<<
>>

Проблемы философии медицины.

Проблемы философии медицины занимают сегодня в оте­чественной философской науке особое место. Процесс смены парадигм в медицинской сфере пока не завершен. Для медици­ны все еще не наступил звездный час признания ее некой завер­шенной, цельной наукой (наряду с физикой, химией, биологией и т.д.).

Смене научной парадигмы, как правило, предшествует период, когда появляются такие научные результаты, которые невозможно вписать в существующую систему убеждений. В этом случае ученые обращаются «за помощью» к философии. Так, всеобщее научное признание того, что элементарные час­тицы участвуют во всех видах взаимодействия, побудило уче­ных-медиков сосредоточить свое внимание на генах и молеку­лах, так как многие проблемы диагностики и лечения могут ре­шаться только на молекулярном уровне, в оборудованных по последнему слову техники клиниках. Академик РАН и РАМН А.Н. Пальцев считает, что без молекулярной медицины в XXI веке не может быть эффективного врачевания. А для этого не­обходим тесный союз медицины с фундаментальными науками и философией.

Философия медицины как особо специфическая форма осмысления врачевания способствует созданию и обогащению

поистине бесценной сокровищницы общезначимых идей. Она призвана выполнять такие наиважнейшие социальные и интел­лектуальные функции в практическом здравоохранении, как мировоззренческая, методологическая, аксиологическая и мно­гие другие. Философия медицины имеет прямое отношение аб­солютно ко всем сферам познания феномена человека (его ор­ганизма, души, воли, совести и т.д.). Что же касается теоретиче­ского медицинского знания, то здесь роль философии исключи­тельно важна, прежде всего - в сфере углубленного осмысле­ния целостного восприятия медиками научной картины мира и человека нем. Философия всегда была органично связана с тео­ретической медициной двумя ключевыми функциями. Первая функция - методологическая.

Философия как бы предлагает медицине всеобщий метод научно-теоретического постижения жизни. Вторая функция - аксиологическая. Она связана с внут­ренней этико-смысловой и социально-нравственной установ­кой, данной медику как хранителю здоровья.

Собственно говоря, все естественные науки могут зафик­сировать знания о человеке только на эмпирическом уровне, а также оформить некоторые из них в виде рациональных поня­тий. Современным медицинским исследователям в этой связи полезно будет присмотреться к философско-методологическим обоснованиям ролевой классификации различных наук извест­ного философа В. Виндельбанда (1848-1915): «Опытные науки, - пишет он, - ищут в познании реального мира либо общее, в форме закона природы, либо единичное, в его исторической обусловленности. Одни из них - суть науки о законах, другие - науки о событиях, первые учат тому, что всегда имеет место, последние - тому, что однажды было» [4]. Для медицины ха­рактерно как первое, так и второе, то есть генерализующие но­вые теории и описывающие индивидуальные особенности. В первом случае внимание врача обращается на нечто общее, за­кономерное в заболеваниях, во втором - на единичное, уни­кальное в той или иной болезни. Процесс лечения имеет опре­деленные социально-психологические свойства. Многовековой коллективный опыт существования мудрых смысложизненных ориентиров и позиций древних народов, указывающих пути к самосохранению, свидетельствует о том, что лечение есть одна из сторон культуры бытия человека. Все это, кстати, получило

закрепление в морально-философских наставлениях, религиоз­ных канонах (заветах) и в народных традициях.

Итог напряженной умственной работы медиков-филосо­фов всех времен и народов, их неустанных наблюдений за при­родой человека изумляет глубиной натурфилософских синте­зов, претворенных гениальными учеными в тончайшие системы охраны здоровья. Постепенно перед сознанием людей предста­ют освобожденные от тысячелетних мистических наростов под­линные открытия, глубочайшие теоретические построения древних медиков-мыслителей, которые по своей значимости могут поспорить с новейшими данными современных медицин­ских экспериментов.

И хотя чисто абстрактной мысли никогда не разрешить конкретных задач медицины, несомненно одно: именно она намечает исходные пути в каждом новом исследо­вании факторов здоровья. А быть по-настоящему здоровым че­ловеком - значит в неблагоприятных жизненных ситуациях, моментах физического недомогания всегда оставаться реали­стом, жизнелюбивым оптимистом, не терять присутствие духа, быть открытым для восприятия красоты окружающего мира.

Жить здоровой полнокровной человеческой жизнью, по сути, означает владеть искусством управления своими мысля­ми, эмоциями и телом, иметь богатое воображение, развитое чувство юмора, острый и живой ум. Люди с такими качествами по-настоящему уважают себя и через себя - других людей (Кант). Жизнь приносит им истинное наслаждение и ощущение радости, осознание собственного достоинства, самоуважения. Таким образом, они достигают личного счастья, приобретая об­щественное признание и всегда оставаяясь самими собой.

Можно утверждать, что полноценной здоровой жизнью живут исключительно мудрые и волевые люди, умело исполь­зующие все свои внутренние духовные силы и природные фи­зические данные. Только мудрецы могут смотреть далеко впе­ред, открывая перспективы бытия. Они владеют искусством де­лать выводы и прогнозировать события. Их разум и чувства аб­солютно свободны и всегда ориентируются на восприятие ок­ружающего мира по особым законам добра и красоты. Никакие человеческие страсти им не чужды: они открыты любым фор­мам самовыражения и самоощущения. Особое восприятие жиз­ни пронизывает ум и сердце мудрых людей, активно проявля­ясь в волевых решениях. Они всегда уверены в себе и действу­

ют с полной отдачей сил, тонко чувствуют красоту мира, ценят каждый прожитый день. Конечно, безобразные стороны жизни оскорбляют их мысли и чувства, но они защищены собствен­ным настроем на здравое восприятие прекрасной ее стороны.

Как же научиться вести полноценный, здоровый образ жизни? Как включиться в процесс осмысленного существова­ния на Земле? Для этого, как учат философы, необходимо по­стоянно заниматься духовным и физическим саморазвитием, самосовершенствованием, иначе говоря, осознанно повышать социально-нравственный тонус.

И в этом деле далеко не по­следняя роль принадлежит философско-этическому образова­нию и морально-эстетическому просвещению. Надо только по­нять, что болезнь - это своего рода «наказание» за несовершен­ство мыслей и неразвитость чувств. Ведь эмоциональная распу­щенность и бездумное отношение к жизни подрывают психиче­ское и физическое здоровье человека. Но особенно негативно на него влияют сложные социальные ситуации. Они нередко становятся причинами тяжелых заболеваний личности и обще­ства. В свое время известный русский писатель, врач, мысли­тель В.В. Вересаев (1867-1945) страстно призывал бороться против античеловеческих социальных условий и тех моральных установок, которые провоцируют различные заболевания [5].

Сегодня всем абсолютно ясно, что только благоприятные социальные условия, развитая духовная культура, атомсфера всеобщей высокой ответственности за свои действия могут сде­лать общество здоровым. Но надо всегда быть готовым и к то­му, что в недалеком будущем человек подвергнется еще боль­шим психическим воздействиям нового свойства - биогенети­ческим. Это испытания, которые затронут не столько медико­клинические сферы технологического свойства, сколько острые медико-этические аспекты сохранения самой природы челове­ка. Сама постановка биомедицинской наукой этических про­блем «охраны человечества» свидетельствует о ее тревоге, ин­туитивном беспокойстве за последствия возможных «научных провокаций», которые могут привести к непоправимой беде. Речь идет о проведении весьма рискованных экспериментов по «улучшению природы» живого, в частности человека. В качест­ве примера можно привести биологические технологии созда­ния генетических копий живых существ (бесполое размноже­ние) в британском институте Рослин (1997).

Современный творческий поиск учеными, специализирую­щимися в области биомедицины, альтернативных природным путей радикального преобразования живого мира, с научной точки зрения, вполне безопасен. Более того, наличие альтерна­тив в биомедицинской науке предполагает ее поступательное движение к целостному пониманию живого вещества.

Научные открытия, порывающие с господствующей теоретической сис­темой, находят специальное оформление в свободной философ­ской концепции. В общей форме такую постановку данной про­блемы в философии можно встретить у Ф.В. Шеллинга. Он рассуждал следующим образом: «...Конечная цель ”Я" состоит в том, чтобы законы свободы сделать законами природы, а за­коны природы - законами свободы, воспроизвести в "Я" приро­ду, а в природе "Я"». И далее: «Высшее призвание человека - воспроизвести единство целей в мире как механизм, а механизм сделать единством целей» [6]. Этот гуманитарно-экологиче­ский императив бесспорен в своей философско-медицинской постановке, но реализовать его сегодня пока не представляется возможным.

Стоит отметить, что врачевание появилось значительно раньше, чем собственно медицина,- с момента осознания чело­веком своего «Я». Иван Петрович Павлов не без основания ут­верждал, что лечебная деятельность - «ровесница первого че­ловека» [7]. Тысячелетиями наши предки исцелялись от разных недугов, используя силы природы. Еще на заре становления че­ловечества врачевание было всеобщим занятием. Поначалу все лекарственные средства и простейшие лечебные приемы, опре­деленные запреты (типа запрета на кровосмешение), а также ритуальные действия не составляли ни для кого секрета: им следовали и их использовали абсолютно все. Народные тради­ции вобрали в себя многие лечебные приемы как высшую муд­рость жизни. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас зна­ния об использовании растительных, животных и минеральных лечебных средств, о профилактических (гигиенических) прие­мах. Смысл философии медицины в познании человека состоит не столько в стремлении к его системному, комплексному ис­следованию, сколько в том, чтобы понять саму философскую подоплеку теоретико-практической направленности этого по­знания. «Философствование без системы, - отмечал Гегель, - не может иметь в себе ничего научного» [8].

4.3.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Проблемы философии медицины.: