<<
>>

Генезис морально-этических взглядов в естествознании и медицине.

Генезис морально-этических взглядов в естествознании и медицине начался очень давно - за четыре тысячи лет до нашей эры. Уже тогда высоко ценилась морально-этическая сторона

воздействия на больного.

Так, в Месопотамии высокий уровень врачебной этики поддерживался не только значительными раз­мерами вознаграждения медиков за их труд, но и системой строгих наказаний, которые применялись по отношению к вра­чам, нарушающим медицинский этикет. В Древней Персии ме­дикам законодательно предписывалось не только постоянно ов­ладевать профессиональными навыками, совершенствовать знания, но и вырабатывать в себе этические качества: умение выслушивать больного, быть к нему предельно внимательным и т.д. По свидетельству древнегреческого историка Геродота (484-→424 до н.э.), посетившего Египет в V веке до новой эры, в египетской медицине наряду с химическими, физическими и биологическими методами лечебного воздействия на больного весьма широко использовались морально-этические, в частно­сти словесные, мимические и пантомимические. Древнегрече­ская медицина в ходе своего развития переняла многие мораль­но-этические достижения месопотамской, персидской и египет­ской практической медицины.

Среди заповедей древней медицины, дошедших до наших дней и известных каждому культурному человеку, одно из пер­вых мест занимает призыв великого греческого врача и мысли­теля Гиппократа «не навреди» (non посеге), обращенный ко всем медикам. Аристотель считал, что сама культура дала лю­дям уникальное оружие - интеллектуальную силу, но они не­редко использовали это оружие не по назначению. Человек без нравственных устоев представляет собой существо дикое и не­счастное. Таким образом, внутренняя суть каждого индивида напрямую зависит от уровня его нравственности. Но еще боль­шая нравственная ответственность ложится на врачующего ме­дика. Гиппократ в «Клятве» заявляет: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

В какой бы дом я ни вошел, я войду іуда для пользы больного...» [1]. Вся история человечества убеждает в том, что развитие медицинского ис­кусства находится в прямой зависимости от образованности и воспитанности людей, уровня общей культуры народа, нравст­венных принципов справедливости в обществе. А справедли­вость, согласно Цицерону, заключается в том, чтобы «никому не вредить и приносить пользу».

Упадок греческой и римской философско-этической куль­туры сопровождался долгим периодом застоя и в медицинской

теории и практике. Дело, видимо, в том, что морально-этиче­ские аспекты медицины практически во всех великих философ­ских системах прошлого характеризовались двумя особенно­стями: доктринальностью и назидательностью. Доктриналь- ность любой этики означала, что последняя является составной частью общей философско-моральной системы. Примером именно такой этики могут служить учения Гиппократа и Гале­на. В них уже имела место этико-философская направленность воззрений в сфере медицины. Доктринальность этики, к сожа­лению, зачастую переходила в назидательные наставления. Ко­нечно, их изучали, но не для того, чтобы знать, к примеру, что такое добродетель, а для того, чтобы поступать добродетельно. Доктринальность и назидательность медицинской этики вопло­щались в соответствующей нормативной системе, содержанием которой стала целостная программа нравственного поведения врача.

В XIX веке русский врач и писатель В.В. Вересаев писал: «...Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей нау­ки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специ­ально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле. ...Узкие вопросы врачебной практики, прежде всего, должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать на­стоящую медицинскую этику» [2]. Сегодня моральные требова­ния в медицинской сфере радикально изменились.

Причиной тому служат новые медицинские реалии, выражающиеся в раз­витии современных теорий, технологий и методик типа искус­ственного оплодотворения, трансплантологии и т.д. Ныне при­вычными стали генноинженерные вмешательства в человече­ский организм, а также другие медицинские воздействия с це­лью не столько лечения, сколько качественного изменения природы человека (неоевгеника). Это обстоятельство одновре­менно и радует, и беспокоит.

Немало острейших моральных, философско-этических проблем порождают современные биомедицинские экспери­менты, проводимые на животных. Примером служит выведение в 1996 году в лаборатории близ британского города Эдинбурга овечки по имени Долли новым способом клонирования. Эта

овечка через некоторое время уже естественным образом роди­ла здорового ягненка Бонни. А в 2000 году удачно клонировали пятерых поросят. Таким образом, эксперименты частично раз­веяли сомнения ученых, медиков, философов по поводу генети­ческой полноценности клонированных животных. Еще один дерзкий эксперимент был проведен учеными из Гавайского университета в США. В ходе опыта мышиная сперма подверга­лась самой глубокой заморозке, фактически она обращалась в безжизненное состояние. Затем замороженная сперма мышей реконструировалась с помощью нескольких капель воды и ис­пользовалась для оплодотворения женских особей. Это иссле­дование показало, что структуры ДНК в половых клетках куда более устойчивы к внешним воздействиям, чем предполага­лось. С точки зрения медицины, данный факт открывает пер­спективы долгосрочного хранения с целью последующего ис­пользования семени лабораторных и сельскохозяйственных жи­вотных, а может быть, и человека [3].

Все эти и многие другие технологии намного опередили развитие традиционной морали и научной этики. Поэтому ми­ровая общественность вынуждена вырабатывать принципиаль­но иные этические принципы и критерии нравственных оцен- кок в науке и медицине, создавать новые моральные контроль­ные структуры, действие которых должно быть направлено на обеспечение безопасности для каждого члена общества. Мо­раль всегда отражает действительные общественные интересы.

При этом она реализуется внутри человеческой личности, выра­жая идеалы бескорыстия и альтруизма.

Стимулирование широкого общественного обсуждения морально-этических проблем, порождаемых прогрессом в био­медицине, генной инженерии и т.п., и его отражения в между­народных документах типа Конвенции Совета Европы о правах человека и биомедицине, Декларации ЮНЕСКО по геному че­ловека и других рассматривается как необходимое условие раз­вития современной медицины в русле гуманистической фило­софии. Это позволит в будущем минимизировать возможный риск, связанный с проведением некоторых биомедицинских экспериментов. Творческий характер врачебной самодеятель­ности восходит не только к диалектическим тонкостям клини­ческого мышления медиков, но и к необходимости постижения врачами гносеологических проблем и морально-этических

норм профессионального исследования человека и качествен­ного улучшения его сущности. Здесь и возникает естественный вопрос: а обладают ли ученые, врачи необходимым знанием и опытом, чувством ответственности и справедливости, то есть мудростью, достаточной для того, чтобы приступать к созда­нию новых видов человека?

При формировании современного менталитета врача необ­ходимо обращать пристальное внимание на воспитание у него философско-нравственных и этических качеств, на развитие в нем истинного гуманизма. Отметим, что врачебная этика пер­воначально сформировалась именно в медицинском сообщест­ве - скорее всего потому, что деятельность врачей объективно потребовала от них профессионального совершенствования, развития философско-нравственных принципов, на основе ко­торых нужно было выстраивать взаимоотношения с пациен­тами, их родными и друзьями. Нельзя забывать и о такой не­простой проблеме, как принудительная госпитализация в прак­тике врачей-психиатров или венерологов. Принципы врачебной этики здесь служат главным моральным оправданием того не­обходимого насилия, на которое в исключительных случаях вы­нуждены идти медики. Врачебная этика формирует в каждом враче, фармацевте, в каждой медицинской сестре глубокую личную ответственность за качественное выполнение своего профессионального долга перед пациентами и всей мировой об­щественностью.

Работа медиков с пациентами требует исключительного такта. В результате философского образования и нравственного самовоспитания в медицинской среде уже утвердились новые категорические моральные запреты. Так, к примеру, чувство искренней благодарности больного врачу, медсестре, нянечке естественно и всем понятно. Но в данном случае медики зани­мают, так сказать, оборонительную позицию по отношению к своим пациентам: они решительно отказываются принимать до­рогие подарки, ведь это может поставить под сомнение беско­рыстие труда медика - его жизненного подвига.

Основные цели медицинской деонтологии наглядно харак­теризуют нравственной облик и моральные качества всех меди­цинских работников. В настоящее время, когда происходит дальнейшая специализация и дифференциация в системе здра­воохранения, врачи вынуждены сосредоточиваться на конкрет­

ных патологических процессах. В связи с этим, к сожалению, во многих из них постепенно стало утрачиваться представление о больном как о личности. Это новое обстоятельство объектив­но приводит к некой деформации морально-этического само­сознания и поведения медицинского персонала. Целостное вос­приятие пациента нарушается, моральная ответственность за выздоровление разделяется между многочисленными специа­листами, которые так или иначе становятся причастными к ле­чению больного.

Можно припомнить немало случаев из медицинской прак­тики, когда неосторожное слово врача во время беседы с паци­ентом причиняло последнему сильную душевную боль, а ино­гда наносило и физический ущерб. Для обозначения этого явле­ния в медицине существует даже специальный термин - «ятро­гения». С ним связывают ныне практически все неправильные действия врача. Некоторые медики считают, что следует отра­жать в историях болезни все осложнения, которые были так или иначе вызваны словом или действием врача. Но это не со­всем правомерно с морально-психологической точки зрения, ибо может сковать всякую врачебную инициативу. Уже при первом разговоре с больным врач должен уловить личностные черты его характера.

При этом необходимо помнить: то, что можно сказать одному, другому категорически говорить нельзя. Речь идет не столько о сохранении врачебной тайны, сколько о морально-психологической ответственности. Скрывать ли ин­формацию о течении и возможном исходе болезни от самого больного, открыть ли какую-то ее часть родственникам или официальным органам - все эти вопросы решаются строго ин­дивидуально, с учетом свойств личности пациента, характера его заболевания и других факторов.

В современных условиях каждый медицинский работник должен настойчиво овладевать психолого-философскими зна­ниями, профессиональными навыками и обладать высокими нравственными качествами. Это особые требования, которые предъявляются к медикам как представителям самой гуманной профессии на Земле, призванным защищать людей от боли и страданий. Указанные требования закрепились в деонтологии как в учении о врачебном долге, нравственном законе. Они поя­вились еще в Древней Греции. А вот благодаря И. Канту деон­тология (греч. deon - долг и logos - учение) стала синонимом

нравственной философии. Английский философ И. Бентам (1748-1832) первым предложил обозначать медицинскую этику термином «деонтология», для указания на нравственное дол­женствование врача. Уже тогда ее принципы стали применять­ся при оценке наиболее сложных межличностных взаимоотно­шений медиков и пациентов, с учетом морально-этических тра­диций. Позже термин «деонтология» стал преимущественно медицинским, выражающим разнообразные формы этических требований к медицинским работникам при выполнении ими своих профессиональных обязанностей.

6.2.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Генезис морально-этических взглядов в естествознании и медицине.: