<<
>>

Формирование личности специалиста-медика.

Формирование целостной личности специалиста-медика означает, по сути, не что иное, как усвоение морально-этиче­ских принципов, развитие культуры рассудочного мышления и стремление к осмысленной профессиональной деятельности.

Многие при этом ратуют за постоянное повышение квалифика­ции специалистов. Причем никто не отрицает необходимость формирования целостной личности в будущем враче, провизо­ре, то есть воспитания специалиста самобытного и самодоста­точного. Сегодня практически все признают, что личность со­временного медика должна отличать некая целостность, то есть единство его профессиональных и гражданских качеств. Медик обязан всесторонне и гармонично развиваться. Он должен об­ладать всеми качествами, которые предписывал врачам еще отец медицины Гиппократ. Речь идет о высочайшем профес­сионализме, особой душевной чуткости, пытливом уме и высо­кой морально-этической ответственности. «Все, что ищется для мудрости, - писал Гиппократ, - все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, про­стота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрят­ность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необ­ходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха пред богами» [27].

Сегодня смело можно утверждать, что в медицинских ву­зах эти необходимые качества врача формируются с первого и до последнего учебного курса. Многие ученые-медики, такие, как академики РАМН М.А. Пальцев, А.М. Сточек, К.В. Суда­ков, М.И. Перельман, члены-корреспонденты РАМН С.В. Гра­чев, В.Г. Зилов, Н.К. Хитров и многие другие, овладение гума­нитарными знаниями (особенно по философии и психологии) в медицинском образовании и воспитании считают важнейшим объективным условием становления и развития профессиональ­ных навыков, формирования целостности личности будущего медика.

Академик РАМН Д.С. Саркисов активно выступал в защи­ту философского образования в медицинской сфере.

«Сущест­венным подспорьем в философском образовании студентов, - утверждал он, - являются кафедры общей патологии человека. Уже несколько лет такая кафедра существует в ММА им. И.М. Сеченова. Принципиальное значение таких кафедр состоит в том, что на них освещаются не столько частные стороны пато­логических процессов, сколько прежде всего их наиболее об­щие закономерности. Здесь происходит органическое слияние общемедицинского и философского образования будущих вра­чей» [28]. Никто, нигде и никогда не отрицал того факта, что врач, как, может быть, никакой другой специалист, обязан в со­вершенстве владеть своим ремеслом. Но и этого мало. Он при­зван философски мыслить, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «привести многообразие к единству» [29].

В сфере в подготовки медика как личности нового типа (специалиста, гуманиста и гуманитария) сегодня особенно ост­ро встал вопрос о воспитании его как интеллектуально разви­той и интеллигентной индивидуальности. При внешней схоже­сти этих духовных качеств они принципиально отличаются друг от друга. Сегодня очевидно особо активное стремление молодых специалистов-медиков к совершенствованию своей мыслительной деятельности в процессе постижения теории ме­дицины. Интеллектуальность (лат. intellectus - ум, рассудок, ра­зум) апеллирует к рассудку, логике здравого смысла. Это все то, что, безусловно, необходимо иметь каждому специалисту- медику. Но то, что дано разуму, отсутствует в чувствах (Кант). Чистый интеллектуал, вне всякого сомнения, много знает, он прекрасно понимает характер, принципы природного или соци­

ального процесса как движения (Ньютон), эволюции (Дарвин), социальной истории (Маркс). Но ему не дано понять смысл яв­ления во всех его нюансах, ибо он лежит в иной плоскости по­знания.

Человеку свойственно постигать мир природы и культуры не только силой рассудка, но и «разумом сердца» - совестью. В данном случае речь уже идет об интеллигентности. Конечно, она связана с интеллектом, но имеет свою специфику. Интелли­гентный человек всем своим сердцем ощущает, искренне пере­живает несправедливость по отношению к другим людям, чу­жую боль, чужое горе.

Интеллигенция (лат. intelligens - пости­гать, схватывать, понимать) представлена в обществе нравст­венно и душевно развитыми его представителями. Это ум, честь и достоинство народа. В России отношение к интелли­гентности всегда было особым. В XIX веке литераторы, ученые, медики - истинные интеллигенты - всем своим существом пока­зывали, что они верные сыны и дочери Отечества. К сожалению, сегодня наблюдается совершенно иная ситуация. Д.С. Саркисов писал: «На экранах телевизоров, по радио, из газет и журналов бывшая советская "интеллигенция" сегодня поносит всех и все, что было, свои же дела, свои же большие достижения, перепро­дает свое гражданство, тщательно изыскивает недостатки в сво­их выдающихся полководцах, бросает тень на Великую победу в войне 1941-1945 гг. в угоду и к радости своих заокеанских господ» [30]. Все это не может не сказываться на нравственном состоянии будущих медиков.

Дело, однако, в том, что, к несчастью, в настоящее время имеет место непонятное самоустранение некоторых ученых-ме­диков от философского, биоэтического и универсального нрав­ственного осмысления результатов собственных достижений. Из-за этого происходит потеря целостного видения живой ма­терии, утрата чувства нравственной ответственности за сохра­нение здоровья людей. В конечном счете, все это может при­вести к глобальному экологическому кризису. Проблема сохра­нения природы на планете и выживания человечества в настоя­щее время требует немедленной интеграции всех естественных наук и их сближения с гуманитарными, прежде всего с филосо­фией. Именно философия позволяет критически осмысливать строго научное, «понятийное» познание предметов и явлений природы и общества. Ознакомление студентов медицинских

вузов и аспирантов с философией и психологией помогает им смотреть на жизнь масштабно и более критично. Без усвоения принципов свободной мыследеятельности значительно затруд­няется понимание будущим медиком ментальных особенностей жизни человека как личности на разных этапах лечебно-профи­лактического процесса.

Каждый медик в течение всей своей жизни и деятельности должен развивать и совершенствовать (оттачивать) свое профессиональное мышление и всегда полно­стью использовать свои природные умственные способности.

Медицина все стремительнее продолжает дробиться на уз­кие специальности. В этой связи врач может оказаться в плену специфических понятий конкретной области, в которой он ра­ботает. Это обрекает его на постепенную утрату понимания то­го, что сфера его профессионального интереса ни в коем случае не является обособленной, ведь все системы организма взаимо­связаны и взаимозависимы. Возможно, кому-то данное обстоя­тельство сегодня покажется странным, но чрезвычайно высо­ким уровнем медицинского мышления уже обладали отечест­венные клиницисты конца ХІХ-начала XX вв. Они, к примеру, отстаивали преимущества физиологического созерцания (по их терминологии) в медицине по сравнению с анатомическим мышлением. Таким образом, клиницисты прошлого заложили предпосылки перехода медицинского теоретизирования от ор­ганопатологии к антропопатологии. В большинстве своем это были ученые-медики, получившие общее университетское об­разование и ставшие впоследствии знаменитыми профессора­ми. Они никогда не чурались философского осмысления пред­метно-медицинской реальности на собственно антропологиче­ских (или гуманитарных) основаниях.

Можно только сожалеть, что к настоящему времени в оте­чественной медицинской науке сложилась традиция либо чисто умозрительного (или «схоластического») теоретизирования, ли­бо глубоко утилитарной ориентации на сугубо эмпирические построения. А последнее обстоятельство предопределяет отсут­ствие сколько-нибудь «офилософствованной» системы усвое­ния сугубо медицинских и специальных гуманитарных дисцип­лин. Выход же из этого философско-методологического и нрав­ственно-этического тупика в современной медицинской науке и медицинском образовании невозможен без овладения новейши­ми естественнонаучными и философскими концепциями. Речь

идет о необходимости философской интерпретации содержания нового теоретического знания.

В системное содержание фило­софского знания включаются не только сведения о внешней объективной (предметной) реальности, но и определенные мо­менты динамичного человеческого духовного существования.

В конце прошлого века была предложена оригинальная концепция осмысления всеобщего информационного бытия Вселенной - теория головерсума как единого гигантского хра­нилища информации, согласно которой в основе современной картины мира лежит голографический принцип [31]. Дело в том, что голограмма обладает уникальным свойством - неверо­ятной способностью вмещать огромное количество информа­ции. Это удачное концептуальное средство, позволяющее вос­произвести принцип целостности, показать взаимосвязь и взаи­моотношения частей и целого, что очень важно для медицины. Согласно концепции универсальной космической голограммы, Вселенная представляет собой неделимую целостность, состав­ные элементы которой имеют смысл и значение только в един­стве и соотношении друг с другом. С точки зрения медицины, именно такой целостностью является организм человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гиппократ. - Μ., 1994. С. 111.

2. Павлов И.П. Избранные труды. - М., 1950. С. 260.

3. Ламарк. Философия зоологии. - М.; Л., 1935. С. 53.

4. Радугин А.А. Философия. - М., 1997. С. 191.

5. Вересаев В.В. Собрание сочинеений: В 4 т. Т.1. - М., 1985. С. 395-400.

6. С. Булгаков. Философия хозяйства. - М. С. 202.

7. Павлов И.П. Поли. собр. соч. Т. 12, кн. 1. - М. 1951. С. 246.

8. Гегель. Сочинения. Т. 1. -М., 1937. С. 30.

9. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусст­ва. В 2т. Т. 1.-М., 1994. С. 78.

10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. С. 176.

11. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. - М., 1992. С. 189.

12. Мудров М.Я. Избранные произведения. - М., 1949. С. 233.

13. Там же. С. 240.

14. Ленин В.И. Поли. собр. соч. Т. 16. С. 40.

15. Ницше Ф. Сочинения. - М., 1990. С. 369, 370.

16. Бехтерев В. Работа головного мозга в свете рефлексоло­гии.-М., 1926.

С. 74.

17. Исторический Вестник ММА им. Сеченова. Т. IX. С. 10.

18. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. - М., 1956. Т. 3. С. 76.

19. Философия. - М., 1996. С. 461.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. - М., 1956. С. 590.

21. Гершунский Б.С. Компьютер в сфере образования. - М., 1987. С. 14.

22. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн. 1. -М., 1994. С. 216.

23. Саркисов Д., Пальцев М., Хитров Н. Общая патология человека. — М., 1995. С. 6.

24. Самосознание европейской культуры XX века. - М., 1991. С. 245.

25. Совещание по философским проблемам современной медицины: Сборник материалов. - М., 1996, 1997, 1998, 1999.

26. Вопросы философии. - 1992. - № 11. С. 3-24.

27. Гиппократ. - М., 1994. С. 111.

28. Клиническая медицина. - 1999. - № 1. С. 19.

29. Гегель Г. Введение в философию. - М.» 1927. С. 96.

30. Саркисов Д.С. Рекомбинация как механизм многообра­зия в явлениях природы. - М., 1999. С. 269.

31. Кибернетика живого. Биология и информация. - М., 1984.

32. Казначеев В.П., Петленко В.П., Петленко С.В. Этюды интегральной медицины: основы теории и практики ме­дицины XXI века. - C.-∏6., 1997.

33. Лощилов В.И. Информационно-волновая медицина и биология. - М., 1998.

34. Судаков К.В. Информационный феномен жизнедеятель­ности. -М., 1999.

35. Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы ин­формационной биологии и медицины. - М., 2000.

«Где господствует дух науки, там творится великое».

Пирогов

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Формирование личности специалиста-медика.: