Гуманизм и нравственно-этические принципы медицины.
Гуманизм и нравственно-этические принципы медицины тесно взаимосвязаны внутренней логикой общественного бы
тия. Идеология либерализма в обществе и деонтология в медицине отрицают этику как учение о морали общественно должного.
В силу общественного антагонизма не может быть общего блага, и человек должен заботиться о своем здоровье сам. Эти компоненты общественной сущности исходят из принципиально новых морально-этических принципов при проведении всех исследовательских и практических работ с целью познания и качественного изменения человека в сфере медицинской антропологии (греч. anthropos - человек, logos - учение). Соответствующие требования выражают высшие принципы гуманизма в медицине, ибо именно ей принадлежит основная роль в обеспечении здорового образа жизни, так как она непосредственно имеет дело с жизнью, здоровьем, а также с болезнью и смертью человека.Принципами гуманизма ныне насыщаются и главные смыслообразующие направления в международном сотрудничестве. В преамбуле Устава ЮНЕСКО указано на необходимость реализации «демократических принципов уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей». В ней обращается внимание и на то, что «для поддержания человеческой чести и достоинства необходимо самое широкое распространение культуры и образования среди практически всех людей на основе справедливости, свободы и мира». При этом подчеркивается: «Мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества». В данной связи перед прогрессивным человечеством встал следующий вопрос: а смогут ли рационально мыслящие люди избавиться от целого ряда мировоззренческих иллюзий и нравственно-этических стереотипов в философии, естествознании, медицинской науке и практике в связи со стремлением овладеть методами собственного качественного преобразования? Если нет, то продолжится ли движение человечества, поглощенного «алчной рациональностью», по направлению к неминуемой катастрофе?
Таким образом, сохраняет свою актуальность вопрос о том, сможет ли, наконец, прерваться постепенное скатывание землян в некую апокалиптическую пропасть? XX столетие - это век величайших социальных потрясений, кризисов, бурных перемен, создающих то в одной, то в другой точке земного шара сложнейшие, напряженнейшие ситуации.
Поэтому философский анализ проблемы драматической судьбы человечества для всех политиков, ученых, медиков есть в известном смысле самоанализ, включающий осмысление мира, в котором людям предстоит жить в будущем. Наряду с этим надо философски обосновать и новейшие технологии в биомедицине, которые на первый взгляд кажутся прогрессивными. Философски мыслящие специалисты-медики опасаются прежде всего того, что использование некоторых из них может приблизить катастрофу земной биосферы, а вместе с ней - и человеческого разума. Цель философского гуманизма в научной биомедицине состоит именно в том, чтобы побудить ученых отказаться от своего неуемного рационализма и воздержаться от опрометчивых опытов по созданию новых видов живого. В качестве ключевой альтернативы технологии «рационального» преобразования человека и человечества философия гуманизма предлагает критично осмыслить естественную коэволюцию традиционных морально-этических требований, соотнося их с современными, по сути своей революционными научно-техническими и технологическими достижениями, прежде всего в таких сферах, как биотехнология, биомедицина, микроэлектроника, информатика ит.д.
Распространение в медицинской среде современного философского гуманизма неразрывно связывается с задачами практического разрешения комплекса сложнейших проблем, возникших, кстати, «по воле» самих же ученых, технологов, а также политиков, социологов, экономистов, которые своими далеко не всегда ответственными деяниями поставили человеческую цивилизацию фактически на край пропасти. Важно отметить, что критическое философско-этическое осмысление перспектив будущего развития человечества в принципе невозможно без учета тенденций научно-технического прогресса, а также без анализа путей гуманизации научной и практической медицины. Утверждая исключительность человеческих созидательных, рационально-гуманистических ценностей, в том числе и в области медицины, важно понять качество философско-этического самосознания ученых-медиков и всех практических врачей.
Если представить развитие биомедицины, биотехнологии осуществляющимся в арифметической прогрессии, то морально-этическое самосознание всех медиков в этом случае, скорее всего, должно развиваться в геометрической.У философов-моралистов Нового времени в связи с революционными переменами в науке и технике впервые возникло некое гуманистическое прозрение: «человек - не вещь». И. Кант значительно углубил гуманистическую направленность философии: человек, считал мыслитель, ни в коем случае не средство, а всегда только цель. Он должен сам абсолютно свободно выявлять и развивать в себе дарованные ему естественной природой разум и чувство гражданской ответственности. Философский гуманизм Канта органично сопряжен с нравственностью, которая всегда ставила перед философией следующий вопрос: «Что есть человек и почему необходимо человеколюбие?». Он не дает покоя философам, медикам на протяжении нескольких тысячелетий. На вечные вопросы нет и, по всей видимости, не будет абсолютно точных, универсальных ответов. Однако философское осмысление этих наисложнейших проблем остается основной задачей и в теоретической, и в практической медицине. Философский гуманизм как система духовно-нравственных ценностей в медицине, в которой приоритетными были и остаются нормы морально-этического поведения, стал исходным понятием как в науке в целом, так и в медицине как сфере общечеловеческой культуры.
Следует отметить, что гуманистические принципы, такие, как уважение к правам и достоинству личности, к ее свободе, невозможно привнести в медицину извне. Сам процесс становления медицинского менталитета должен привести к формированию и развитию гуманно-нравственных начал у широкой общественности. Философия гуманизма необычайно ярко проявила себя в отечественной медицине. Она всегда была тесно связана с решением проблемы отношения врачей не только к жизни, здоровью, но и к смерти людей. Многие медики сегодня философски ставят вопрос о необходимости дополнения биологии как науки о жизни современными представлениями о сущности смерти.
Здесь сразу же возникло множество социально-гуманистических дилемм, выходящих далеко за пределы традиционных воззрений. Гуманное отношение к смерти человека не означает, однако, что медик может из сострадания к безнадежно больному ускорить его смерть. В данном случае истинный гуманизм врача должен выражаться в мобилизации чувств и мыслей такого пациента на свершение невозможного во имя спасения жизни. Именно в этом выражается уважение к человече-ской уникальности вообще и к жизни конкретного индивида в частности.
Если биоэтику не трактовать в узкомедицинском или биологическом смысле, а представить ее как объемную и философски глубокую дисциплину, то ее содержательным ядром будет отношение к жизни и смерти. В медицине часто возникают проблемы, которые выходят за рамки отношений врача и пациента и касаются отношения к жизни как к наивысшей ценности (самоценности). Отсюда вытекает главная задача биоэтики - формирование новых принципов гуманистического менталитета. Он определяется принципиально иными функциями гуманистической философии медицины, осмысливающей нравственноэтические проблемы медицины. Можно сказать, что биоэтика - это своеобразная сфера защиты прав человека, в том числе его права на достойную жизнь, здоровье, на свободное самоопределение.
Особенно сложными и противоречивыми становятся проблемы, связанные с новейшими методами диагностики и лечения болезней века. Врач становится ныне главным действующим лицом в борьбе за жизнь и здоровье общества. Никто, пожалуй, не сможет сравниться сегодня с медиком по уровню персональной ответственности, которую он берет на себя за все возможные последствия выбора тех или иных средств или методов лечения больных. Лечащий врач всегда имеет дело с оригинальной личностью конкретного больного или с отдельной семьей, наконец, с субпопуляцией, то есть небольшой группой населения. Его профессиональную задачу составляет первичная и последующая диагностика заболевания, в процессе которой следует учитывать возможные неблагоприятные воздействия окружающей среды на человека, а также лечение выявленных заболеваний.
Все врачи, работающие в поликлиниках, амбулаториях, имеющие семейную или частную практику, должны хорошо знать социально-экономические, экологические и иные условия жизни своих пациентов. Медики сегодня просто обязаны уметь мыслить масштабно, то есть не только клинически, но и философски. Более того, они как никогда прежде должны владеть достоверной информацией о состоянии общественного сознания и настроениях людей. Медик в своей повседневной врачебной деятельности должен быть всегда готов к совершению мужественных гражданских поступков.
В рамках общих традиций культуры каждая эпоха предъявляла все новые и новые требования к медицинской морали долженствования, которые выражались в принципах и нормах социальной справедливости. Опыт критического осмысления мировой истории морали и этики, научно-философское обсуждение гуманитарных проблем в современном естествознании и в биомедицине - все это привело в итоге к возникновению биоэтики как самостоятельной гуманитарной дисциплины, находящейся на стыке философии, этики, социологии, юриспруденции, биологии и медицины. Она представляет собой область особого гуманитарного знания, ориентированного на утверждение во всех научных исследованиях, но особенно в медицинском экспериментировании, принципов социальной справедливости. Ее возникновение было вызвано постоянно меняющимися и совершенствующимися медико-правовыми и философско- этическими аспектами в медицинской науке, биомедицинских технологиях и смежных с ними областях [9].
Перед философией медицины сегодня стоят сложнейшие задачи. Они связаны не только с неизбежным пересмотром сложившихся ценностей, но и с прогнозированием наиболее перспективных направлений в этой сфере деятельности медиков. Сегодня как никогда актуально зазвучали саркастические, но вполне справедливые слова Ницше: «Опаснейшие врачи, - писал он, - это те, которые в качестве прирожденных актеров умеют мастерски обманывать, подражая прирожденному врачу» [10]. А это значит, что «прирожденный врач» никогда не погрешит против своей совести.
Да, он не всегда в силах помочь больному. Но в данном случае он должен откровенно признать свое поражение в борьбе с неизлечимым заболеванием. При этом, конечно, медик не имеет права бросить своего пациента на произвол судьбы.И здесь мы вновь возвращаемся к проблеме эвтаназии, рассматривавшейся нами чуть выше. Отметим еще раз, что связанные с ней вопросы являются предметом острых философско-этических споров в сфере медицины. Что же делать, если всем ясно, что больной обречен? «Врачам и семье остается терпеливо выполнять свой долг перед обреченным на смерть человеком, если, конечно, их понимание ценности жизни совпадает с таковым у пациента, - говорил И.А. Мадоян на совещании по философским проблемам современной медицины. - А если его
(понимания) нет? Тогда встает проблема принудительной эвтаназии. Заметим, что совпадение или несовпадение позиций врача (родственников) и пациента в первом случае не могло привести к проблеме принудительной (недобровольной) эвтаназии. Там могла возникнуть проблемная ситуация так называемой добровольной эвтаназии. Риск применения принудительной эвтаназии в первом случае может создаться, когда врач или члены семьи вопреки воле пациента будут настаивать на активном лечении. Во втором же случае пациент, дав информированное согласие на медицинское вмешательство сразу, как бы минуя стадию добровольной эвтаназии, ставит окружающих перед дилеммой: удовлетворить желание больного человека и обречь на мучительное существование, оставаясь свидетелем его страданий, или отказать в активном лечении, обеспечив ему достойный уход из жизни, а точнее достойное обретение смерти» [11].
Процесс гуманитаризации медицины, преобразования ее духовно-интеллектуального и морально-этического начал должен осуществляться через воскрешение гуманистической философии прошлого, через органическое соединение общих принципов рационального мышления с морально-этической практикой. Исходя из социально-философского понимания задач изменения природы будущего человека, современный гуманизм провозглашает приоритетными такие принципы, как справедливость и альтруизм, бережливость и щедрость, милосердие и сострадание, стремление к новому и уважительное отношение к прошлому. Однако XX век оставил в наследство будущим поколениям не только научно-технические достижения, но и огромное количество духовных, морально-нравственных потерь. Например, такое замечательное качество, как милосердие, проявляется в обществе все реже и реже. Даже медицина, которая исторически выросла из сострадания, из стремления компетентно помогать страждущему, здесь не является исключением. И это несмотря на выдающиеся научные и практические достижения, на значительные успехи в самых разных отраслях медицины. Между тем в XXI столетии больной все больше будет нуждаться именно в человеческом участии. Поэтому лучшие представители новой медицины, как и прежде, призваны идти на любые самопожертвования, освещенные гуманным стремлением помочь всем больным и страждущим.
В глубокой древности врачевание представляло собой не что иное, как целевое воздействие на больного, состоящее из разного рода духовно-магических церемоний и определенных хирургических вмешательств. При этом, как свидетельствуют исторические источники, наши далекие предки боролись за жизнь больного, умело используя лекарственные травы и даже органы животных. Так, некий Педаний Диоскорид, древнегреческий врачеватель и философ, размышляя о лечении больных, предлагал принцип целостного воздействия на организм пациента рук врача и лекарств. В сочинении «О лекарственных средствах» он впервые в истории медицины научно систематизировал все известные в то время медикаменты растительного, животного и минерального происхождения. Его органофармакопея включала описания свойств и способов приготовления множества лекарств из печени, сердца, желез, желудка, половых органов, легких кролика, сокола, лебедя, мыши, лягушки, крота и других животных. Их применение тогда имело позитивное биофизиологическое и психотерапевтическое воздействие на больных [12].
Итак, в вечном поиске новых, более эффективных путей лечения больных врачам всегда необходимо иметь гуманистическую ориентацию, особенно при решении глобальных проблем борьбы за сохранение здоровья людей на различных этапах исследовательского процесса: от осознания и постановки проблемы до практического ее разрешения. Стремительный прогресс в области изучения генома человека поставил перед практическими врачами и учеными-исследователями множество проблем философско-этического порядка, касающихся как допустимости применения тех или иных биомедицинских технологий, так и границ той информации, которая обязательно должна или только может быть сообщена пациенту, его родным. Следует, видимо, создать систему единых гуманных принципов поведения ученых и врачей при участии в решении задач глобального масштаба на основе идеологии общечеловеческих ценностей, что, кстати, уже частично осуществляется сегодня в рамках выработки единых биоэтических принципов, которые приобретают с каждым днем все более широкое международное признание [13].
6.4.