<<
>>

Философия и возвышение духовности.

Возвышая духовность, сфера которой почему-то оказалась стесненной обстоятельствами жизни, философия решает, может быть, свою главную задачу. Она возвращает людям сугубо че­ловеческие начала: глубокий разум, возвышенную любовь, крепкую волю, гражданское мужество, честь, чистую совесть и т.п.

Она удовлетворяет исходные общечеловеческие духовные потребности любой личности. Живя в условиях своего рода «духовного цейтнота», человек стремится активно и целена­правленно избирать нужную ему информацию, отбрасывая все то, чем можно пренебречь в жизни. И в этом ему призвана по­могать и помогает гуманистическая философия. В качестве ду­

ховной культуры она выступает очень давно, пожалуй, с самого своего зарождения. Мыслящее человечество вот уже 30-40 ты­сяч лет стремится к познанию и пониманию сущности своего внутреннего мира, своей духовности. И хотя религия всегда бы­ла нацелена на то, чтобы держать под контролем духовный мир человека, она не могла управлять развитием духовной культу­ры. Эта функция стала особой привилегией философии.

Если психология есть учение о душе, то философия - это учение о духе. Идеалистическая (объективная и субъективная) и материалистическая философия, используя данные естествен­ных и гуманитарных наук, а также традиции отцов церкви, вот уже многие тысячелетия осмысливает феномены духа и разви­вает их. С понятием «дух» связаны многие проблемы понима­ния сущности человека. Если при рождении индивид обретает только плоть (организм), то в философском постижении смысла жизни он развивает свой дух и потому становится демиургом (греч. demiurgos - мастер, творец, создатель) своей судьбы. До­вольно часто человек оказывается в плену стереотипов и при­выкает к существованию по принципу: «нужно жить, как все». Однако в этом случае человеческая личность теряет силу духа, что немедленно приводит к утрате ею самобытности и ориги­нальности.

Философия играет исключительную роль в высво­бождении человеческого духа из плена «мещанского болота», бесцветного существования, но особенно в воспитании челове­ка-творца, созидателя.

Свободный дух - это бьющая ключом внутренняя энергия человека, которая мобилизует, направляет и вдохновляет лич­ность на великие гуманные поступки. Философски осмысливая знания о самом себе и внешнем мире, человек незаметно для себя высвобождает тем самым свой дух для созидательной дея­тельности. Дух способен вырвать личность из пут жесткого де­терминизма материального бытия для более полного самовыра­жения в истинно человеческой жизнедеятельности, где получа­ют воплощение творческое мышление и твердая воля, честь и совесть, воображение и интуиция, чувства и эмоции. Иными словами, в результате духовного высвобождения индивид ста­новится демиургом не только новых вещей, но и самого себя как творческой личности. Современный русский философ М.М. Бахтин (1895-1975) обратил внимание на чрезвычайно важный момент в жизнедеятельности человека, а именно на то, что «ду­

ша - это дар моего духа другому». Дух - это показатель внут­ренних (потенциальных) сил и побуждений каждой человече­ской личности. Душа - способ его внешнего проявления. Дух характеризует человека как сильную личность, способную на большие дела. Душа - это открытость и расположенность к лю­дям. Дух, как правило, возвышен, душа - щедра. Кстати, рассу­ждая об особой миссии русского народа, Лев Толстой говорил, что это самый великодушный народ в мире.

Душа (душевность) человека открывается другому только потому, что у него сильный и светлый дух. Эти уникальные внутренние проявления человеческой личности и развиваются философией. Без силы духа личность попадает в плен социаль­ной зависимости, без душевности - теряет гуманность. Все фи­лософское богатство в человеческом сознании «превращается» в силу духа личности, но только тогда, когда она, преодолевая узкие рамки индивидуализма, объединяется с себе подобными. А высвобожденный философией дух «ломает» не только все физиологические перегородки, но и все мировоззренческие препоны, идеологические различия - своей устремленностью к добру, истине, красоте жизни, интеграции научного знания о мире, жизни, человеке в единую духовную ипостась бытия.

«Когда мы встречаем кого-либо, кто по-настоящему загипноти­зирован философской проблемой, - пишет современный анг­лийский философ Роберт П. Вольф, - мы должны попытаться облегчить его горе, разложив проблему и показав тем самым, где он ошибся и как ему вернуться к обычному здравому смыс­лу» [28].

Сфера возвышенной философской духовности - действи­тельно очень сложное общественно-природное явление, имею­щее особое гуманистическое свойство, предопределяющее как судьбу каждой отдельной личности, так и развитие социальных групп, классов и целых народов. Не случайно, видимо, теме ду­ховности сегодня стало придаваться основное значение во всех гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии. Это происходит потому, что только философия как интеллектуаль­ная проекция жизни и наиважнейшая нравственно-этическая часть человеческого духа, его социально-моральная объективи­зация способна обеспечить всеобщий расцвет общественной культуры. Духовная жизнь общества, формируясь за пределами сознания личности, образует особое пространство объективно­

го взаимодействия индивидуальных культур как своеобразных центров воплощения философского духа. В этом смысле уже можно говорить о духе народа, класса, социального слоя, эпо­хи. Так, Г. Гегель о духе народа писал: «Он есть определенный дух, создающий из себя наличный действительный мир, кото­рый в данное время держится и существует в своей религии, в своем культе, в своих обычаях, в своем государственном уст­ройстве и в своих политических законах, во всех своих учреж­дениях, в своих действиях и делах. Это есть дело, это есть этот народ» [29].

В таком виде духовность эпохи как бы превращается в квинтэссенцию нравственной ориентации личности, да и всего человечества, в стержень мировоззрения, методологическую основу познания и содержание аксиологии. Она становится ос­новной частью социально-моральной атмосферы, формируемой определенной общественной средой и происходящими в обще­стве событиями. Духовность, в свою очередь, поддерживает со­стояние равновесия ценностей, при этом предпочтение отдается творчеству и созидательному труду в науке, искусстве и фило­софии, а также служению общественным целям, возвышающим человека.

Сформировавшийся таким образом духовно-нравст­венный компонент исторической эпохи как бы отрывается от своей материальной субстанции и довлеет над умами людей, «канонизируя» их дела, поступки, моральный и политический выбор народов, их волю и устремленность к лучшему будуще­му.

Духовность, будучи комплексной социально-познаватель­ной проблемой философии, стала в наши дни ведущей темой в работах многих неординарно мыслящих специалистов: деяте­лей науки, культуры, ученых-медиков, а не только, как прежде, отцов церкви. Кстати, ими уже сделаны принципиально новые и весьма примечательные наблюдения в сфере познания внут­реннего состояния человека, то есть феномена духа. Интересно, что именно в духовности многие современные исследователи видят величайшие человеческие достоинства. Только духов­ность, утверждают философы и социологи, культурологи и пси­хологи, объединяет интеллектуально-творческий потенциал личности с нравственным, гуманистическим смыслом ее жизни и социально-практической деятельности. Кстати, чем больше накапливается сведений о духовных началах людей, тем полнее

постигается смысл их жизни - вечная проблема философии. Последняя, будучи сложным духовным образованием, утвер­ждает гуманистические идеалы, учит верить в Истину, Добро и Справедливость, формирует в обществе здоровый нравствен­ный климат. Все эти функции наиболее ярко проявляются в об­щении людей, естественном сопряжении человеческого духа с индивидуальным и социальным поведением.

Философия как одна из интеллектуальных форм духовно­аксиологического раздумья о целях и природе рационального постижения мира, смысла человеческой жизни, а также опреде­ления границ, творческих пределов человеческого разума в преобразовании действительности относится к числу особо уникальных и феноменальных гуманитарных дисциплин. Для ее постижения требуется не только значительное умственное напряжение, но и порой немалое личное мужество. Ибо ответ­ственная философская мысль, претендующая на «суд» высочай­шей духовной миссии культуры современной эпохи, призвана всегда и во всем быть ее критической совестью (Кант).

А фило­софская рационализация научного поиска в медицине, новые теоретические парадигмы биосоциальности человека совершен­но по-другому определяют сегодня характер духовных проблем в системе здравоохранения. Речь идет о философско-нравствен­ном отношении к раскрытию содержания и установлению осно­вополагающих понятий медицины: здоровья, нормы, болезни т.д. Кстати, в истории многих прогрессивных российских меди­ко-аналитических учений и философских парадигм существен­ным моментом всегда были нравственные составляющие меди­цинской реальности, включающей такую важную часть, как ме­дицинская теория этики. Развитие философско-медицинской мысли в России в некотором смысле является первопричиной рождения и эволюции специфического предметно-понятийного мышления (Н.И. Пирогов) и нравственной ответственности ме­дика.

Философия, как, собственно, и любой другой абстрактно­теоретический способ познания мира, общества и человека, всегда ассоциируется с духовной спецификой предметно-поня­тийного мышления. Она предполагает прежде всего рациональ­но-этическое объяснение окружающего мира, основанное на критическом разуме и этическом (в медицине - деонтологиче- ском) сознании. Однако философско-этическое мышление ме­

дика принципиально отличается, например, от логико-матема­тического мышления физика. Медик способен оценивать пере­живаемый природный факт как опыт личного осмысления, пер­сонального осознания острых противоречивых природных и об­щественных событий и себя в них. Все это и придает изучению современной философии особую духовную нацеленность, раз­вивающую интеллектуальную ментальность медиков в общей системе гуманитарного и медицинского учебно-образователь­ного цикла. С другой стороны, здесь неизбежны немалые учеб­но-методические затруднения, которые мешают преподавате­лям освобождаться от неоправданной морализации и навязыва­ния философских проблем.

В связи с этим нельзя не сказать о том, что в современную эпоху духовной деградации населения России моральный и во­обще культурно-образовательный потенциал явно не в чести у сильных мира сего.

Так, С. Кириенко, будучи Председателем Правительства России, заявлял, что России нужны не ученые, а продавцы. Планировалось даже закрыть некоторые вузы. А от­нюдь не рядовой представитель новой «духовной элиты», быв­ший депутат Госдумы К. Боровой, конечно же, имел свой «фи­лософский» резон, говоря, что в России высшее образование не нужно. Оно, по его признанию, ему лично приносило только вред [30]. Подобные новые «культурно-философские» ориенти­рования не могут не настораживать мыслящего человека. В па­мяти многих поколений людей сохранилась аксиома: без обра­зования у народа не может быть достойного будущего. А выс­шее образование - это путь к возвышению социально-культур­ного потенциала общества, ибо оно составляет интеллектуаль­ный и нравственный стержень духовной жизни и глубокий гу­манитарный смысл творческой, созидательной деятельности, оказывая влияние на развитие культуры всего человечества. Только от высокообразованных людей, обладающих доблест­ным духом, способных на подвиг во имя людей, зависит защита необходимых гражданских свобод и достаточная стабильность общественной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильин И.А. Собр. сон. В Ют. -М., 1993. Т. 1. С.95.

2. Бердяев Н. О русской философии. В 2 ч. Ч 1. - Сверд­ловск, 1991. С. 19.

3. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М.,

1989. Т.1. С.174.

4. Вопросы философии. - 1996. -№ 2; 1997. - № 2.

5. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993. С. 24.

6. Парсонс Г. Человек в современном мире. - Μ., 1985. С. 289.

7. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. - М.,

1990. С. 199.

8. Гофман Э.Т.А. Избранные произведения: В 3 т. - М., 1962. Т. 2. С. 271.

9. Вопросы философии. - 1987. - № 10. С. 138.

10. Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы. - СПб., 1994. С. 42.

11. Соловьев В.С. Избранное. - М., 1990. С. 115—116.

12. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994. С. 235.

13. Кант И. Сочинения. Т. 2. - М., 1964. С. 295.

14. Западная философия: итоги тысячелетия. - Екатерин­бург, 1997. С. 445.

15. Философия и мировоззрение. - М., 1990. С. 43, 46.

16. Западная философия: итоги тысячелетия. - Екатерин­бург, 1997. С. 53.

17. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994. С. 380.

18. Тютчев Ф. Сочинения. В 2 т. - М., 1980. Т. 1. С. 129.

19. Вопросы философии. - 1998. - № 8. С. 167-170.

20. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С. 236.

21. Медицина и средства массовой информации. - Μ., 1998. С. 47.

22. Джеймс У. Зависимость веры от воли. - СПб., 1904. С. 35.

23. Хейзинга Й. Homo ludens. - М., 1992. С. 364.

24. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. С. 23.

25. Медицинская академия. - 2001. - № 1. С. 14.

26. Труды II съезда русских врачей. - М., 1887. С. 76.

27. Вопросы философии. - 1961. -№ 7.

28. Вольф Р.П. О философии. - М., 1996. С. 47.

29. Гегель Г. Соч. Т. 8. С. 71.

30. Вопросы философии. - 1994. -№ 10. С. 6.

Чтобы иметь представление о телах, поверхностях,

линиях и точках, нужно иметь представление о про­странстве, потону что пространство есть всеобщее, тела же, поверхности и т. д< суть только особенные определения в пространстве.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«Культура есть начало вечно­сти».

Бердяев

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Философия и возвышение духовности.: