<<
>>

Философия о природе религиозного сознания.

О природе религиозного сознания философия судит с по­зиций духовных интересов и материальных потребностей чело­века. Ведь религия тоже стремится познать и осмыслить как бытие мира вообще, так и бытие людей на Земле.

В основе ре­лигиозного познания мира и человека лежит некое данное свы­ше божественное откровение. Человек, сотворенный «по образу и подобию Божьему» и рожденный в принципе свободным, все же от кого-то или от чего-то зависит. Человеческому индивиду порой кажется, что окружающий его мир вполне разумен (Ге­гель), однако гораздо чаще он сталкивается с его абсурдностью. Он смотрит на внешний мир как на что-то для него чуждое и

бессмысленное, стремясь переделать его и себя в нем, руково­дствуясь религиозными идеалами справедливости.

Согласно философским воззрениям, современную рели­гию можно представить алгоритмом выживания человеческого сообщества на Земле. Ведь каждый человек, независимо от сво­его происхождения, образования, воспитания или природного темперамента, хочет получить предельно ясные ответы на ос­новные вопросы. Для чего он живет на этом свете? Есть ли во­обще какой-то смысл в жизни? Кто направляет человеческие помыслы, желания и деяния? Вопросов очень много, и все они непростые. Посему не случайно люди многие тысячелетия об­ращают свой мысленный взор к силе реальной, но внешней, трансцендентной, которую и стали называть Богом. Но если Бог есть, то какую роль он играет в судьбе каждого человека и всего человечества? Собственно, на разрешение всех этих про­блем и направлено религиозное познание.

Ответы на перечисленные непростые вопросы ищут наука и искусство, философия и медицина. Религия, принципиально отличающаяся от всех перечисленных выше форм сознания, имеет с ними очень много точек соприкосновения. Если фило­софия дает человеку жизненные ориентиры для достижения счастья на этом свете посредством разума, то религия заботится о Вечности, которая «осознается душой».

Если в центре внима­ния философии находится человеческий рассудок, то приорите­тами религии являются вера и фантазия. Но при этом они схо­жи в том, что смотрят вдаль, за горизонт очевидного и ощути­мого. И если философия делает это с помощью разума, осмыс­ливая все знания и жизненный опыт человека, то религия - с помощью божественного откровения. Главный смысл филосо­фии состоит в том, чтобы научить человека понимать мир и осознавать свое место в нем, ценить и приумножать свои воз­можности в сфере преобразования природы. Основная же цель религии - умиротворение человека, ограждение его от внешних разрушительных сил. С точки зрения религиозной морали, че­ловеческий индивил не должен увлекаться земными треволне­ниями и благами, он призван постоянно заботиться о том, как соединиться с божеством.

Сущность религиозного мировоззрения заключается в том, что его основой является вера в сверхъестественный абсолют, который в зависимости от принадлежности к той или иной кон­

кретной религии имеет определенный набор характерных дог­матических особенностей. Речь идет не об абстрактном сверхъ­естественном абсолюте, а о реальном Боге, в которого верят люди. Кстати, вопрос о вере в Бога - самый важный и трудный из всех нравственных вопросов, стоящих перед человеком, по­скольку все, что он думает о Боге, так или иначе оказывает воз­действие на его личную жизнь. На сегодняшний день ни один космогонический миф, ни одна национальная или мировая ре­лигия, ни одна научная система знаний не в состоянии дать чет­кого, ясного, а главное - единственно верного объяснения по­нятия Бога как высшей космической сущности, управляющей Вселенной, физическим и духовным миром человеческого бы­тия. Правда, суждений на этот счет всегда было очень много. Согласно христианскому учению, Бог воплощается и проявляет себя в природе и человеке, а человек приобщается к полноте божественной жизни. Христианское учение проповедует веру во Христа - совершенного Бога и в то же время - совершенного человека.

В Библии нарисована следующая картина возникновения новой религии.

Во время царствования Ирода в городе Вифлее­ме у девы Марии родился сын Иисус. Это было чудо, посколь­ку он родился не от земного отца, а от духа святого, став бого­человеком, помазанником Божьим, то есть Мессией. Когда Ии­сус Христос возмужал, он собрал вокруг себя двенадцать уче­ников (апостолов) и начал проповедническую миссию, распро­страняя идеи и идеалы новой религии, принесенной с небес. Новозаветное требование к верующим гласило: «Нет ни эллина, ни иудея». Это было принципиально новое духовное явление, в котором проповедовалось всеобщее равенство перед Богом. Именно оно во многом способствовало развитию христианства и превращению его в мировую религию, не знающую границ.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса ценностей поздней античной фи­лософии. Оно привлекло внимание многих людей, разочаровав­шихся в римском общественном устройстве. Христианское уче­ние предлагало своим приверженцам путь к внутреннему спасе­нию через уход от греховного мира, испорченного тщеславием сильных мира сего, враждой, высокомерием и плотскими удо­вольствиями, и к обретению душевного покоя. А для этого не­обходимо сознательное смирение. В рамках христианства впер­

вые рождается мысль об особом достоинстве человеческой лич­ности. Бог понимается как верховная смысловая суть, как ду­ховная субстанция, растворенная в окружающем мире. Поэтому Бог предстает наивысшим, трансцендентным субъектом фило­софской и религиозной мысли как основной имманентный объ­ект религиозного культа.

В истории развития духовной культуры, занимающейся осмыслением учений о Боге, существовало немало различных учений типа теизма, пантеизма, монотеизма и атеизма. Бог, ко­торый воспринимался античностью как человекоподобное су­щество, для языческих религий был безличным всем, а для буд­дизма - ничем. В христианстве же Бог - личностный феномен, который определяется как любовь, дающая человеку познание, свободу, особую духовную силу и спасение.

В процессе эволюции мировых религий Бог постепенно наделялся личностными чертами и качествами.

В христианстве Бог, конечно, един по существу, но троичен в своем личност­ном бытии (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой). При этом он мыслится как трансцендентная по отношению к миру сущ­ность, однако лишен какой-либо материальности, обладая осо­бым качеством самобытности, то есть не имея какой-либо при­чины своего бытия. Особенно характерно для различных фило­софских систем и религиозных конфессий XX века определе­ние Бога как первичной данности космического разума, из ко­торой вытекает задача человека стать богоподобным сущест­вом, соратником и соучастником Бога. Но как возможно такое близкое соприкосновение смертного с бесконечным? Ответом на этот вопрос является христианское учение о Богочеловеке, который, не переставая быть Богом, обрел человеческое брен­ное тело, то есть добровольно стал подчиняться всем законам материального мира: жил как человек и умер в муках. При этом люди получили возможность видеть и слышать Бога, постигать смысл собственной жизни: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно мои ученики, - говорил Иисус, - и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Иоанн, 8, 31-32). Христиан­ство принципиально изменило античные, языческие представ­ления о Боге.

Идеи о причастности человека к божеству (высказывав­шиеся еще Платоном) в христианстве обрели реальную силу и подняли самосознание человека на небывалую высоту, открыв

ему светлые перспективы будущего заповедью: будьте совер­шенны, как совершенен Отец ваш. И тем не менее сумма накоп­ленных знаний, включающая как религиозную, так и научную картину мира, как древнюю мудрость, так и современное фило­софское мировоззрение, не способна предложить вполне четко­го понимания этой высшей сущности бытия и объяснить взаи­мосвязь человека с ней. Всеобъемлющей философской концеп­цией, дающей более или менее убедительное объяснения дан­ного феномена, является материалистическая диалектика, ут­верждающая всеобщую материальность мира и взаимосвязан­ное единство всего сущего в природе. Общепризнанным в мате­риалистической философии является определение религии, данное еще Энгельсом: «Всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором земные силы принимают форму не­земных» [8].

Главную причину раздвоенности мнений и суждений фи­лософов, связанных с религией, можно увидеть в их противоре­чивых оценках зарождения и развития самой религии. С одной стороны, она ориентирована на глубинные проблемы человече­ского бытия, а с другой - разрешает последние на уровне мис­тико-фантастического воображения. А. Шопенгауэр поэтому решительно отказал религиозным деятелям в праве на фило­софствование: или мыслить, или верить, - категорично заявлял он. Религиозная философия, по его выражению, - это кентавр. Да и сами теологи утверждали, что если истина дана в открове­нии, то ее философские поиски не имеют никакого смысла. Г. Гегель понимал отношения между религией и философией иначе. Он указывал на следующий момент: все, что религия со­держит в своих представлениях, философия оформляет в поня­тия. Поэтому, предлагая обязательные для верующих догматы, богословская мысль как бы продолжает функционировать, пре­доставляя достаточно широкое пространство и для их философ­ской интерпретации. Она также допускает различные исключе­ния по целому ряду промежуточных вопросов. В результате ре­лигия как бы с новой стороны раскрылась перед умственным взором исследователя; появилась возможность философского осмысления ее как единого глобального процесса. Все это по­лучило выражение в философии религии.

4.4.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Философия о природе религиозного сознания.: