<<
>>

Гуманизм и профессионализм врача.

Гуманизм и профессионализм врача являются его главны­ми и необходимыми качествами. Основополагающей характе­ристикой личности врача всегда считалась добродетельность. Действительно, каждый медик, будь то врач, провизор или мед­сестра, в силу своего призвания должен быть человеком гуман­ным.

А гуманизм - это удивительное качество, которое предпо­лагает искреннее сострадание всем людям, попавшим в беду. Но это не просто проявление сочувствия слабому, больному, но и оказание ему посильной помощи во имя возвращения к пол­ноценной жизни. Что же касается врача, то данное качество развито в нем особенно сильно. Ведь что может быть более че­ловечным, чем самоотверженная деятельность врача, направ­ленная на спасение людей, на облегчение их физических и ду­шевных страданий?

Высшим достоинством в жизни и деятельности каждого врача является овладение им искусством общения со своими пациентами, основанном на гуманизме. М.Я. Мудров (1776—

1836) в своей книге «Слово о способе учить и учиться медици­не», изданной в 1820 году, обращался к молодому врачу: «Те­перь ты испытал болезнь и знаешь больного, но ведай, что и больной тебя испытал и знает, каков ты. Из сего ты заключить можешь, какое нужно терпение, благоразумие и напряжение ума при постели больного, дабы выиграть всю его доверен­ность и любовь к себе, а сие для врача всего важнее» [12]. М.Я. Мудров советовал проникновенно внушать пациенту необходи­мость его личного участия в излечении, утверждал, что лечить надо больного, а не болезнь. Он писал, что нужно убедительно «протолковать больному и предстоящий образ употребления прописанного лекарства и сказать вкус, цвет, запах и действие оного. Тогда больной будет принимать его с восхищением: а сие восхищение, радость и уверенность бывают иногда полез­нее самого лекарства. Больной считает часы и минуты, ожидает действия от лекарства и думает более о выздоровлении, нежели о болезни» [13].

Гуманность и профессионализм врача предполагают про­явление особо возвышенных нравственных качеств его лично­сти, таких социальных ее свойств, как менталитет, психоло­гизм, мужество перед лицом смерти и самоотверженность в борьбе за жизнь и здоровье людей. Но врач не только гуманен: он, как правило, еще и гуманитарий. Гуманитарность медика всегда проявляется в виде конкретных результатов его деятель­ности. Это осознание врачом постоянного взаимодействия са­мых разнообразных факторов развития как его самого, так и всего сообщества медиков. Роль гуманитарности как черты ха­рактера врача тем значительнее, чем в большей степени она ак­кумулирует в себе социально-культурный опыт эволюции всего человечества, а также индивидуальный опыт в деле совершен­ствования личности как источника высшего проявления истин­но человеческих качеств. А это прежде всего обусловлено лич­ной ориентацией на духовные ценности общества - укрепление здоровья людей и облагораживание их образа жизни, что всегда неразрывно связано с медициной. Врач, безусловно, должен хо­рошо разбираться в философии и психологии, в основных во­просах смежных наук, не чураться литературы и искусства.

Чтобы лучше понять этот сюжет в личности врача, надо осознать принципиальные различия в значении слов «гумани­тарность» и «гуманность». Происхождение первого связано с

латинским словосочетанием studia humanitaris - гуманитарные студии. Они появились на начальном этапе эпохи Возрождения, в XV веке. Преподаватели гуманитарных дисциплин были заня­ты формированием в каждом из своих учеников хорошо обра­зованной личности, обладающей высокой культурой, нравст­венными гражданскими качествами, то есть развитым челове­ческим началом.

Относительно личности врача проблемы профессионализ­ма и гуманитарности диалектично сливались воедино. Так уж сложилось, что врача всегда считали и считают (как и учителя) первым наставником человека: он не только исцеляет людей, но и учит их здоровому, полноценному образу жизни. Только вме­сте врач и больной способны справиться с недугом.

Вот почему воистину философское значение имеет вывод о той исключи­тельной роли личности врача, которую она играет в формирова­нии заинтересованных взаимоотношений сторон. «Личность врача» - понятие весьма глубокое. Оно не есть простое соеди­нение понятий «личность» и «врач». Личностью, как известно, называют социального индивида, а врачом - медика-профес­сионала. В содержание же понятия «личность врача» вкладыва­ется возвышенное гуманитарное значение.

Каждый человек является уникальной личностью, и эта уникальность зависит от ее способности усваивать все обще­значимые ценности и самобытно выражать их в отношениях с другими людьми. Так, В.И. Ленин четко указывал на момент, который отличает «просто раба» от раба, примирившегося со своим положением, и от раба восставшего [14]. Это отличие проявляется не в знании своих индивидуальных черт, а в осоз­нании себя в системе общественных отношений, то есть собст­венного «Я» и своей роли в обществе. Что же касается лично­сти врача, то это общественное явление исключительного свой­ства - в силу того, что оно впитывает в себя все, что может от­носиться к миру художников, писателей, ученых и т.д., отража­ет и выражает все лучшее, чем обладает человек, созданный «по образу и подобию Бога». Личность врача - эталон высокой образованности, образец чести и достоинства, предельной сове­стливости, нравственной общечеловеческой ответственности и, конечно, глубочайшей мудрости.

Из глубины веков - от Гиппократа, Галена, Авиценны - до нас дошел следующий девиз: «Врач, знающий только медици­

ну, - плохой медик. Ему надо еще быть мудрым: много знать и уметь справедливо судить обо всем на свете». Фридрих Ницше в свое время очень точно заметил: «В настоящее время не су­ществует профессии, которая допускала бы столь высокое раз­витие, как профессия врача; в особенности после того, как ду­ховные врачи, так называемые целители душ, не могут уже вы­полнять своего искусства заклинания при общественном одоб­рении и образованные люди уклоняются от встречи с ними.

Высшее духовное развитие врача теперь не достигнуто еще тем, что он знает лучшие новейшие методы, усовершенствовал­ся в них и умеет совершать те летучие умозаключения от след­ствий к причинам, благодаря которым прославлены диагности­ки; он должен, кроме того, обладать красноречием, которое приспособлялось бы к каждой личности и привлекало бы все сердца, мужественностью, самое зрелище которой отгоняло бы малодушие (эту червоточину всех больных), ловкостью дипло­мата, тонкостью полицейского агента и адвоката, чтобы узна­вать тайны души, не выдавая их, - словом, хороший врач нуж­дается в искусственных приемах и преимуществах всех других профессий; в таком вооружении он может стать благодетелем всего общества, умножая добрые дела, духовные радости и про­изводительность, предупреждая злые мысли, намерения и вся­кие подлости, ...создавая духовно-телесную аристократию...» [15].

Адекватно оценить социальную сущность личности врача возможно только с учетом его гуманных и гуманитарных ка­честв, емко характеризующих профессионализм. Так, совре­менное клиническое мышление врача имеет тенденцию стано­виться все более интегративным (синтетическим), воплощая в себе единство каузального, системно-структурного, эволюци­онно-генетического подходов при решении медицинских задач. Само содержание клинического мышления, вероятно, будет связано с многоуровневой трактовкой современной медицины и ее объективных трудностей. В частности, выявление многих закономерностей наркологии и патологии станет возможным лишь при условии, если в сферу исследования будут включены задачи познания не только отдельно взятого организма, но и различных популяций. Представьте действия, к примеру, физи­ка, у которого почему-либо не удается задуманный экспери­мент. Как поступит ученый в подобном случае? Он прежде все­

го проверит правильность составленной им схемы эксперимен­та, а затем - исправность используемых приборов и наличие возможных помех. Только после всего этого у него будет доста­точно оснований для сомнения по поводу правильности расче­тов и критического пересмотра методики этих расчетов, то есть гипотезы, согласно которой проводился эксперимент.

Ничего подобного в научном эксперименте врача нет и не может быть уже хотя бы потому, что он всегда имеет дело с жи­вым организмом, который ведет себя гораздо более непредска­зуемо, чем любое физическое тело. Но главное все-таки в дру­гом. В своих экспериментах врач каждый раз сталкивается с не­обычайно подвижной человеческой личностью. В 1926 году В.М. Бехтерев (1857-1927) писал о том, что «в работе мозговой коры нет абсолютного постоянства, а все относительно». «...Один и тот же раздражитель окажет неодинаковое действие на сочетательный рефлекс в зависимости от периода его разви­тия» [16]. Поэтому в медицине нужны совершенно иные экспе­рименты, которые прежде всего подчинялись бы древнему эти­ческому правилу: «Не навреди!» Академик П.К. Анохин в этой связи однажды недвусмысленно заявил: «Все-таки научная сто­рона в жизни каждого ученого состоит именно в том, как при­шел каждый в науку, что он сделал в науке, и как он сделал. Причем мой личный опыт меня убеждает, что не так, может быть, даже важно, что сделал, как важно, как сделал. Это вот те самые внутренние пружины, которые обычно ни в книге, ни в научной работе опубликованы не будут» [17].

Главным результирующим свойством личности врача, ее духовным стержнем всегда было и остается мировоззрение. Оно являет собой привилегию личности, поднимающейся до самого высокого уровня гуманитарности. Именно в гуманитар­ном самосознании медика, его социально-нравственной пози­ции в качестве важнейшего компонента проявляется направлен­ность его мировоззрения на осмысление своей особой граждан­ской ответственности. Считается, что поведение врача и все его мировоззренческие ориентации обусловлены внутренним (ду­ховным) миром. Поэтому медик как бы возвышается над своей собственной основой и в известном смысле даже преодолевает ее. Так, известный русский терапевт А.И. Яроцкий почти 100 лет назад в работе «Идеализм как физиологический фактор» (1908) писал, что врач должен знать и религиозное мировоззре­

ние (дабы через его ценности вывести глубоко верующего па­циента из «ухода в болезнь»), но сам по своим убеждениям дол­жен быть сторонником наиболее передовых взглядов.

Одновременно с формированием «передового мировоззре­ния» у врача, как правило, складывается социальный характер - ментальный и психологический стержень личности. А ведь «только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность» [18], как справедливо считал Г. Гегель. Эти слова философа о специфике характера имеют самое прямое от­ношение к личности врача. Кстати, слово «характер» нередко употребляется в качестве синонима слова «личность». В дан­ном случае речь идет о мере личностной силы воли. Действи­тельно, абсолютно все волевые люди обладают и сильным ха­рактером. Без достаточной силы воли невозможны вообще ни­какие конструктивные действия врача. Именно ею определяют­ся нравственность и гражданственность личности медика. Вся его внутренняя энергия (умения, знания, гуманизм и профес­сионализм) усилием воли направляется на благое дело - укреп­ление здоровья человека. На этой основе и совершается осозна­ние медиком своих отношений с другими людьми, коллегами и пациентами и, конечно, своего собственного духовного мира.

Достоинство личности определяется фактическим богатст­вом ее биосоциальных связей и культурой общественных отно­шений. Считается, что процессы генной эволюции и культур­ной истории человека происходят одновременно и взаимосвя­занно. Так, Э.О. Уильсон определяет свою задачу как «изуче­ние биологических основ всех форм социального поведения... у всех животных, включая человека» [19]. К. Маркс писал: «Индивид есть общественное существо. Всякое проявление его жизни является проявлением и утверждением общественной жизни» [20]. Но это не значит, что человек только социально детерминирован той исторически сложившейся системой отно­шений, в которые он включается в процессе социализации - личностного формирования. Человеческий индивид, обладая свободой выбора и свободой воли, безусловно, зависим в опре­деленной степени от цивилизованности общества. Но это не просто отдельная клеточка в целостном организме общества и далеко не «винтик» в динамической системе общественных связей и отношений. Это всегда активное и самобытное соци­ально-органическое существо, присваивающее и одновременно

созидающее культурные ценности. Только благодаря творче­ской социально-деятельной активности личности человеческое общество исторически эволюционирует как здоровый орга­низм.

Основным регулятором в профессиональной жизнедея­тельности врача становится моральное наследство философ­ских школ, нравственно-этические ценности самих медиков, способы их нетривиального мышления, что и определяет суть бессознательного следования традициям предков. Все мораль­но-нравственные императивы (требования), предъявляемые к медику, формируют у него в итоге специфический медицин­ский менталитет. Слово mentalite, введенное в 20-е годы XX столетия французскими историками М. Блоком и Л. Февром, считается непереводимым на другие языки. Смысл же его мож­но понять как «умонастроение», «мыслительные установки соз­нанию», «склад ума», «образ мыслей» и т.п. Суть менталитета раскрывается через особую систему взглядов, оценок, норм, су­ждений, которые основываются на идеологиях и философско- моральных ценностях. Вместе с доминирующими потребностя­ми и архетипами коллективного бессознательного они задают иерархию духовных требований. Б.С. Гершунский утверждает, что «ментальность - это корни общественного духа и бытия, пересадить которые на иную почву невозможно. Она формиру­ется из поколения в поколение, и в нее входят религия, культу­ра, философия, образ жизни» [21].

4.5.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Гуманизм и профессионализм врача.: