<<
>>

Проблемы формирования информационных компетенций будущего специалиста - Дизайнера в проектной деятельности

В условиях внедрения информационных технологий во все сферы человеческой деятельности изучение дисциплин информационного цикла открывает для будущего специалиста широкие возможности решения обширного спектра задач из различных предметных областей, привлекая информационно-коммуникационные технологии.

Информатика, как фундаментальная отрасль научного знания и технология, оказывает существенное влияние на цели и содержание обучения будущих специалистов дизайнеров.

Как естественный результат широкого использования информационных технологий, в разряд универсальных выдвигается информационная компетентность, которая становится инвариантом российских и зарубежных образовательных программ.[1]

Развитие методической системы обучения в условиях открытости образования предполагает ориентацию на формирование ключевых компетенций, среди которых информационная компетентность является приоритетной целью общего образования, а коммуникационная компетентность – одним из ее видов[17].

В настоящее время информационная компетентность рассматривается как грамотность нового рода, которая проявляется в сферах: информационно-аналитической деятельности; познавательной деятельности; коммуникативной деятельности; технологической деятельности; техникознания; социальной деятельности и преемственности поколений; информационных видов профессиональной деятельности. [14]

Компетентность в сфере информационных видов профессиональной деятельности отличает профессиональный уровень подготовки и заключается: в понимании закономерности и особенности протекания информационных процессов в профессиональной деятельности; в знании основных типов информационных систем, используемых в профессиональной деятельности и владении навыками работы сними; в наличии сформированной потребности в использовании информационно-коммуникацион-ных средств при решении профессиональных задач, которая базируется на осознанном владении соответствующими технологиями и навыками владения средствами информатизации. [14]

Определение основных компетенций выпускника Вуза и их соответствие целевым установкам позволяет строить качественную методическую систему, отвечающую высокому уровню технологичности. Именно такой точки зрения придерживается Е.А. Ракитина, утверждая что, при построении методической системы обучения предмету, осуществлять отбор содержания обучения, форм, методов и средств его реализации целесообразно предварительно сформулировав цели образовательной области (стандарт на входе), определив результаты, которые могут быть достигнуты всеми участниками педагогического процесса, сформулировав основные компетенции выпускника (стандарт на выходе), проверив соответствие целевым установкам современной системы образования и общества.[14]

В связи с этим стала актуальной проблема организации обучения студентов-дизайнеров в высшей профессиональной школе не только при изучении дисциплин специализации с применением информационных технологий («Компьютерное обеспечение дизайнерской деятельности», «Информационные технологии в дизайне» и др.), но и дисциплин, ранее не предполагавших использование технических и программных средств, таких как «Проектирование в дизайне». Следует отметить, что работа над дизайн-проектом является основным видом учебной и профессиональной деятельности будущего специалиста-дизайнера.

Вузами накоплен большой опыт развития у студентов дизайнеров проектировочных умений. Необходимо теоретическое осмысление этого опыта и исследование возможных путей повышения качества подготовки специалистов в области дизайна к проектной деятельности в условиях информатизации.

Анализ различных источников показал, что проблема информационной подготовки в системе образования рассматривалась и рассматривается до сих пор достаточно большим количеством исследователей в разных плоскостях.

Структуру и содержание информационной компетентности исследовали А.А. Кузнецов, С.А Бешенков. Проблемы информационной подготовки исследовали Е.А. Ракитина (проблемы обучения информатике в школе), Т.Б. Захарова (аспект профильного обучения информатике), О.Г. Смолянинова (аспект формирования информационной компетентности будущего учителя), С.А. Бешенков (аспект теории и методики формирования содержания обучения информатике) и др. Моделирование результата подготовки человека в системе образования исследовали А.П. Беляева, А.А. Добряков, Д.В. Чернилевский, Е.А. Ямбург (аспект построения модели специалиста), Б.С. Гершунский (аспект моделирования содержания образования), И.П. Смирнов, Д.В. Чернилевский, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков (аспект стандартизации ступеней системы образования России).

Однако проблема целостного, преемственного, профильно-ориентированного процесса формирования информационной компетентности в проектной деятельности специалиста дизайнера не была решена предыдущими исследователями, что и определило актуальность исследования, связанного с решением проблемы формирования информационных компетенций будущего специалиста дизайнера в проектной деятельности.

Таким образом, проблема научного обоснования содержания информационной компетентности в проектной деятельности у студентов специальности «Дизайн» и дидактических условий ее формирования остается открытой.

Возникает противоречие между необходимостью системного подхода к формированию информационной компетентности специалиста дизайнера в проектной деятельности и отсутствием соответствующих работ.

Целью данного исследования является определение основных методических принципов формирования информационных компетенций специалиста-дизайнера в проектной деятельности и построение на их основе модели, позволяющей формировать эти компетенции.

Выше сказанное определяет объект исследования − подготовку студентов дизайнеров к проектной деятельности с использованием информационно-компьютерных технологий.

Предметом исследования является процесс развития информационных компетенций в проектной деятельности у студентов специальности «Дизайн».

Подготовка студентов дизайнеров к проектной деятельности может осуществляться более эффективно, если определена структура и обосновано содержание информационных компетентций в проектной деятельности; сконструирована и реализована дидактическая модель, обеспечивающая развитие составляющих информационной компетентности в проектной деятельности у студентов дизайнеров; созданы педагогические условия для эффективного функционирования дидактической модели развития информационных компетенций в проектной деятельности у будущих специалистов-дизайнеров.

Из вышесказанного можно сформулировать основные задачи исследования: разработка структуры проектной деятельности дизайнера как основу организации учебно-профессиональной деятельности студентов; определение структуры и содержания информационных компетенций в проектной деятельности; разработка дидактической модели развития информационных компетенций в проектной деятельности у студентов специальности «Дизайн» на основе функционально-деятельностного подхода; определение педагогических условий, необходимых для формирования и развития информационных компетенций в проектной деятельности у студентов-дизайнеров; экспериментальная проверка эффективности дидактической модели формирования компетентности в проектной деятельности.

Для решения поставленных задач, в первую очередь, необходимо: уточнить соотношение понятий «информационная культура», «информационная компетентность», «компьютерная грамотность»; проанализировать динамику развития методов проектов в педагогической теории; выявить педагогические условия организации проектной деятельности студентов-дизайнеров с использованием информационно-комуникационных технологий и условий формирования информационной компетентности необходимой для дизайн-проектирования в будущей профессиональной деятельности.

В связи с информатизацией общества становится актуальной проблема формирования информационной культуры личности как специфической части культуры, непосредственно связанной с информационным аспектом в изучаемом предмете и характеризующейся наличием: знаний о существующих общедоступных источниках информации и умений ими пользоваться; знаний о различных способах и формах представления информации; умений организовывать хранение информации, выбирать адекватные формы ее представления; умений пользоваться реферативной информацией и проверять ее достоверность; умений оценивать и обрабатывать полученные данные с различных точек зрения; умений пользоваться техникой анализа статистической информации; умений решать задачи из конкретной предметной области, относящейся к профессиональной сфере специалиста с помощью информационных технологий; умений осваивать и использовать новые средства информационной технологии. [3]

Информационная компетентность является развитием компьютерной грамотности и основой формирования информационной культуры будущего специалиста-дизайнера.

На основе анализа имеющихся трактовок понятий «компьютерная грамотность», «информационная компетентность», «информационная культура» и соотнесения с предложенной Б.С. Гершунским иерархией и трактовками таких понятий, как «грамотность», «компетентность» и «культура», под информационной компетентностью подразумевается качество человека, позволяющее целенаправленно, осмысленно, ответственно и эффективно осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, в частности, с использованием средств информационных компьютерных технологий. [3]

Использование возможностей средств современных информационных технологий позволяет: инициировать процессы развития определенных типов мышления; интенсифицировать процессы развития памяти, внимания, наблюдательности; сформировать качества лидера, способного к руководящей и организационной деятельности. [8] А также позволяет организовать творческую работу будущего профессионала-дизайнера, максимально используя его творческий потенциал, экономя драгоценное время и предоставляя возможность использования вариативности при создании проектов.

Создание возможности интерактивного диалога между студентом и преподавателем предполагает необходимость его организации при условии обеспечения выбора вариантов содержания изучаемого исследуемого учебного материала, а также расширение режима учебной деятельности, осуществляемой с помощью компьютерных технологий. [9]

Интенсивно проникая во все уровни современной системы образования, метод проектов является весьма перспективным инструментом совершенствования системы подготовки специалистов в вузе, осуществляемой в связи с изменением ее целей и содержания, повышения качества, широким распространением педагогики сотрудничества, ориентированной на приобретение выпускниками такого качества, как эффективная конкурентоспособность.[12]

Работодатели отдают предпочтение тем молодым специалистам, которые не только обладают соответствующими профессиональными компетенциями, но и умеют быть «командными игроками в проектной деятельности», применяя новейшие технические и программные средств обработки и передачи информации.

Применение специализированного программного обеспечения в учебном процессе сокращает временные затраты на изучение всего курса, дает возможность расширить количество практических и лабораторных работ, подготовить более качественно будущих специалистов для последующего трудоустройства на современном производстве. Автоматизация проектирования позволяет ускорить разработку новых проектов и вариантов проектов, сократить число рутинных операций, повысить качество подачи материала, значительно облегчая процесс обучения и восприятие наглядного материала студентами.

Проектная деятельность студентов-дизайнеров осуществляется параллельно с изучением специализированных предметов и служит своеобразным итогом изучения курсов этих предметов, а также занимает много учебного времени, если ведется по «старинке» без применения информационных и компьютерных технологий, «вручную». Несомненно, студент должен суметь выполнить «вручную» определенные операции при создании проекта, но все-таки большую часть работы нужно уметь выполнить с применением программного обеспечения. Общая временная загруженность студентов по основным предметам не дает в полной мере сконцентрировать внимание на профильных предметах, отчего страдает в первую очередь профессиональная компетентность будущего специалиста. Применение различных методик на базе компьютерных технологий в полной мере решает главную цель, поставленную перед высшей школой: подготовку современного специалиста-дизайнера с высокой конкурентоспособностью на рынке труда.

Развитие методов проектов в педагогической теории.

К настоящему времени проведен целый ряд исследований, раскрывающих различные аспекты, связанные с использованием метода проектов в системе образования. Данной проблеме посвящены работы Н.А. Барыковой, С.И. Горлицкой, И.И. Джужука, Н.Ю. Пахомовой, Е.С. Полат, И.В. Роберт, Д.А. Слинкина, А.Ю. Уварова, Л.Б. Хегай и многих других. Проблема использования метода проектов в высшем профессиональном образовании рассматривается Е.Н. Балыкиной, Д.Н. Бузун, М.У. Гаппоевой, Н.А. Забелиной, И.А. Зимней, Р.К. Симбулетовой, М.С. Чвановой, В.В. Черных и другими авторами. В зарубежной педагогике применение метода проектов в учебном процессе рассматривают Дж. Джонс, А. Колмос, М. Кнолл, Л. Кэтз, Дж. Хелм, С. Чард. В монографической литературе и научных публикациях в периодической печати представлен ряд существенных научных результатов.

Ретроспективный анализ позволяет проследить возникновение и развитие метода проектов в пределах концепции личностной педагогики на разных этапах исторического развития общества.

Древнегреческий философ Платон (427 - 327 гг. до н. э.) называл процесс индивидуального мышления при проектировании обучения внутренним диалогом. [11]

Значимым вкладом в педагогическую теорию в трудах В. Ратке (1571 -1635 гг.) «Всеобщие наставления» является проектирование педагогической системы, единой для всех педагогических дисциплин, их суммирование и структурирование, позволяющее строить как содержание науки, так и содержание образования. [18]

Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.) создал одним из первых проект всеобщего образования и воспитания. Итоговым предназначением всех воспитывающих влияний, считал Я.А. Коменский, должно быть формирование всех людей, в соответствии с их назначением, на таком уровне, чтобы это приводило к «всестороннему и гармоничному развитию личности, благодаря усвоению универсального знания», т.е. благодаря образованию. [16]

В произведении французского просветителя Жан-Жака Руссо (1712-1778 гг.) «Эмиль или о воспитании» мы видим «проект», связавший деятельность воспитанника с его потребностями и естественными жизненными ситуациями. [15]

Указание на необходимость включения ученика в планирование своего обучения мы видим в трудах А. Дистервега, где особо подчеркивается роль учителя по выправлению этого процесса. [16]

В основе педагогического учения Дьюи, оказавшего заметное влияние на американскую педагогику, лежит проект «обучения посредством деланья», формирование у воспитанника соответствующих практических навыков проектирования и решения жизненных проблем. С Дьюи, можно сказать, берет свое начало научное изучение метода проектов. Основные его положения сводятся к следующему: так как в жизни существует различный труд, обучаемые должны познакомиться с разнообразными его формами - следует организовать занятия вокруг какого-либо одного задания, например, постройки домика. В этих условиях дети первоначально заняты вычерчиванием плана по масштабу, на уроке арифметики рассчитывают стоимость материала для домика, на уроке языка изучают правописание слов, связанных с домиком, на уроках рисования и лепки готовят украшения для домика.[7]

Выдвинутые Д. Дьюи и У. X. Килпатриком идеи впервые полноценно реализованы в методе проектов. Традиционные учебные предметы заменены проектами в виде оригинального тематического центра, при помощи которого можно соединять работу и учебу. Проекты, связанные с интересами учеников, были направлены на развитие их познавательной активности через практическую деятельность. Таким образом, проектная методика Д. Дьюи помимо того, что является личностно-ориентированной, впервые осуществляет переход от проектной деятельности учителя к реализации этого метода в творческой практической деятельности учащихся.[7]

Это позволяет считать, что метод проектов, как обособленный метод в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению, возник во второй половине ХIХ века в США. [10]

С этого периода метод проектов получает дальнейшее совершенствование и развитие, например, по утверждению В.А. Лай (1862-1926 гг.) и Г. Кершенштейнер (1854-1932 гг.), в основе воспитания и обучения должны лежать только действия: главное место в триаде - воспитание, переработка, выражение, ученые отводили третьему компоненту - выражению, которое и является собственно реакцией, действием, ориентированным на приспособление ребенка к окружающим условиям действительности. Каждая реакция имеет целью более выгодное приспособление к внешним обстоятельствам. Внутри осмысленной реакции ребенка стоит проектирование цели, прообраза результатов деятельности. Внешнее выражение выступает как сознательное, преднамеренное приспособление к существующим обстоятельствам. [6]

В начале XX века наметилась общая тенденция поиска наилучшей организации практического педагогического процесса, что подтолкнуло исследователей к использованию активных форм обучения, например, трудового метода, исследовательского метода, метода проектов. С началом использования новых методов обучения стал происходить пересмотр процессуальной стороны организации образовательного процесса.

В 20-х годах XX века М.М. Пистарком, Б.Н. Игнатьевым, Н.М. Шульманом и другими исследователями был представлен прообраз проектной методики в отечественной школьной системе.

Проектная методика уже в то время имела исследовательскую направленность и давала возможность обучаемым перейти к серьезным проектным разработкам, связанным с их деятельностью на производстве.[19]

В 1905 году под руководством русского педагога С.Т. Шацкого была организована небольшая группа сотрудников, которые функционально использовали проектные методы в педагогической деятельности.

Сторонники метода проектов: В.Н. Шульгин, М.В. Крупенина, Б.В. Игнатьев и другие, - провозгласили его единственным средством «преобразования школы учебы в школу жизни», где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся.[5]

Универсализация метода проектов привела к негативным результатам: снижению уровня общеобразовательной подготовки учащихся, и в 1931 году метод проектов был исключен из школьной практики и до 1990-х годов этот метод в нашей стране почти не внедрялся в учебный процесс. На сегодняшнем этапе развития практической педагогики происходит возрождение метода проектов.

Вместе с тем в зарубежной практике метод проектов функционально и успешно развивался. Так, в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах концепция гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели немалую популярность по причине рационального согласования теоретических знаний и их практического применения с целью решения важных проблем окружающей действительности.[5]

В современной отечественной педагогике метод творческих проектов находит всё большее распространение (Е.С. Полат, С.И. Горлицкая, Н.Ю. Пахомова, М.У. Гаппоева, Н.В. Молоткова, Д.А. Слинкин, Л.Б. Хегай). Интерес к методу творческих проектов определен потребностями развивающего обучения, поиском средств и методов формирования личности в новых социальных условиях.

Основные составляющие понятия творческой проектной деятельности: термин «проект» в переводе с латинского означает разработать, планировать; «метод» - имеет древнегреческие корни и означает путь, путь исследования. Педагогической наукой понятие «проект» используется с середины XVIII века, когда в Академиях Искусств Италии и Франции шла речь о проектах в форме заданий, которые получали студенты архитектурного факультета на последних этапах обучения. [2]

Е.С. Полат считает, что метод проектов – это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения определённой проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечногето продукта.[12]

Такое определение метода проектов более приемлемо для учащихся средних школ, однако в вузе следует делать больший акцент на творческую, креативную составляющую.

В книге «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров дают несколько модифицированное определение метода проектов. Под методом проектов понимается способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным результатом, оформленным тем или иным образом. В отличие от первого определения, в последнем используется понятие дидактической цели. В связи с тем, что, с одной стороны, дидактические методы требуют междисциплинарного подхода, а с другой предполагают разностороннее развитие сил и способностей человека (Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци), то в последнем определении отмечается и творческая составляющая использования метода проектов. [13]

В Российской педагогической энциклопедии метод проектов рассматривается с точки зрения педагогической философии как «система взглядов, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов». [16] В данной трактовке методическая составляющая уступает место психологической, философской.

С точки зрения педагогической психологии определение метода проектов даёт Н.А. Барыкова - это личностно-ориентированный метод обучения, основанный на самостоятельной деятельности обучающихся по разработке проблемы и оформления практического результата. Здесь учитываются индивидуальные особенности обучаемого, производится дифференциация образования в соответствии с его потребностями и возможностями. [1]

Итогом проектной профессиональной деятельности дизайнеров является создание общественно ценного продукта, который может иметь вид какого-либо технического проекта или информационного ресурса, представленного в виде макета будущего изделия, объекта проектирования, web-сайта. Поэтому важно, чтобы в процессе обучения дизайнеров в высшей школе проектный метод обучения с использованием компьютерных технологий постепенно бы эволюционировал и развивался в соответствии с требованиями современных условий профессиональной деятельности, а исследования и разработки в этой области углубляли и уточняли его теоретическую и практическую базу.

В настоящее время выработаны требования, которым должен отвечать хороший современный проект: он должен иметь практическую ценность; предполагать проведение студентами самостоятельных исследований; быть непредсказуемым, как в процессе работы над ним, так и при ее завершении; быть гибким в направлении работы и скорости ее выполнения; предполагать возможность решения актуальных проблем; давать студенту возможность учиться в соответствии с его способностями; содействовать проявлению наклонностей студента в процессе выполнения задач более широкого охвата; способствовать налаживанию взаимодействия между студентами.

Педагогические условия проектирования с ИКТ, а также условия формирования информационной компетентности в проектной деятельности студентов-дизайнеров.

Роль информационных и компьютерных технологий в формировании профессиональной компетентности будущего специалиста-дизайнера требуют особого подхода при изучении дисциплин информационного цикла студентами творческих специальностей. Особенность мировосприятия дизайнера создает определенные трудности при освоении таких «технических» дисциплин, как «Информационные технологии» и «Компьютерное обеспечение дизайнерской деятельности». Задача педагога состоит в том, чтобы методически грамотно построить учебный процесс в соответствии с творческим мышлением студента и, таким образом, сделать усвоение материала наиболее эффективным и доступным.

Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социо-технических проблем, привело к развитию новых форм проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности. [4]

Проектирование является основным видом учебной деятельности студентов специальности «Дизайн» и позволяет добиваться высоких результатов в активизации познавательных процессов при подготовке будущего специалиста. В основе метода проектов лежит развитие познавательных и творческих навыков будущего специалиста - дизайнера, умений самостоятельно применять полученные теоретические знания на практике. Метод проектов включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и творческих методов.

Развитие проектного мышления – одна из главных задач при подготовке специалиста – дизайнера. А для этого необходимо формирование проектной культуры у студентов. Задачи «Компьютерного обеспечения» как дисциплины в формировании проектной культуры это, прежде всего, развитие проектного мышления, стимулирование инициативы и роста творческих возможностей, умение интегрировать свои знания по другим предметам при создании проекта, развитие критического мышления, умение координировать свои действия с действиями других участников проекта, готовность решать задачи, связанные с реальной жизненной ситуацией.

Педагогические условия использования метода проектов с применением компьютерных технологий у студентов-дизайнеров: постановка значимой в творческом плане учебной задачи; практическая значимость результатов; самостоятельность деятельности студентов; учет специфики проектной деятельности дизайнера (акцент на творческую деятельность); использование экспертных методов при оценке проектной деятельности; обеспечение информационно-технической базы (наличие современного компьютерного оборудования, актуального лицензионного программного обеспечения).

Типология проектов, используемых в обучении дизайнеров (конкретизация типологии, предложенных Е.С.Полат) [13]:

- доминирующая деятельность в проекте – исследовательская, поисковая, творческая и практико-ориентированная;

- предметно-содержательная область – межпредметный проект;

- характер координации проекта – непосредственный ( гибкий);

- характер контактов – среди группы студентов одной специализации;

Классификация проектов (конкретизация классификации, предложенных Ю.В.Киримовой) [9]:

- по профессиональной направленности (дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн);

- по взаимозависимости с другими проектами (обособленные, сквозные, аналогичные и т.д.);

- по уровню самостоятельности выполнения – выполняемый совместно с другими студентами, совместно с преподавателем; выполняемый совместно с другими студентами без участия преподавателя; выполняемый самостоятельно;

- по времени – частично в учебное время и во внеучебное время;

- по конечному результату – виртуальные и материальные;

- по форме и методам организации обучения – лабораторные и практические работы.

Применение информационно-компьютерных технологий на этапах проектной деятельности:

Поисковый этап: поиск и анализ поставленной задачи. Выбор темы (возможно самостоятельно). Необходим анализ похожих тем с использованием интернет. Планирование проектной работы по этапам.

Стратегический этап: поиск оптимального решения задачи проекта. Определение источников информации. Определение способов сбора и анализа информации. (Интернет. Электронные библиотеки. Работы известных дизайнеров.)

Реализация проекта: выполнение проекта непосредственно на ПК с привлечением различного программного обеспечения и оборудования (сканера, графического планшета, цветного принтера). Представление проекта в электронном виде для решения промежуточных задач и оценки промежуточных результатов (распечатка проекта в малом формате на принтере). Анализ результатов, коррекция.

Итоговый этап: представление готового проекта на планшете в большом формате. Коллективное обсуждение и анализ проекта. Изучение возможности использования результатов проекта (участие в выставках и конкурсах).

Рейтинговый подход при оценке проектной деятельности студента-дизайнера позволяет задать параметры как внешней оценки проекта, так и само- и взаимооценку студентами своей деятельности. Рейтинговая оценка складывается из суммы среднеарифметической величины коллективной оценки, самооценки и оценки преподавателя.

Критерии оценки проекта (конкретизация оценки проекта, предложенной Е.С. Полат) [13]: актуальность и значимость, практическая направленность работы; корректность используемых методов исследования, самостоятельность обработки получаемых результатов; уровень творчества, оригинальность подходов и предлагаемых решений при выполнении проекта; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями (если проект групповой); привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (композиция, стилевое и цветовое решение); умение аргументировано отвечать на вопросы при защите проекта.

Положительные и отрицательные стороны метода проектов с применением ИКТ.

Положительные стороны: направленность на индивидуализацию обучения; активизацию обучения; стимуляция инициативы и роста творческих возможностей; возможность создавать студентами творческие группы с распределением обязанностей между членами группы самостоятельно; интеграция полученных знаний по другим предметам; сокращение временных затрат на создание проекта с применением ИКТ, чем при выполнении проекта «вручную»; возможность создания нескольких вариантов на этапе поиска оптимального решения поставленной задачи.

Отрицательные стороны: недостаточность формирования теоретического мышления; сведение роли преподавателя к консультационной; быстрая утомляемость при работе на ПК; различное восприятие результатов работы на экране монитора и при печати (возможно изменение цветов и шрифта), отсюда возникает промежуточный этап проверки результата работы с последующей его корректировкой, что увеличивает временные затраты на проект.

Таким образом, в результате исследования можно сделать следующие выводы: информационная компетентность человека является многофакторным качеством, которое проявляется в процессе осуществления информационной деятельности при одновременном взаимодействии знаний, готовности и умения их применять; мировоззренческой и нравственной позиций; широты кругозора; развитого мышления; коммуникативных и поведенческих навыков.

Современный метод проектов в высшей школе XXI века с применением специализированного программного обеспечения становится перспективным инструментом в подготовке грамотного и востребованного на рынке труда специалиста, выступающего в роли не только исполнителя, но и руководителя, готового к самостоятельной постановке определенной задачи и организации творческой группы по ее решению.

В современных условиях развития высшего образования становится актуальными разработка и применение целесообразных педагогических технологий с использованием ИКТ в обучении творческих специальностей, таких как дизайн. Что позволяет активизировать самостоятельную познавательную деятельность студентов и обеспечивает подготовку высокопрофессиональных специалистов в этой области.

Понятие «компетентность специалиста-дизайнера» в современных условиях развития высшей школы определяется тем, что его дельность связана с созданием художественных проектов, которая определяет содержание и структуру информационной компетентности специалиста-дизайнера, представляющей комплекс мотивационных, общеобразовательных, профессиональных и общекультурных компонентов, определяющихся тем, что для осуществления проектной деятельности наряду с творческим началом немаловажным является владение компьютерными технологиями и программным обеспечением. Модель формирования информационной компетентности специалиста-дизайнера в системе преподавания в высшей школе должна реализовываться в создании организационных условий; основываться на системе методических принципов, соответствующих как содержанию и структуре понятия «информационная компетентность» так и современным тенденциям развития общества и системы образования; иметь соответствующие учебно-методическое обеспечение и систему контроля и оценки.

Литература

1. Барыкова, Н.А. «Метод проектов» и его возможности /Н.А. Барыкова // Материалы XII конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» [ Электронный ресурс] . – Режим доступа: http://www.ito.su/2002/I/2/I-2-532.html.

2. Гаппоева, М. У. Применение метода проектов в обучении современным информационным технологиям студентов факультета технологии и предпринимательства педагогических вузов : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. /М.У. Гаппоева. - Санкт-Петербург, 2002. - 217 с.

3. Гершунский Е.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы /Е.С. Гершунский. - М., 1987.

4. Горлицкая С.А. // Компьютерные инструменты в образовании. - 2001. -№5.

5. Горлицкая, С. И. Метод проектов в развивающем обучении информатике: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. / Горлицкая С.И. – Спб., 1995. - 211 с.

6. Донсон, О. Проблемы построения и адаптации к различным культурным условиям тестовой методики, направленной на изучение креативности / О. Донсон, Т. Галкина // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. – М., 1998.

7. Дьюи, Дж. Школа и общество / Дж. Дьюи // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2008. – 268 с. : табл.

9. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е. С. Полат. - М. : Academia, 2000. – 270с.

10. Пахомова, Н.Ю. Метод проектов в преподавании информатики / Н.Ю. Пахомова // Информатика и образование. -1996. - № 1. - С. 46-50.

11. Платон. Сочинения / Платон /Общ. ред. А. Ф. Лосева и др. - М.: Мысль, 1999. – 654 с.

12. Полат, Е.С. Метод проектов [Электронный ресурс] . - Режим доступа: www.bgpu.ru/intel/representation/gol3_04_02_05.ppt.

13. Полат, Е.С. Типология телекоммуникационных проектов / Е.С. Полат // Наука и школа. – 1997. - № 4.

14. Ракитина Е.А. Построение методической системы обучения информатике на деятельностной основе. Дисс...д.п.н. М., 2002

15. Ронзин, В.М. Философия и методология: Традиция и современность / В.М. Ронзин // Вопросы философии. – 1996. - №11. - С. 57.

16. Российская педагогическая энциклопедия : в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. — М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999. – 669с.

17. Семёнов, А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании / А.Л.Семёнов. - М.: Изд-во МИПКРО, 2000. - 12 с.

18. Теплов, В.М. Проблемы индивидуальных различий / В.М. Теплов. – М., 1961. - 536 с.

19. Школа-коммуна наркомпроса / Под ред. М.М. Пистарка. – М., 1990. – 286 с.

<< | >>
Источник: Г.В. Козлова. Непроизводственная сфера в современном социокультурном и экономическом пространстве: колл. моногр. /колл. авт. /под ред. Г.В. Козловой. Тамбов:,2010. - 520с.. 2010

Еще по теме Проблемы формирования информационных компетенций будущего специалиста - Дизайнера в проектной деятельности:

  1. 2.2. Теория и практика формирования конфликтологической культуры специалиста в процессе профессиональной подготовки
  2. 2.3, Участие учителя информатики в событиях, связанных с информатизацией образования
  3. 2.1. Теоретические и методологические аспекты формирования имиджа образовательного учреждения
  4. 2.2. Моделирование и конструирование имиджа образовательного учреждения
  5. 3.1. Разработка и реализация организационной структуры имидж-системы и мониторинга имиджа вуза
  6. СМЕНА ПАРАДИГМ УЧЕНИЯ
  7. 2.2.1. ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП:ПРИНЦИП НАСЛЕДОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ
  8. 4.3. КОНТРОЛЬ, ОЦЕНКА, РЕФЛЕКСИЯ
  9. § 3. Становление и развитие отечественного законодательства о собственности
  10. Самоорганизация и эффективность