<<
>>

Философские и этические проблемы в медицине.

Философские и этические проблемы в медицине имеют глубокие логические и исторические корни. Они определяются прежде всего теми вечными проблемами, которые составляют сущность мировоззрения медиков - их отношение к жизни, здо­ровью, страданию, смерти.

В философско-моральном плане проблема, например, страдания человека занимала мысли фи­лософов и медиков практически на протяжении всей истории развития культуры. Так, Аристотель называл страдания важ­нейшим фактором испытания мужества индивида. Впоследст­вии многие философы (стоики, Августин Аврелий, Ф. Бэкон, И. Кант) учили людей искусству избавления от страданий. Ф. Бэ­кон в свое время писал: «...Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только том, чтобы восстанавливать здоровье, но и в том, чтобы облегчать страдания и мучения, причиняемые болезнями» [4].

Дошедшая до нас клятва Гиппократа сохраняет свое фило­софское значение и морально-этическую ценность до настоя­щего времени потому, что представляет собой кодекс самых об­щих и принципиальных требований ко всем медикам. Это пре­вращает ее в нечто целостное - аксиологическую установку, нравственный закон, которым руководствуются врачи на протя­жении всей истории медицины. Деонтология же Бентама яви­лась выражением прагматической точки зрения на моральные принципы и нормы долженствования, нравственные правила поведения врача, которые сводятся к пользе врачебных реше­ний для пациента. Не случайно медицинская деонтология стала

дифференцироваться, дробиться на части соответственно разде­лению труда медиков: деонтологию в хирургии, терапии, пси­хиатрии и т.д. Иными словами, произошла естественная кор­рекция и конкретизация жестких моральных требований в раз­личных отраслях медицины.

Термин «деонтология» в советскую медицинскую науку и практику был введен в 40-х годах XX века профессором Н.Н. Петровым. Он использовал его преимущественно для обозначе­ния реально существующей медицинской практики строгого соблюдения врачебного долга.

Сегодня деонтология понимает­ся и принимается медицинскими работниками как профессио­нальное учение о должном в медицине, о высоком гражданском долге врача - не только перед каждым отдельно взятым боль­ным, но и перед обществом в целом [5].

Медицина является единственным видом деятельности, где специалист в полном смысле слова держит в своих руках здоровье и болезнь, жизнь и смерть человека, органично внут­ренне связан с личностью пациента, его нравственными пред­ставлениями, отношениями в семье, коллективе и т.д. Деонто­логия развивает в личности медика качества ответственного гражданина, квалифицированного специалиста-профессионала, способного соотносить свои действия с установками морали и правовыми нормами.

Одним из ключевых требований медицинской деонтоло­гии считается развитие у врача особо гуманного отношения к личности больного, а также высокой ответственности за все свои действия. Врач призван не только профессионально ле­чить пациента, но и морально поддерживать его, формировать у него оптимистическое, жизнерадостное настроение. Все это со­ставляет великолепную традицию русской медицинской шко­лы. Так, например, скромный, требовательный к себе, всегда чуткий и отзывчивый Н.В. Склифосовский стремился развить эти качества и у своих учеников. Он не терпел даже малейшей грубости или вольности по отношению к больному. К людям Склифосовский всегда обращался изысканно вежливо, подчер­кивая свое уважение к ним, независимо от занимаемого ими по­ложения в обществе. «К ординаторам клиники, - писал профес­сор Таубер, - к студентам и приходящим больным он всегда от­носился с выражением участия, но никогда не позволял себе го­ворить что-либо лишнее, не идущее к делу; а рассказывать

анекдоты или подшучивать с больными, как это нередко позво­ляют себе многие клиницисты, особенно немецкие корифеи хи­рургии (Бильрот, Фолькман), в клинике Склифосовского счита­лось преступлением против врачебной этики - и не допуска­лось ни в коем случае» [6]. Несомненно, Н.В. Склифосовский пользовался глубочайшим уважением всего персонала клиники.

Конечно, врачебная этика заключается не только в вежли­вости по отношению к больным и коллегам по работе. Она предполагает прежде всего высочайший профессионализм - владение искусством врачевания. Профессионализм - это пока­затель подготовленности медика к ответственной работе, его нравственно-этическая характеристика. Высокий профессиона­лизм определяет личный авторитет врача. Но он не мыслится без умения правильно, уверенно, спокойно общаться с больным человеком, психологически очень ранимым. Личное обаяние врача, его доброта, искренность, скромность тоже являются со­ставляющими профессионализма. В этом выражается единство кумулятивного и некумулятивного характера развития меди­цинского мировоззрения. Но наряду с накоплением новых на­учных сведений происходит качественное изменение нравст­венно-этического медицинского менталитета. Решительно от­брасываются устаревшие представления, меняются аксиологи­ческие позиции и моральные принципы взаимоотношений с па­циентами.

Медицинский менталитет получает новое философско-ме­тодологическое и морально-этическое обеспечение. Это и дает повод мыслящим врачам рассматривать современное развитие практической медицины, теоретизацию медицинского знания сквозь призму философского самосознания. Ведь известно, что прогресс медицинской теории и практики находится в органич­ной связи с философией и общественной моралью, а также за­висит от состояния экономики, естествознания и техники. На­званные здесь некоторые факторы и условия воздействия на ме­дицину как область культуры ведут к принципиальным измене­ниям в теоретической концептуальной схеме медицинского менталитета, а в конечном счете - к его замене на практике.

В основе смыслового перехода от традиционного меди­цинского менталитета к современному лежит прежде всего сме­на общефилософских и морально-этических установок. Намно­го более важную мировоззренческую и социально-этическую

роль стали играть гуманитарные критерии в нравственно-фило­софской парадигме медицины. С изменением мировоззрения и, как следствие, менталитета медиков изменилось и обществен­ное мнение относительно того, что же следует считать излече­нием. Современная медицина уже многое знает о протекании процессов выздоровления, но, к сожалению, пока не может на­учно объяснить его исходные причины.

Отсюда возникает во­прос об истинных критериях морально-философской оценки лечения, его научно-гносеологических корнях. Пока данная проблема медикам представляется в какой-то мере абстракт­ной. Однако под влиянием эволюции научно-теоретического познания постепенно складывается новый медицинский мента­литет. Он и методологически, и философски, и нравственно, и этически отличается теперь от медико-биологического, медико­гносеологического, медико-технического и медико-социально­го менталитета. В связи с этим перед врачами, фармацевтами и философами встала насущная задача совместного поиска и формулирования новых мировоззренческих, методологических (философских), философско-этических принципов познания и обучения в системе здравоохранения. Результатом разрешения возникающих перед медицинской общественностью проблем стало учреждение Президиумом Российской академии меди­цинских наук Совета по философским проблемам современной медицины.

Философско-методологическая нацеленность и нравствен­но-этическая напряженность медицинской науки предполагает, что сам процесс опытного эксперимента, как и любое теорети­ческое осмысление нового медицинского знания об объекте врачебного воздействия, зависит от сложившегося в обществен­ном сознании мнения о допустимости передела живого. Вот уже более трех десятилетий в научно-медицинских и философ­ских кругах всего мира в связи с этим происходят оживленные дискуссии по поводу новой роли этики в медицине, а точнее - вокруг социально-философских и философско-этических про­блем в современной биомедицине. Собственно говоря, спор идет о том, какой новый мировоззренческий контекст содержит медицинская этика. Этот вопрос можно считать столь же древ­ним, как сама философия.

Бурное развитие в XX веке естествознания и особенно ме­дицины существенно интенсифицировало и значительно рас­

ширило поле исследований феномена жизни, поставило перед учеными-исследователями, практическими врачами, фармацев­тами, философами проблему переосмысления многих целей и задач научного познания живого природного мира и его ради­кального преобразования.

Отметим, что первостепенной сего­дня считается задача позитивного философского осмысления целесообразности, да и вообще допустимости созидания нового в биосфере, например клонирования, а также осознания того, насколько нравственно само по себе научное экспериментиро­вание на людях или какое-либо иное генетическое манипулиро­вание с целью реконструкции ныне существующих генотипов. Происходит естественное обогащение науки, техники, техноло­гии, различных медицинских методик морально-этическими компонентами. Знание всего их диапазона жизненно необходи­мо.

Совершенно иначе ставится вопрос о моральных (фило­софских, религиозных) принципах научных исследований в ме­дицине в контексте зарождения новой этики поведения меди­ков, отражающей современный этап научно-технического и технологического прогресса в биомедицине. В отличие от ме­дицинской этики на уровне деонтологической модели, напри­мер в акушерстве и гинекологии, где речь всегда идет об «осто­рожности в высказываниях при пациентах», о «завоевании до­верия», о «ровном, спокойном, разумном поведении врача, со­четаемом с заботливым и внимательным отношением к паци­ентке» [07], в биоэтике основным становится конфликт прав, в данном случае права плода на жизнь и права женщины на аборт.

Основным моральным принципом биоэтики является принцип уважения чести и достоинства человека. Это касается и права индивида на свободный личный выбор жизни или смер­ти. Впервые, впрочем, о праве на «легкую» смерть заявил фило­соф. Это был англичанин Ф. Бэкон. Что же такое эвтаназия (ей - хорошо, thanatos - смерть) - проявление милосердия или пре­ступление? Этот вопрос стал ныне одним из важнейших в био­медицинской этике. Эвтаназия предполагает добровольный вы­бор не между жизнью и смертью, а между разными смертями: одна из них спокойная и легкая, а другая - бесконечно долгая и мучительная.

Следует учитывать несколько важных факторов, делаю­щих ныне просто невозможной легализацию эвтаназии в мире, в частности России. Сторонники эвтаназии настаивают на том, что она является реализацией свободы воли пациента, его осоз­нанным выбором.

Но такой выбор с необходимостью предпола­гает предоставление пациенту абсолютно объективной инфор­мации как о диагнозе, так и о трагическом прогнозе заболева­ния. Важно при этом иметь в виду следующее обстоятельство. Согласно данным социологических опросов, проводившихся в разных странах, в том числе и в России, врачи намного более негативно относятся к эвтаназии, чем население в целом. Впро­чем, как показывают опросы, проведенные среди московских врачей, молодые медики чаще считают эвтаназию допустимой в исключительных случаях, чем врачи старших возрастных групп [8].

Однако при любых условиях врач обязан делать все от не­го зависящее, чтобы вернуть пациенту здоровье, избавить его от мук боли («divinum opus - cedare dolorem», что означает «бо­жественное дело - успокаивать боль»). Но прежде всего врач должен быть истинным интеллигентом, то есть не только хоро­шо образованным и воспитанным специалистом, но и внутрен­не порядочным, благородным человеком. Эти качества должны проявляться всегда и везде: дома и на работе, при общении с больными, с их родственниками и т.д. Таким образом, несо­мненно одно: современный медик обязан обладать высоким профессионализмом и развитым чувством гражданской ответ­ственности. При этом не последнюю роль играют его личное обаяние, доброта, душевность, искренность, открытость, скром­ность, его умение расположить больного к беседе, внимательно выслушать его. Но все же главным качеством любого врача должна быть совесть как высшее выражение гуманности. Ос­новным же принципом гуманизма был и остается принцип ува­жительного отношения к человеку - высшей ценности в мире живых существ.

6.3.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Философские и этические проблемы в медицине.: