<<
>>

Природа религиозной морали и этики.

Природа религиозной морали и этики предстает в фило­софском осмыслении как бытие внутренней логики достаточно жестких божественных требований ко всем людям, или нравст­венного закона (Кант).

Эти требования являются внешними, то есть исходящими только от самого Бога. В центре же религиоз­ной морали и этики находится добро. Безусловно, понятие доб­ра было присуще морально-этическим суждениям во все време­на, однако в религиозной морали оно получило некую мистиче­скую окраску. Бог выступает источником необоримой, безус­ловной силы, превышающей все исторические силы в развитии человечества, обеспечивающей непреходящее значение нравст­венного прогресса. То, что дано людям Богом (или природой), естественно и само по себе добродетелью не является. Напри­мер, здоровье - это, вне всякого сомнения, великое благо для человека, но всякий жертвующий своим здоровьем ради спасе­ния других совершает добро. Делать добро - значит следовать Божьему закону.

Строгие законы этики религии (в том числе и христиан­ской) основываются на том, что человек от природы зол (гре­шен) и что его поведение нужно направлять, так как он еще не созрел для самостоятельного свободного выбора. Религиозные моралисты видят корень нравственных принципов в неком предписании - воле Бога, выраженной в установлениях общест­ва. Иисус Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нару­шить закон; да будет слово ваше; Я говорю вам: не противь­тесь; любите Бога и ближнего вашего». Все христианские запо­веди предполагают нечто гораздо большее, чем некое должен­ствование или принудительное следование определенным зако­нам. Иисус предлагал совершенно новое социально-духовное учение. «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет хо­дить во тьме, но будет иметь свет жизни», - говорил он, указы­вая на главный смысл жизни человека: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными».

Мой долг открыть людям этот закон, сообщал Иисус, и, выполняя его, Я готов пожертвовать жизнью, как жертвует ею верный пастырь, спасая стадо свое.

Вы можете убить Меня, од­нако, сделав это, не вы лишите Меня жизни, но Я сам добро­вольно пожертвую ею. Вы - рабы, ибо вы подвластны игу зако­

на, привнесенного к вам извне и поэтому не способного вну­шить вам уважение к себе и тем самым освободить вас от слу­жения страстям.

Гуманистическая социальная направленность христианст­ва базируется на необходимости преодоления излишней рацио­налистичности людей, отдаляющей их друг от друга. Пропове­ди и притчи Иисуса Христа, исходя из этого, ориентированы на «излечение» от социального отчуждения и нравственной дегу­манизации. Главное предназначение всего учения Христа и его апостолов - нести простым людям Слово Божие об истине, доб­ре и справедливости. В нем проповедуется исреннее сочувствие бедным и страждущим, обличаются жадность и злонравие, вну­шается надежда на то, что каждый страдающий на Земле полу­чит воздаяние в Царстве Божьем. Таким образом* люди впер­вые за всю историю существования различных религий были по-человечески обласканы, поняты и обнадежены. Каждый че­ловек должен познать божественный закон нравственности и строго следовать его гуманистическим наставлениям, сообразо­вывать с ними все свои поступки и общественные действия. Создавая новое религиозное учение и постепенно расширяя круг учеников, Христос учреждал свою оригинальную школу нравственности.

Иисус Христос неоднократно в своих притчах (вымыш­ленных историях, заключающих в себе определенное нравст­венное назидание, поучение) выказывал свое негативное отно­шение к фарисеям и книжникам из-за их лицемерия, неискрен­него служения Богу. Приведем пример: «...Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь (грешник у иудеев - Ю.Х.). Фарисей молился так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелю­бодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю де­сятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, го­ворил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лука, 18,10-14).

На первый взгляд, все нравственные установки и мораль­ные наставления Христа абсолютно бесхитростны, общедос­тупны.

Однако хорошо известно, что все самое простое только

кажется таковым. Однажды Иисус рассказал перед собравшим­ся народом следующую притчу: «Вышел сеятель сеять семя свое; часть этого семени упала на дорогу, и было оно растопта­но или птицы поклевали его; часть упала на каменистую почву, где не хватало земли, - эти семена взошли быстро, но в жару вскоре завяли, так как корни их были неглубоки; часть семени упала на колючую изгородь, терние выросло и заглушило его; часть же упала на добрую землю, и эти семена принесли много­численные плоды». Когда же Иисус закончил говорить, учени­ки спросили его, почему он облекает свое учение в притчи. На это Христос ответил им, что они способны понять высокие идеи о Царстве Божьем и нравственности, которая дает доступ в него, но опыт учит, что излагать их иудеям - потерянное вре­мя; между тем люди хотят, чтобы он сказал им что-нибудь. Глубокие предрассудки мешают неприукрашенной истине про­никнуть в их сердца. Тот, кто по природе своей способен вос­принять нечто превосходящее обычные представления, сможет извлечь пользу из поучений; тем же, у кого нет этой способно­сти, ничто не поможет приблизиться к истине. Они имеют гла­за, но не видят, имеют уши, но не слышат, поэтому-то он и «го­ворил им притчей».

Смысл же притчи о сеятеле заключается в следующем. По­сеянное семя - это приобретенное знание нравственного зако­на. «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумею­щему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каме­нистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с ра­достью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняет­ся. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоно­сен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьде­сят, а иной в тридцать» (Матф., 13, 19-23).

Вспомним еще один эпизод из Евангелия. Иисус, сняв с себя верхнюю одежду, перепоясался, взял полотенце и начал умывать ноги своим ученикам. Когда же Петр не захотел разре­шить ему этого делать, Иисус сказал, что тот скоро поймет смысл его поступка. Иисус умыл всем ноги, после чего сказал:

«Знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его» (Иоанн, 13, 12-16). «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя (смиренный - Ю.Х.) возвы­сится» (Лука, 14, 11).

Можно сказать, что вся Христова мораль сводится в осно­ве своей к евангельскому изречению: «Итак, во всем, как хоти­те, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф., 7, 12). Каждый человек, стремящийся быть нравственным, найдет в этих словах мораль­ный принцип своей жизни - правило личного поведения и ру­ководство к действию. Согласно христианскому учению, эго­изм, гордыня, чрезмерные страсти пробуждают животную при­роду людей, привязывая их к бесчувственной материи. По­скольку в духовном мире ничто не остается сокрытым, с лице­мера неизбежно срывается личина, обнажая все его грехи. И только благородное дело и доброе слово способны искупить прегрешения, если только они являются абсолютно искренни­ми. Главное при этом - формирование нравственной сущности человека, основой которой является коренящееся глубоко в подсознании чувство «внутреннего закона во мне» (Кант), предполагающее наличие совести, добросердечия, стремления к общему благу и т.д. Это чувство должно стать ядром мораль­ного сознания каждой человеческой личности.

4.7.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Природа религиозной морали и этики.: