто и время их жизни и творчества. Примером может служить выдающийся русский физиолог А.А. Ухтомский (1875-1942). Это был ученый с большой буквы, оригинальный философ, ис­тинный учитель жизни. По широте кругозора, по стилю мыш­ления, по диапазону обобщений и остроте предвидения князь А.А. Ухтомский (именно так он подписывал все свои статьи) был гениальным теоретиком в области гуманитарного образо­вания и воспитания медиков. Широта интересов сочеталась в нем с глубоким убеждением в необходимости тесного союза различных отраслей медицины с философией и психологией. Он был врагом узкой специализации, но особенно - дробления медицинской науки на бесчисленные изолированные ветви. «Наука соединяет людей через границы школ, - любил повто­рять А.А. Ухтомский, - через границы предубеждений и симпа­тий, через границы наций и государств» [25].

Каждое новое поколение специалистов-медиков, естест­венно, приносит с собой свежесть духовно-моральных сил, ин­теллектуальную энергию и эмоциональное воодушевление, мощный порыв творческого энтузиазма. Но, как утверждал Козьма Прутков, «специалист подобен флюсу - полнота его од­ностороння». Задача постижения современной философии в том и состоит, чтобы дать специалисту объемные мировоззрен­ческие и философско-методологические ориентиры в нравст­венном осмыслении нынешних научных оснований медицины, направить все их жизненные силы и энергию, молодой прони-

дательный ум и духовный порыв на смелое и дерзновенное ис­кание научно-философских истин, объединенных парадигмой научно-концептуального плана. Короче говоря, философская подготовка молодому поколению медицинских специалистов необходима, чтобы развивать новую духовную ментальность и «взращивать» в себе гуманные качества. Ибо, говоря словами Вл. Соловьева, только философия «делает человека вполне че­ловеком».

Медики всегда мечтали о развитии в личности врача гар­моничного сочетания духа (разума, воли, мужества) и душевно­сти (совести, милосердия, внимательности и физического со­вершенства). «О, как хочется верить, что грядущее поколение врачей будет развиваться при иных, лучших условиях, чем те, среди которых развивались мы. Представляю себе, - восклицал Н.В. Склифосовский (1836—1904), - что когда-нибудь на Руси будет заложена школа, ближе подходящая к идеалу школьных требований, чем наша современная! В этой школе образование ума и правильное развитие тела гармонически сольются с разу­мом, точным и основательным нравственным воспитанием юношей» [26]. К сожалению, мечта русского ученого еще очень и очень далека от своего реального воплощения. Свидетельст­вом тому являются горькие слова великого ученого современ­ности, математика, философа Норберта Винера (1894-1964): «Я от всего сердца жалею современных молодых ученых, многие из которых, хотят они этого или нет, обречены из-за духа вре­мени служить интеллектуальными лакеями или табельщиками, отмечающими время прихода и ухода с работы» [27].

1.6.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Философия в жизни личности.: