<<
>>

Специфика медицинского менталитета.

Специфика медицинского менталитета определяется уров­нем развития медицины в целом, а также культурой философ­ского мышления. Она отражает особый совокупный характер общественного сознания всех медиков: врачей, фармацевтов, медсестер и т.д.

Необходимо учитывать, что медицинский мен­талитет, будучи проявлением высшей интегративной функции философского разума, отражает и выражает глубоко личное осознание и осмысление медиками своего отношения к реаль­ной действительности вообще и к медицинской реальности в частности. Он проявляется, как правило, в виде собирательного интеллектуально-нравственного состояния ума, воли, чувств, а также образа мысли, философской оценки общечеловеческих ценностей и, в соответствии с этим, определения своего обще­

ственного поведения и способа практического действия. Поэто­му о медике можно сказать, что он фактически призван быть философом. Не случайно знаменитый римский врач начала пер­вого тысячелетия Гален не уставал повторять своим коллегам: «Чтобы стать лучшим медиком, надо быть истинным филосо­фом» [22].

Медицинский менталитет как уникальный ценностный фактор, порождающий социальную направленность врачебной деятельности, выражает совокупность определенных интеллек­туальных навыков, умственную настроенность и мировоззрен­ческую установку медиков. Говоря иначе, он присущ сегодня как отдельным врачам и фармацевтам, так и всей медицинской общественности. Исходя из этого, ментальность можно пред­ставить как особую сторону сознания личности, а также как со­борное сознание, которое объемно отражает все параметры конкретного человеческого бытия. Медицинская ментальность есть совокупность гуманных взглядов и гуманитарных пред­ставлений медиков, выражающих их ценностное отношение к окружающей среде и здоровому образу жизнедеятельности лю­дей. Речь идет о некой высшей идеальной (мыслительной) цели совершенствования человека как личности.

В многовековой ис­тории здравоохранения развитие ментальности прослеживается как линия социально-философского постижения человека, его физических качеств, интеллектуальных потенций и духовных возможностей. Медицинская ментальность и поныне формиру­ется в зависимости от национальных традиций, общей культу­ры народа, социальной направленности политики государства в области здравоохранения и уровня общественного развития.

Философское осмысление медицинского менталитета дает представление о нем как о диалектическом единстве научно-ме­тодологических и морально-этических ориентиров медиков в индивидуальном и общественном бытии личности, качествен­ном преображении всей человеческой жизнедеятельности. Осо­бенно это касается социально-созидательных форм деятельно­сти людей, ибо только они объективно ориентируются на фило­софское мировоззрение, в рамках которого человек рассматри­вается как демиург жизни. В этом и скрывается подчиненная особым закономерностям динамика коллективной ментально­сти. Если до сих пор пациента призывали слепо повиноваться врачу, то теперь провозглашается необходимость особой кор­

ректности в паритетных отношениях между врачом и пациен­том.

В социально-культурных основаниях медицинского мента­литета отчетливо прослеживается его зависимость от историче­ски обусловленных идеалов жизни и моральных норм, приня­тых в обществе, то есть от состояния духовной культуры эпохи, достижений науки и техники, доминирующих в данный период времени философско-мировоззренческих установок и ценно­стей. Так, к примеру, процесс общей секуляризации в Новое время в Европе привел к изменению взглядов на причины пси­хических заболеваний. А создание новой картины мира откры­ло взаимосвязь различных явлений природы и процессов, про­исходящих в живом организме, морально-психическом состоя­нии человека, что привело к формированию нового менталите­та врачей и фармацевтов. Ментальность стала, по сути, устой­чивой настроенностью внутреннего мира медиков, сплачиваю­щей их в научно-познавательном познании человека, в резуль­татах которого прямо или косвенно заинтересовано все челове­ческое сообщество.

В медицинском сознании появляются но­вые связи между философскими категориями и профессиональ­ными понятиями. Иначе говоря, многие старые медицинские понятия приобретают глобальное смысловое содержание и пре­вращаются в новые. Так, здоровье как понятие, используемое в социальной философии и медицине, характеризует состояние каждого конкретного человека, а также определяет прогресс об­щества.

Здоровье и болезнь как полярно противоположные меди­цинские понятия, несущие в себе особый научный и философ­ско-социальный смысл, сегодня осознаются несколько по-ново­му. Именно в них выражается диалектическая суть здоровой жизнедеятельности. Поэтому здоровье в настоящее время пони­мается как наличие свободы на разных уровнях человеческой жизни. На физическом - это свобода от болей, состояние пре­красного самочувствия. На психическом, или душевном, - это свобода от мук негативных пристрастий, достижение невозму­тимости и безмятежности. На ментальном, или духовном, - это свобода от эгоизма и индивидуализма, постижение смысла жиз­ни и т.д. А поскольку человеческая жизнь в принципе не мыс­лится вне движения, вне созидания, любое нарушение жизне­деятельности медики справедливо называют патологическим

процессом. Кстати, нередко термины «патологический про­цесс» и «болезнь» многие употребляют как синонимы. Н.А. Се­машко (1874-1949) болезнь просто называл отсутствием здоро­вья. Выражаясь иначе, это есть нарушение жизнедеятельности, которое неизбежно сопровождается ограничением свободы че­ловека. Действительно, любое нарушение в физиологии, в пси­хике индивида или в его ментальности мешает творческой, со­зидательной деятельности, самосовершенствованию. В подоб­ном случае он нуждается в компетентной помощи, в заботе, ко­торая бы позволила ему вновь стать самодостаточным.

Необходимо особо подчеркнуть, что каждый ментальный акт врача начинается со сложного умственного процесса распо­знавания характера заболевания. Это действие по сложности вполне может быть приравнено к научно-исследовательской деятельности.

По мере прогресса медицинской ментальности идет и поступательное движение диагностической мысли меди­ков от самых общих представлений о природе человека, его здоровье и болезнях, основывающихся на клинических наблю­дениях, ко все более глубокому (философскому) пониманию сущности нормальных и патологических процессов в организме как результату теоретических выводов.

По мере углубления научно-теоретического менталитета медиков все отчетливее становится понимание того, что от­дельные элементы, характеризующие ту или иную болезнь че­ловека, не являются абсолютно специфическими. Ведь всегда существует нечто объединяющее эти частности в типичную картину для всех заболеваний без исключения. С другой сторо­ны, есть некоторые характерные черты и в механизмах разви­тия различных патологических процессов, причинах их возник­новения, в реакциях организма на разные патогенные влияния и в проявлениях его способности приспосабливаться к ним с це­лью сохранения целостности и дееспособности. На этой основе в прошлом веке стали развиваться учения о реактивности орга­низмов, механизмах адаптации к меняющимся условиям среды, компенсации нарушенных функций. Соответствующие пробле­мы и составили содержание особого раздела теоретической ме­дицины, названного общей патологией. Существует единая для всех нозологических форм заболеваний схема развития, то есть та последовательность ряда этапов, которые проходит любой патологический процесс вне зависимости от характера повреж­

дающего агента, локализации патологоанатомических измене­ний, особенностей реактивности организма и многих других ус­ловий.

«Общая патология, - утверждают авторы учебника по дан­ному курсу (Д.С. Саркисов, М.А. Пальцев, Н К. Хитров), - это алгебра медицины, ее философия, постепенно формирующаяся на основе клинического и экспериментального изучения пато­логических процессов» [23]. В прошлом, когда практически ни­чего не было известно о сущности болезней человека, проблема общего в заболеваниях выглядела крайне упрощенно: надо бы­ло с помощью различных манипуляций и снадобий изгнать из организма вселившегося в него злого духа.

Но даже в этом слу­чае главной задачей было воздействие на организм в целом.

Таким образом, менталитет медиков можно смело назвать основой целостного суждения об общих принципах жизнедея­тельности человека, познания законов, категорий, несущих все­общую характеристику его здоровья или заболевания.

Философско-медицинская ментальность - это высшая, наиценнейшая часть духовного (внутреннего) мира высокооб­разованного медика. Она характеризует исключительно уни­кальные свойства рационального (умственного) созерцания врачом гуманитарных качеств. Иными словами, это способ­ность схватывать мыслью самые глубинные, наиболее сущест­венные особенности специфических факторов человеческого саморазвития. «Все, что стремится быть духовным, а не меха­ническим, - писал испанский философ Ортега-и-Гассет, - должно обладать разумным и глубоко обоснованным характе­ром» [24]. Для развития философско-медицинской ментально­сти требуется благоприятная интеллектуально-нравственная атмосфера в обществе и особый духовно-творческий настрой самой медицинской общественности. Мысль врача нуждается в сопряжении с естественнонаучным знанием (прежде всего с биомедицинским). Необходимо активное участие ученых-меди­ков и философов в теоретических дискуссиях по мировоззрен­ческим, методологическим и аксиологическим вопросам совре­менной медицины. Если отсутствует такое философско-методо- логическое общение или нарушается культура научно-теорети­ческой оценки, то не может быть и речи о рождении ментально­сти ученого-медика [25].

Современная философская мысль рассматривает менталь­ность как духовную ценность, как нравственное отношение че­ловека к оцениваемым им объектам: естественным или искусст­венным. Так, к примеру, индивидуальная потребность человека в поиске смысла жизни - это уже изначально ценнейшая часть духовного (внутреннего) мира всякой нормальной личности. Это ее способность к умственному миросозерцанию и особое искусство схватывать своей мыслью наиболее существенные особенности мира природы и человеческого бытия в нем. Ака­демик П.В. Симонов резонно заметил: «Индивидуальную выра­женность в мотивационной структуре данной личности идеаль­ной потребности познания мы определяем как духовность чело­века» [26].

4.6.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Специфика медицинского менталитета.: