<<
>>

  § 51. Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании Понятие «природа»  

В первой части книги слово «природа» употреблялось часто, но не как отдельный специфический термин, а заменяя понятия «объективнаяреальность», «материя», «мир», бытие», «сущность» и т.д. Поскольку философия чаще оперирует парами категорий, «природа» противопоставлялась «сознанию», «человеку», «инойприроде», «Духу».
Распространенность и популярность слова природа свидетельствует о его устойчивой жизни в повседневности, но интересен факт, что оно почти во всех своих контекстах несет на себе оттенок философского смысла. Толковый словарь русского языка (под. ред. Д. Н. Ушакова) перечисляет множество значений слова «природа», большинство из которых прямо или косвенно соотносится с философским содержанием: «1. Совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат), органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека»50.
Это первое значение, призванное обозначить функцию естественного условия существования человека и человечества. В социальной философии эта функция была бы выражена терминами «географическая среда» и «народонаселение» — естественные предпосылки, необходимые для жизни сообщества людей. В общей философской теории она представлена по-другому: это все, что существует вне и независимо от деятельности человека; все, что объективно и естественно. Когда мы рассматриваем природу как объективную реальность, существующую вне и независимо» от человека, то подчеркиваем ее субстанциональный характер, идентичный материи. Здесь фиксируется взаимосвязь неравных противоположностей. Одна из них (природа) — первичная и определяющая; другая (человек) — вторичная и ведомая.
Когда мы добавляем к объективности характеристику «естественность», тип взаимодействия меняется: акцентируется бытие человека в мире, его естественная жизнь в природе. Здесь противопоставляется одно качество природы другому, первая природа — второй: природа и культура, естественное и искусственное. Человек связан с природными условиями своего бытия, он овладевает силами природы, «строит свою жизнь в борьбе с природой», подражает природе.
Среди приведенных в словаре есть пример, в котором слово «природа» обозначает «закон природы». Когда читаем у Пушкина: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно, ногою твердой стать при море», — это воспринимается как естественная необходимость. В словах Крылова «Куда на выдумки природа торовата» мы видим, что природа есть неисчерпаемый источник многообразия и чудес. А пришвинское *Меня с малолетства манила неве- данная природа» наводит на мысль о бескрайности и бесконечности природы как предмета познания, ее удивительной способности притягивать, стимулировать творческие силы человека, будоражить их сврими тайнами. Поэты и вообще творческие люди ближе других соприкасаются с этими тайнами и высоко оценивают возможности природы рождать великое. Вспомним стихотворение Н. Некрасова «Памяти Добролюбова»:
Природа-мать! Когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру,
Заглохла б нива жизни...
Первое значение слова «природа» — это объективная реальность, характеризующаяся законосообразностью, необходимостью, бесконечностью, обладающая источником разнообразия и новизны.
Она выступает в форме всеобщего и особенного, проявляется в единичном. Существует независимо от человека и составляет условие его бытия, его познания и вдохновения.
Второе значение этого слова представлено в словаре Ушакова следующим образом: «2. Сущность, основное свойство чего-нибудь... Природа общественных отношений. Природа человеческого знания. Природа растений».61 Это значение относится к отдельным вещам, но в них конкретизируются атрибутивные свойства природы, которые выступают как объект теоретического познания («О природе вещей» Лукреция Кара, «простые природы» Декарта — название для мельчайших частиц вроде атомов — термины, хорошо известные специалистам). И далее примеры: гони природу в дверь, она войдет в окно. Даже тогда, когда слово «природа» употребляется в метафорическом значении, в нем просматривается философский смысл. Что значит: гони природу в дверь, она войдет в окно? Это значит, что человека характеризует какое-то свойство, которое имеет статус сущностной силы, которое укоренено в человеке, не дает себя преодолеть. Не о том ли говорит Фейербах, описывая сущностные сильвчеловека, такие, как ум, воля, любовь? Природа свое возьмет — означает то, что сущностными силами трудно управлять, ибо в них действует какой-то закон природы.

Третье значение слова «природа» связывается с происхождением кого-либо или чего-либо, а стало быть, с развитием и завершением, с конечностью. Согласно данному значению нечто является таковым с самого начала своего существования и существует в природе согласно ее естественным законам. Отсюда отдать дань природе — значит поступать сообразно своим свойствам, соответствующим естественным законам; отдать долг природе (например, последний долг) — значит, родившись и прожив достойную жизнь, достойно умереть. Своим происхождением человек обязан природе, она наградила его различными уникальны- ми свойствами и способностями. Долг за подаренную жизнь требует больших усилий по развитию этих естественных способностей, их использованию, реализации. Это развитие, хотя и совершается при напряженном участии самого человека, действует согласно необходимости. Человек, нарушающий данное объективное требование, не выполняет своего долга перед природой, из-за чего несет на себе печать несостоятельности, однобокости или деградации.
Толковый словарь охватил практически все значения природы и как слова, и как философского понятия. С точки зрения философии природа выступает как термин, обозначающий: 1) объективную реальность, то есть стоит в одном ряду с понятиями материи, Вселенной, универсума и соответственно обладает их основными свойствами; 2) всеобщий объект познания, причем научного познания, поскольку речь идет о необходимости, сущности вещей, являющихся непосредственными предметами эпистемологии; 3) всеобщую ценность, которая также имеет статус необходимости.
Первое значение, идентичное субстанциональным понятиям, получило достаточное освещение в первых разделах учебника, в частности — в онтологии. Второе значение также рассматривалось в разделах, посвященных человеку, его сознанию и познанию. Однако важной и пока не освещенной представляется проблема отношения теоретического человека к природе, теоретического (научного) осмысления их взаимодействия, включающего основные противоречия, которые и обусловливают соответствующие проблемы. Выше они приводились. К ним относится, например, соотношение первой природы и второй, т.е. естественной природы и культуры как природы, произведенной человеком. Данные аспекты изучаются различными науками, а именно естественными и гуманитарными.
 
<< | >>
Источник: Звездкина Э. Ф. и др.. Теория философии/Э. Ф. Звездкина й др. — М.: Филол. о-во «СЛОВО»; Изд-во Эксмо,2004. — 448 с.. 2004

Еще по теме   § 51. Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании Понятие «природа»  :

  1.   § 43. Практика — определяющий фактор логического познания. Природа понятий  
  2.   § 51. Природа в естественнонаучном и гуманитарном познании Понятие «природа»  
  3. Природа как объект естественных и гуманитарных наук  
  4.   4.4. Природа ценностей и их роль в социально-гуманитарном познании  
  5. Науки о природе и науки о культуре
  6. Контрольные вопросы
  7. 3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания Понятия эмпирического и теоретического.
  8. Герменевтика как методология гуманитарного познания
  9. 1. Познание как предмет философии: единство субъекта и объекта, многообразие форм
  10. § 5. СИНТЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕОРИИ ПОЗНАНИЯ
  11. Герменевтика как методология гуманитарного познания
  12. Предмет философии науки (Розов М.А., Стёпин В.С.)
  13. 6.8. Философская герменевтика
  14. Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:
  15. Специфика социального (гуманитарного) познания проявляется в следующих основных моментах:
  16. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы