<<
>>

Религиозная философия и медицина.

Религиозная философия и медицина, безусловно, по-сво­ему решают проблему избавления человека от недугов. Однако совершенно очевидно, что они имеют очень много точек сопри­косновения.

Известно, что вся Библия пронизана идеей враче­вания: начиная с постулатов о сохранении духовного и физиче­ского здоровья и заканчивая конкретными рекомендациями по лечению некоторых болезней. В Библии слово «врач» впервые упоминается в Книге Бытия: «И повелел Иосиф слугам своим врачам бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Из­раиля». Подробно о врачах и врачевании говорится в Книге Ии-

суса, сына Сирахова (38, 1-18): «Почитай врача честию по на­добности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего врачева­ние... Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете... Господь создал из земли врачевства, и бла­горазумный человек не будет пренебрегать ими... Для того Он и дал людям знание... ими он врачует человека и уничтожает болезнь его... Приготавливающий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает бла­го на лице земли».

В Евангелии от Луки приводится несколько сообщений о чудесных исцелениях, совершенных Иисусом Христом, в том числе об излечении прокаженных. Там же провозглашена зна­менитая фраза: «Врач, исцели самого себя». Сам евангелист Лука был апостолом, который не только страстно проповедовал христианское учение, но и был хорошим врачом. В послании к Колоссянам (4,14) апостол Павел именует его врачом возлюб­ленным. Лука донес до людей слово Божие о правильном обра­зе жизни. Он говорит, что слово Иисуса было со властью. И большая часть этой власти заключалась для людей в божествен­ной силе Его врачевания. «...Все имеющие больных различны­ми болезнями, приводили их к Нему, и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их». И повсюду «...распространилась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих» (5, 15).

Уче­ние Христа несет в себе целый ряд понятий о разумном (здра­вом) смысле деятельности, здоровом образе жизни, а также принципов социального общения, построения нравственных связей и отношений. Все эти проблемы имеют особое значение для врача. Во врачебной деятельности всегда вставали задачи нравственного регулирования отношений. Но что же такое нравственность и какое отношение она имеет к медицине? Воз­можна ли она без веры в Бога? Эти вопросы далеко не новые. Их задавали себе еще врачеватели языческой Греции.

Христианство рассматривает человеческую жизнь как мо­ральное испытание. Назначение и смысл нравственности и мо­рали в христианстве - это достижение всеобщего человеческо­го совершенства и гармонии. Кстати, такая постановка вопроса не противоречит светским целям воспитания и задачам общест­венного образования. Но, согласно христианству, в жизни каж­дого человека должно быть нечто особо возвышенное. Речь

идет о сфере духовности, постигая которую, индивид постепен­но подходит к истинной цели человеческого бытия. С точки зрения христианского учения, этому способствует стремление людей к единству с Богом и обретению Царства Божьего. Что­бы достичь этой цели, необходимо реализовать три состояния души: чувство справедливости, любовь и ощущение познанной истины. Но этому препятствуют невежество, ненависть, неспра­ведливость. Апостол Павел предупреждал, что никого нельзя силой подвинуть к истине, добру и отвратить от зла.

Данная проблема волновала практически всех теологов и философов, но особенно немецкого философа и ученого И. Канта, создавшего целостную гуманистическую концепцию нравственного человеческого общения. Приведем дословно его категорическое нравственное требование к каждому человеку: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла иметь также и силу принципа законодательства» [20]. Философ предлагает людям строго, но по-доброму относиться к ближним. Но что значит ближний? Этот вопрос всегда являлся чрезвычайно трудным и для философов, и для теологов.

Однажды один странник спросил Христа: «А кто мой ближний?» И тогда «...сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сня­ли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва жи­вым. По случаю один священник шел тою дорогой и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самаритянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, подсадив его на своего ос­ла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостини­цы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что бо­лее, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, дума­ешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты по­ступай так же» (Лука, 10, 30-37).

Иисус Христос этим примером показал, что важно быть прежде всего милосердным человеком. Он внушает мысль, что Богу близок тот, кто делает добро своему ближнему, отбросив предрассудки национального (некто самаритянин), религиозно­го (священник и левит), сословного или какого-либо иного

свойства. По сути дела, Христос говорит людям об универсаль­ности своего нравственного учения, исходящего фактически из естественных потребностей человеческой души. Он убедитель­но доказывает, что на этом свете существует только один спра­ведливый закон, общий для всех, - человечность.

Есть еще одна труднейшая и острейшая проблема, объеди­няющая интеллектуальные и моральные интересы философии и религии, - проблема жизни и смерти. В 20-е годы прошлого столетия французский ученый Э. Леруа (1870-1954) ввел в обо­рот новое понятие - ноосфера (греч. nous - разум и sphaira - сфера). Впоследствии это понятие было философски углублено Тейяр де Шарденом и В.И. Вернадским, исходившими из того, что человечество, вооруженное научной мыслью, превратится со временем в ведущую космическую силу, которая и будет оп­ределять эволюцию нашей планеты.

Для развития ноосферы одной философской мысли мало, ее необходимо дополнять наукой, моралью, религией, короче - всем, что выражает стремление человека к ответственной дея­тельности на Земле и вне ее. Все это выводит философию рели­гии на принципиально новую антропоцентрическую проблему осмысления бытия - проблему глобального значения разума. В условиях развитой ноосферы (качественно нового состояния разума) человечество становится мощной творческой силой.

Еще в 1924 году А.Л. Чижевский, обращаясь к специали­стам, писал: «Мы должны помнить, что влияние космических факторов отражается более или менее равномерно на всех двух миллиардах человеческих индивидов, ныне населяющих Зем­лю, и было бы преступно игнорировать изучение их влияния, как бы тонко и неуловимо с первого взгляда оно ни было. В 1927-1929 годах следует предположить наступление максиму­ма солнцедеятельности... По всему вероятию, в эти годы про­изойдут вследствие наличия факторов социально-политическо­го порядка крупные исторические события, которые снова ви­доизменят географическую карту». И действительно, 1929 год стал годом великой депрессии в мире, а в СССР - годом вели­кого перелома.

Вряд ли имеет смысл сегодня предсказывать, когда же че­ловечество освободится от религиозности. Но нельзя отрицать того факта, что, начиная с эпохи Возрождения, религия все больше и больше теряет свое влияние в обществе. Ее существо­

вание оправданно и необходимо, пока есть верующие. Однако со временем заключенное в ней духовное содержание примет светскую форму, и тогда оно получит дальнейшее развитие, со­единяя в себе интеллектуальное и эмоциональное, логическое и художественное, сознание и интуицию, разум и волю.

ЛИТЕРАТУРА

1. Франк С.Л. Сочинения. - М., 1990. С. 83.

2. Копнин П. Философия в век науки и техники И Литера­турная газета. -1968. - № 5.

3. Раушенбах Б.В. На пути к целостному рационально об­разному мировосприятию И О человеческом в человеке. -М., 1991. С. 31.

4. Шаповалов В.Ф. Основы философии.

От классики к со­временности: Учебное пособие для вузов. - М., 1998. С. 27.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1991. С. 73.

6. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни // Антология. - М., 1994. С. 90.

7. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. - С.-Пб., 1993. С. 5.

8. Маркс К., Энгельс. Ф. Сочинеения. Т. 20. С. 328.

9. Гегель Г. Философия религии. - М., 1976. С. 5.

10. Гегель Г. Работы разных лет: В 2 т. Т. 2. - М., 1973. С. 54.

11. Тамже. С. 55.

12. Франк С.Л. Реальность и человек. - Париж. 1956. С. 13 5, 137.

13. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 4. Ч. 2. - М., 1965. С. 380.

14. Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 т. Т. 2. - М., 1993. С. 37.

15. Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. Т. 17. С. 205.

16. Гегель Г. Философия религии. - М., 1976. С. 5.

17. Тамже.

18. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. -М., 1998. С. 53.

19. Ньютон И. Оптика, или трактат об отражениях, прелом­лениях, изгибаниях в цветах света. - М.; Л., 1927. С. 315, 371.

20. Кант И. Сочинения: В 6 т. Т. 3. С. 347.

Первым источником нашего познания является

опыт. Для опыта требуется Осеао-наОсего* чтобы мы что-то восприняли сами.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

«Единственное дело, на кото­рое стоит положить жизнь, это любовное общение с людь­ми».

«Любить значит жить жиз­нью того, кого любишь».

Л.Толстой

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Религиозная философия и медицина.: