<<
>>

Медицина в системе наук.

Медицина как наука стремится опытно-эксперименталь­ным путем (с последующим рациональным обобщением дан­ных) искать ответы на вопросы о предельных основаниях при­роды человека и укрепления его здоровья.

Познание человече­ской природы началось с появлением первых лечебных актов. Когда же возникла религия, медицина тесно связала с ней свою судьбу. В древности многие врачи были жрецами. Отметим, что первые лечебницы появились именно при храмах. Храмовая медицина тесно переплеталась с магией и колдовством. У меди­ков были и свои боги-наставники. Но только на основе эмпири­ческих знаний врачей и влияния передовых философов стали появляться зачатки профессиональной (научной) медицины. Без философов, с их стремлением найти научные объяснения всем явлениям, без поиска общего порядка во взаимосвязях причин и следствий медицина не смогла бы стать наукой. Вы­ше мы уже говорили, что хотя придворные врачи египетских фараонов весьма преуспели в медицинской практике, теорети­ческих обобщениях и объяснении отдельных клинических слу­чаев, высокоразвитая египетская медицина так и не выросла в науку - именно из-за отсутствия философского подхода к пони­манию человека. Только греческие медики, опирающиеся на учения философов и свои собственные представления об общих законах развития природы и человека, оказались в состоянии создать теоретическую систему, ставшую основой научной ме­дицины. Великий врач и знаменитый философ Авиценна (980- ЮЗ 7) свой труд «Канон врачебной науки» начал следующими словами: «Я утверждаю, что медицина - наука, познающая со­стояние тела человека, поскольку оно здорово или утратило здоровье, для того, чтобы сохранить здоровье или вернуть его, если оно утрачено».

В научных исследованиях медики часто рисковали собой. Так, например, они проверяли на себе действие новых препара­тов. В XVII веке знаменитый голландский врач Ван Туль-Пси (1593-1674) предложил использовать эмблему в виде горящей свечи, которая должна была символизировать смысл жизни и деятельности всех медиков: «Свети другим, сгорая сам».

Меди­цина стала действительно опытно-экспериментальной сферой в познании причин многочисленных тяжелых заболеваний и по­

иске средств и способов, обеспечивающих здоровье человече­ства. Сегодня в научной среде сформировалось мнение, что в медицине нет и не может быть своей собственной теории. Она чисто экспериментальна и опирается на теории других наук, прежде всего - биологии, химии, физики. Действительно, поло­водье экспериментальных данных буквально захлестнуло раз­личные сферы медицинских наук. В результате возникла явст­венная потребность в обобщающих концепциях.

Современная медицина обязательно должна выстроить свою глобальную системную теорию. Страстные приверженцы системного подхода в медицинских исследованиях (академики П.К. Анохин, М.А. Пальцев, Д.С. Саркисов, К.В. Судаков, Н.К. Хитров и многие другие) считают, что только на его осно­ве возможно качественное изменение научного статуса медици­ны в естествознании и философии. Системный подход является тем изоморфным (греч. isos - одинаковый, однозначный и mor- phe - форма) принципом, который сообщает идентичность фор­мы всем явлениям природы и общества, живым организмам, духовным процессам и т.д. Термин «система» в медицине при­меняется издавна. В большинстве случаев он употребляется для обозначения упорядоченного множества преимущественно од­нородных элементов: «система дыхания», «система кровообра­щения», «нервная система» и т.п. Возрастание потребности в разработке системного подхода в медицинских исследованиях свидетельствует о том, что дифференциация наук и возникнове­ние так называемых наук на стыке интересов побуждает к пере­осмыслению собственных теоретических оснований в традици­онных опытно-экспериментальных работах.

Достаточно развитая теория системного подхода в меди­цине становится важнейшим условием повышения эффективно­сти экспериментальных исследований. Даже технически самый совершенный и методически самый изящный научный опыт, поставленный вне рамок хорошо разработанной теории, гипо­тезы, открывает дорогу для авантюрного экспериментаторства.

А поскольку всякое последующее философско-смысловое ос­воение системного подхода в медицинских науках служит ис­ходным началом понимания проблем здоровья, оно становится в узком смысле слова методологией медицины. В историческом развитии медицины как системы наук философская мысль ока­зывала заметное воздействие на формирование методологии и

менталитета - как у самих медиков, так и у широкой научной общественности. Это связано с тем, что в медицине изначально заложено философское отношение к целостному бытию челове­ка, с его социальными, политическими и правовыми воззрения­ми, морально-этическими нормами и эстетическими идеалами.

Философия и медицина всегда идейно консолидировали всех медиков и объединяли их в некие сообщества на основе гуманного, морально-этического типа мышления и действия. В истории здравоохранения России известны попытки философ­ско-аксиологического осмысления феномена самой медицины как части общей системы мировой культуры и науки. Именно такой работой занимались Р. Вирхов, А.А. Богомолец, А.Д. Сперанский, И.П. Павлов, П.К. Анохин, И.В. Давыдовский и многие другие. При этом они отдавали себе отчет в том, что для формирования медицины как системной науки, развития обще­научной культуры медиков необходимы научно-философские идеи и общечеловеческие моральные принципы. Философия нужна медицине вообще и отдельным медицинским наукам в частности как своего рода духовная база или как интеллекту­альный источник их развития и консолидации. В этой связи следует отметить существенный рост студенческого интереса к философии. Так, в ММА им. И.М. Сеченова вот уже более 10 лет на факультете подготовки научно-педагогических кадров студенты старших курсов углубленно изучают философские проблемы медицины. А в последнее время заметно активизиро­валась интеграция фундаментальной академической и вузов­ской науки. Заметную помощь в этом процессе оказывает Ме­тодологический семинар по философским проблемам совре­менной медицины, работающий при Президиуме РАМН с 1997 года.

В результате философского осмысления состояния совре­менной медицины многие медицинские понятия и категории наполняются новым гуманитарным смыслом. Медики с давних пор пытаются проникнуть в сущность природного, обществен­ного и духовного бытия человека, чтобы понять причины мно­гих его заболеваний. Только жизнь, построенная в согласии с природой и обществом, расценивается медиками как разумная и желанная. С усложнением общественного бытия, развитием общечеловеческой культуры в целом и науки в частности зна­чимость философского подхода в медицине значительно воз­

растает. Теоретические знания становятся важнейшим началом совершенствования всей сферы медицины, перехода ее в новое научное качество, главными признаками которого являются объективность, предметность, устремленность в будущее. Фи­лософия в медицине становится одним из главных факторов по­вышения ее уровня и эффективности, играет важную роль при проведении современных экспериментальных исследований на основе новейших технологий.

Современное философское мышление врачей и провизо­ров существует в различных формах: фундаментальные теории высокой степени общности, радикальные гипотезы, медицин­ские концепции, учения, новые методологические взгляды, кон­цептуальные понятия, категории и сценарии в медицинской деятельности, а также планы научно-теоретических исследова­ний. Медицинское теоретическое знание в начале XXI столетия превратится, видимо, в некий исходный компонент решения многих глобальных проблем человечества. Речь идет, к приме­ру, о современном моделировании предельно допустимой точ­ки роста количества углекислого газа и предельно допустимого повышения температуры воздуха на планете (ныне она повыси­лась уже на 0,5 градуса). Задача медиков-теоретиков состоит в том, чтобы прогнозировать, планировать и направлять развитие жизни человечества по законам коэволюции.

Наряду с расширением экологической зоны гигиены и са­нитарии необходимо формировать принципиально иные посту­латы медицины, которые смогут непосредственно влиять на мировозренческое осмысление многих глобальных проблем со­временности.

Ныне обществу нужны врачи новой формации. Они должны уметь не только быстро и компетентно устанавли­вать причину заболевания и определять его последствия. Врач как философ просто обязан постоянно находиться в процессе саморазвития, быть умным, разносторонне мыслящим, высоко­квалифицированным специалистом. Но пока вузы готовят спе­циалистов узкого профиля, которые работают, как правило, ис­ключительно в рамках конкретной области медицинской прак­тики. Они продолжают смотреть на человека с точки зрения его организма, а не как на микрокосм. «В конце концов, и самый крайний сенсуалист должен признать в ощущениях человека микрокосмическую природу, - писал Н.А. Бердяев» [9]. Но это­го все еще не происходит, - видимо, потому, что ни одна меди­

цинская дисциплина не дает, да и не может дать цельного пред­ставления о человеке.

Проблема целостного рассмотрения человеческого инди­вида в теоретической и практической медицине приобрела ост­рую актуальность. Речь идет о задаче философского осмысле­ния новых черт в социальном облике человека, которые и дела­ют его личностью, то есть тем общественным феноменом, в ко­тором проявляется особая сущность деятеля-созидателя. Соци­ально-творческая основа современного человека зримо прояв­ляется в реальном достижении им здорового, полноценного жизненного и деятельного бытия. А это происходит только в результате усвоения духовно-культурных ценностей, опреде­ленной суммы социально-медицинских знаний, моральных норм общественного поведения, позволяющих наиболее сво­бодно осуществлять свою жизнедеятельность в рамках соци­ального природного бытия. Как известно, становление лично­сти происходит посредством ее включенности в конкретные об­щественные отношения, различные формы общения и деятель­ности. Как указывал психолог А.Н. Леонтьев, «личностью не родятся, ею становятся» [10]. И если она хоть на миг остано­вится в своем социально-культурном устремлении, ее неминуе­мо постигнет моральная деградация.

Истинный медик - это, как правило, философ, ибо в самой медицине заложен огромный смысловой потенциал постижения единства (целостности) человеческого бытия.

Философия и ме­дицина стремятся понять и объяснить смысл космического по­рядка во всем живом. Следует помнить, что этот порядок обес­печивается не только природными силами, но и самим субъек­том познания - активным творческим началом исследователя. Такие знаменитые мыслители и врачи прошлого, как Платон, Аристотель, Гиппократ, Гален, Парацельс, Декарт, Дж. Локк, П. Гольбах, И. Кант и многие другие, стремились найти исход­ные метафизические начала в медицине и теоретически обосно­вать ее как духовно-материальную культуру человечества, как ментальное мировоззрение врачей. Очень многие проблемы фи­лософии в медицине созвучны логике естественных и гумани­тарных наук, онтологии и гносеологии (теории познания), этике и эстетике, аксиологии и философским концепциям человека. Таким образом, проблемное поле философии в медицине не­

обычайно сложно, системно, и многое самим медикам здесь еще не ясно.

Медицина издавна претендует на особо строгую науч­ность. Для этого у нее действительно есть немалые основания. Проводится огромное количество важнейших научных исследо­ваний, в современной медицине уже используются методы ма­тематического моделирования, информатики, кибернетики и т.д. Однако в полном объеме ее вряд ли стоит однозначно при­числять к научным дисциплинам. Медицина так же близка к науке, как к искусству или к философии. До сих пор в специ­альном медицинском постижении человека как личности актив­но используются все имеющиеся в ее распоряжении философ­ско-методологические средства. Оно, естественно, начинается с общего наблюдения и компетентного описания противоречи­вых процессов нормальной человеческой жизнедеятельности. Затем активно постигается сам феномен органического сочета­ния биологического и социального в человеке с целью после­дующего философско-теоретического синтеза. Все это посте­пенно приводит к пониманию целостности человеческой лич­ности. Кстати, в познавательной цепи исследования человека как высшей формы живой материи заложена такая целевая па­радигма, которая призвана объединить общие моменты и разли­чия в естественных и общественных процессах. Чем глубже ме­дицинские науки проникнут в тайны живой материи и чем ос­новательнее ученые познают качественное многообразие чело­веческой сути (от субмолекулярного до ноосферного уровня), тем яснее станет сам смысл материального единства неживого и живого мира.

Философы и медики со времен глубокой древности обра­щали внимание на сходство и принципиальные отличия челове­ка от животных и, как могли, объясняли их. Проводя многочис­ленные эксперименты на животных и используя теоретические приемы и методы их осмысления, ученые искали естественный источник происхождения человека. В 1758 году выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней решился в своей «Системе природы» поставить человека рядом с человекообраз­ной обезьяной, назвав его Homo sapiens. Однако ученый выде­лил промежуточное звено между этими видами - человек- животное, или троглодит, полностью лишенный речи. Позже его стали называть обезьяночеловеком (Геккель, 1866). Родство

человека с человекообразными обезьянами Ч. Дарвин обосно­вывал главным образом тем, что они очень похожи внешне. Значительно позже исследователи, развивавшие учение Дарви­на, установили, что у человека и человекообразных обезьян су­ществует общность сложных биохимических реакций, свиде­тельствующая об их генетической близости. Было выявлено сходство белкового состава сыворотки крови и т.д. Успешными оказались опыты переливания крови одной группы от человека шимпанзе.

Тем не менее человек радикально отличается от живот­ных, которые пассивно адаптируются к окружающей среде. Люди целенаправленно изменяют природу, однако при этом, к сожалению, объективно все больше отрываются от нее. Они не­оправданно изолируют сами себя от природных процессов зем­ной эволюции. Все это не может не отразиться на стиле их жиз­ни и деятельности, на их здоровье, причинах заболеваемости, способе воспроизводства. В качестве уникального земного су­щества человек обладает специфическими психофизиологиче­скими свойствами. Он живет в особом, собственно человече­ском - общественно-предметном мире. И этот мир, созданный самим человеком, формирует и развивает его. В силу данного обстоятельства абсолютно все человеческие проявления соци­ально и культурно сориентированы. Кроме того, у людей име­ются так называемые духовно-практические качества (воля, со­весть, честь и т.п.). Каждый природный и общественный пред­мет является для них средством объединения в сообщество.

Для человека характерна неразделенность его тела и духа, его аффективной, волевой и ментальной способностей - пото­му, что он есть не только «момент самодвижения обществен­ной системы» (Кант), но и момент саморазвития собственной сущности. В своей основе современный человек - явление со­циально-природное, ибо он прежде всего является продуктом общественно-культурной истории. При этом он, безусловно, ос­тается созданием естественной природы и не может в своей жизнедеятельности выйти за ее рамки, то есть функциониро­вать безотносительно к собственной органической телесности. Человек не может перестать есть, пить, он не в состоянии поки­нуть телесную оболочку. Однако основой взаимодействия че­ловеческого индивида со своей альма-матер - естественной природой - является его сознательная общественно-созидатель­

ная деятельность. В процессе исторического созидания «второй природы» (Маркс), то есть социальной культуры, он выработал принципиально новый способ присвоения природного вещества и энергии Космоса, преобразуя их в формы, пригодные для удовлетворения его естественных и культурных потребностей.

Только благодаря осознанному воздействию на веществен­ный мир природы человек сотворил свой предметный мир то есть, по выражению К. Маркса, породил «неорганическое тело человека», активно развивающееся в социально-культурном пространстве. Это неорганическое тело выступает и как резуль­тат (продукт) общественного разделения труда. Причем каждая новая личность застает его как исторически сложившееся «не­органическое тело цивилизации» [11]. Оно предстает в виде ис­кусственно созданных разумом и руками человеческими «орга­нов» общественной жизнедеятельности каждого индивида. Данное обстоятельство и привело к радикальному изменению человека и его функций в процессе созидательной деятельно­сти, к формированию его принципиально иного статуса, про­явившегося благодаря развитию искусственно создаваемой им новой предметной (вещественной) среды обитания, новых ус­ловий своего социально-природного существования.

4.4.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Медицина в системе наук.: