<<
>>

Религия как функция человеческого духа.

Религия как функция человеческого духа имеет два уров­ня: низший - чувственно-эмоциональный, выражающийся в различных обрядах, заклинаниях, и высший - рациональный (теоретический), как система понятий, смыслов и представле­ний о бытии мира.

Первый соответствует подсознанию и низ­шим уровням сознания. Второй же указывает на гораздо более высокий качественный уровень человеческой психики, на ду­ховное творчество личности. Конечно, однозначно просто не­возможно разделить различные уровни религиозной духовно­сти. Границы между ними весьма размытые, но иерархическая структура религиозного сознания несомненна. На первом уров­не акцент делается на природно-магической стороне религии. Убедительным примером проявления низшего религиозного сознания может служить «религиозная деятельность» печально известного Григория Распутина с его ярко выраженной вуль­гарно-языческой магией. Кстати, подобный языческий реликт может существовать в рамках любой конфессии, если для этого имеется определенная социально-моральная «питательная сре­да». Но истинная духовная религия должна способствовать еди­нению людей на основе любви, добра, разума.

Для зрелой духовной религии органичен обобщающе-глу- бинный, собственно философский подход к изучению сущего. Поэтому для высшего уровня религиозной духовности харак­терно понятийное мышление, опирающееся на рациональное начало и социальные нравственно-этические традиции. Этот уровень религиозного сознания отражает морально-этические ценности, человеколюбие. Так, Иисус Христос обращает осо­бое внимание на широко известное ныне общечеловеческое зо­лотое правило нравственности: «Итак, во всем, как хотите, что­бы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф., 7,12). Философски осмысливая этот качественный уровень религиозной духовности как факто­ра формирования социально-моральной системы ценностей об­щества, можно заметить внутреннюю потребность людей в ин­тимном переживании своей личной причастности к всеобщему бытию.

Для правоверного христианина мир есть воплощение божественной гармонии всего и во всем. Причем религиозная картина мира предстает в его сознании как разделенное бытие. С одной стороны, мир существует как бы сам по себе, а с дру­гой - обладает бытием в силу его сотворенности Богом из ниче­го. Высший уровень религиозной духовности, по мнению Н.А. Бердяева, характеризует не религию природы, а религию духа.

Размышляя о стремлении современных ученых, филосо­фов создать целостную картину Вселенной, нельзя обойти вни­манием и религиозный опыт, поскольку религиозно-мистиче­ская интуиция (лат. intuetri - пристально смотреть) теологов, «непосредственно постигающих» божественные истины, восхо­дит к некой внелогической, или иррациональной (лат. irration- alis - неразумное), недоступной разуму познавательной сфере человеческой деятельности. Религиозное сознание верующих, как правило, отражает и выражает общественную потребность в особом способе понимания мира через интуицию, веру.

Религиозная вера, будучи фантастической, мистической сферой постижения бытия, постепенно усложнялась. Закрепля­ясь в человеческой памяти, она отвечает внутренней логике движения естественной мировой коэволюции. В ряде цивилизо­ванных стран мира религиозная духовность людей связывается отнюдь не с темной стороной их сознания, не с недостаточной просвещенностью или невежеством, а с потребностью их души внутренне «созерцать» Бога. Удовлетворение этой потребно­

сти, как утверждал академик Б.В. Раушенбах (1915-2001), жиз­ненно необходимого для многих людей с сильно развитой эмо­циональностью. «Не потому ли в среде представителей художе­ственной интеллигенции верующие встречаются чаще, чем сре­ди инженеров?» [3].

Религия как одна из форм общественного сознания по со­держанию значительно шире веры в Бога как таковой. Это ми­ровоззрение и мироощущение, мораль и ментальность, а также соответствующее отношение к людям, поведение, основанное на некой сакральной (лат. sacramentum - святость) привержен­ности к божественным заповедям.

К сожалению, и сегодня не­редко религия ассоциируется только со слепой верой. Фактор веры, конечно, важный, определяющий. Но при этом нельзя от­вергать стремление религии найти в вере сущностное начало самого человека. И таким началом считается совесть как прояв­ление в человеке внутреннего духовного стержня. Совестью ре­лигиозные деятели называют тот «внутренний голос», который определяет духовные параметры нравственности. Впрочем, и многие философы, осмысливающие конструктивную суть рели­гии, называют ее «совестливым отношением к чему-либо» [4]. Не случайно в современной России (при всей противоречиво­сти процессов преобразования общества) духовно-нравствен­ной парадигмой называют определенный положительный опыт различных религий: христианства, ислама, буддизма и т.д.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помогать людям преодолевать негативную изменчивость их бытия и воз­вышать человека до чего-то абсолютного, вечного. Религия со­действует людям в преодолении ими житейских трудностей, личных проблем. Практически все мировые религии (религиоз­ные конфессии) в своей основе содержат нравственную единую базу, иногда скрытую от глаз непосвященного человека. Это идея Бога, являющаяся не столько принципом религии, сколько нравственным идеалом, который связывает человека с идеей всеобщей справедливости. Так, согласно К. Ясперсу, Христос, Будда, Конфуций, Пифагор не говорили о том, каков мир, в ко­тором мы живем, но учили людей тому, как жить в этом мире, чтобы быть достойными его [5]. Философия религии поэтому вновь и вновь осмысливает многие аспекты морали известных религиозно-философских направлений, систем и школ. Отме­тим, что религиозно-моральным проблемам уделяли большое

внимание такие выдающиеся мыслители, как Кант, Гегель, Фейербах, Шопенгауэр, Ницше, Маркс, Соловьев, Толстой, Бердяев, Ильин и многие другие.

Ученые-естественники тоже всегда стремились философ­ски размышлять о том, в чем же заключается первопричина возникновения Мироздания, кто завел пружину «мировых ча­сов» (Ньютон) - природы.

Чаще всего ответ был однозначным - Бог или же некий космический Разум. Естественники при этом настаивали, что Бог, создав наш мир, затем устранился от него, ушел от проблем его эволюции (Спиноза, Дарвин, Эйн­штейн и др.). По мнению других ученых (П. Тейяр де Шарден, К. Ясперс, И. Павлов), Бог не отошел полностью от проблем развития мира, тем более от проблем человеческих. Он может, например, поощрять праведных или строго наказывать грешни­ков. Бог стал оправданием добра. Если бы он устранился от дел людских, тогда все было бы дозволено (Ф. Достоевский). Но повседневная жизненная практика показала, что многие пере­стали следовать заветам Бога. Об этом красноречиво свидетель­ствуют многочисленные явления стяжательства, физического и духовного насилия одних людей над другими, падения нравов и т.д. Немецкий философ Ф. Ницше в свое время оценил эти яв­ления двумя сакраментальными словами: «Бог умер», а потом добавил: «Это мы его убили - вы и я».

На протяжении многих тысячелетий нравственной пробле­мой в религии была проблема свободного выбора между доб­ром и злом. Но она решалась не самим человеком, а некими объективными внешними силами. Жесткие принципы и нормы поведения устанавливались в зависимости от корыстных инте­ресов определенных групп людей. Человеческий индивид не имел права преступать предписанный ему «закон общественно­го и личного поведения». Эта морально-этическая традиция восходит еще к первобытнообщинному сообществу. Речь идет о различного рода жестких табу - категорических запретах на совершение чего-либо, установленных для поддержания тради­ционного порядка в общине. Такие законы были основой язы­ческих религий и ранних этических учений, особенно в Древ­нем Китае, Индии и Греции. Христианская и исламская этики не стали в этом отношении чем-то оригинальным. Они тоже оп­ределяли свободу выбора весьма узко (или Бог, или дьявол), предлагая человеку четко очерченные границы социального и

личного поведения. В христианстве посредником между Богом и человеком стал Христос. Только через него человек обретает совершенство и возможность достижения Царства Божия.

Основная задача современных религий заключается в рас­крытии божественной сути нравственности. Указывая на пре­имущества религиозной морали перед иными морально-этиче­скими системами, теологи стремятся убедить людей в ее роли «проводника» на пути к совершенствованию человеческой природы с целью спасения всего человечества. Иными словами, практически все религии учат тому, как должен мыслить и дей­ствовать истинно верующий индивид в земной жизни, чтобы последняя стала для него средством достижения вечного покоя и блаженства. Под нравственностью религиозные деятели по­нимают некую врожденную внутреннюю склонность человека к добру, равнозначную животному инстинкту выживания, в ос­нове которой лежит якобы недоступная рациональному пони­манию первопричина, определяющая содержание общих пра­вил и норм поведения всех людей. Усвоение этих правил и норм человеком приводит к закреплению в его психике приро­дой заложенного боготворенного закона, иначе говоря, «голо­са» самого Бога.

Сделав вывод о сверхъестественной сущности нравствен­ности, религиозные мыслители стремятся сформулировать кри­терии общественной морали. Из трансцендентного представле­ния о нравственности как единожды Богом установленном за­коне (моральных правилах) существования всех людей ими вы­водятся принципы подлинного гуманизма: представления о смысле жизни, счастье, общественном долге и т.д. Исходя из этого, в каждом индивиде усматривается личность, совершает­ся открытие смысла Вечности. Исторически, впрочем, все про­исходило несколько иначе: сначала человеку открыли Бога как высшую личность, а затем только он познал самого себя как об­раз и подобие Божие. Но в религиозной философии человек всегда начинает познание не с Бога, а с себя. Бог (в философ­ском рассмотрении этого максимально широкого и самого древнего мировоззренческого понятия) выражает объективиза­цию субъект-объектного единства мира.

Центральным мировоззренческим догматом в христианст­ве является Логос (по своей сути - философское обоснование Богочеловека как сущего разума).

Это мудрость Божия, земное

ее воплощение в виде всеобщего закона установления порядка в человеческом бытии. Логос - это не столько сам Бог, сколько разумная основа мира, смысл всего сущего. Его действительное предназначение - служить посредником между Богом и челове­ком, открывать последнему глаза на потенциальные возможно­сти его саморазвития, достижения абсолютного совершенства. В Нагорной проповеди Христос осмысливает различные сторо­ны духовно-нравственной жизни людей. Во всех его изречени­ях, притчах, сентенциях, призывах сквозит определяющая смысл жизни человека мысль о достижении совершенства: «...Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Матф., 5, 48). Иисус Христос предлагает людям прекрасный образец самосовершенствования через постижение истины, до­бра и красоты.

К сожалению, мораль в религии сегодня перестали подвер­гать пристальному философскому осмыслению: это занятие ис­ключительно теологов или религиозных деятелей. Между тем все великие классические философские системы (Платона, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса и др.) включали в себя критический анализ роли и значения религиозной морали в жизни людей.

Наличие в человеке нравственного стержня говорит о том, что его мир неким образом разделен, предполагая высший (ду­ховный, божественный) и низший порядок вещей. По мнению ряда мыслителей, кроме «бесчисленных аспектов материи» (Е. Рерих), есть еще человеческая жизнь и жажда ее осмысления, которая и ведет человека к Богу.

Согласно Писанию, уникален в этом отношении нравст­венный подвиг Моисея (XIII в. до н.э.). Говорят, что за свою кротость и мудрость он получил от Бога на горе Синай камен­ные скрижали с текстом десяти моральных заповедей. Таким образом Моисей заложил основы морального кодекса, который затем многократно повторялся в различных религиях и не толь­ко в них. Но главное не в том, что земляне получили мораль­ный закон, а в том, что они его приняли. Об этом говорится в Книге Исхода, согласно которой Моисей впервые разработал и реализовал стройную структуру управления всеми процессами межличностных отношений. Жизнь людей, таким образом, ста­ла осмысленной.

Именно в обладании смыслом жизни заключается суть главной проблемы человеческого существования. Люди, буду­чи социальными существами, как бы спонтанно ощущают нос­тальгию единения с Богом и ищут пути, средства для духовного общения и слияния с ним. «Жизнь Богочеловека, Его страда­ние, смерть и воскресение, - убеждал русский философ Е.Н. Трубецкой, - все тут связано непрерывной логической цепью. Это и есть логика мирового смысла» [6]. Религия в данном пла­не играет весьма существенную роль. В ее основании есть два исходных начала: мораль и мистика (греч. mystikos - таинст­венный). Последняя в религиозном сознании предстает в виде веры в непосредственное единение, даже слияние человека с Божеством. Мистика тем самым формирует психологическую основу всех религий без исключения. Суть мистического фак­тора сводится к представлению о таинстве бытия мира: вещест­венного и потустороннего, трансцендентального. Такое пред­ставление формирует особое мышление - сублиминальное (лат. sublimo - возвышение). Это, по В. Джемсу, современному фи­лософу-теологу, есть повышенный духовно-энергетический фон души человека, охваченный мгновенным озарением высо­кой истиной [7]. Путь же к высокой истине всегда окутан таин­ствами, невероятными чудесами и пророчествами.

Сегодня наличие у людей такого рода мышления актуаль­но как никогда прежде, ведь неожиданно остро встал вопрос о спасении земной природы и даже всего ближнего Космоса. Страдает не только человек, его душа, но «вся тварь совокупно стонет и мучается» (Рим., 8). Необходимо беречь каждое живое существо. Принципиально новый порядок вещей, новый род бытия на Земле и новый характер межличностных отношений составляют в Евангелии Царство Божие, или Царство Небесное (Святой Августин). Последнее представляется как высокое ду­ховное состояние преображенного человека, ведь, согласно Ав­густину, Царство Божие находится внутри каждого из нас. Оно достигается немалыми индивидуальными усилиями самой лич­ности. Царство Небесное - это сверхидеальный, божественный мир, и человек может войти в него, но только если он во всем будет следовать заветам Христа и беречь творение Божие. Че­ловеческому индивиду следует духовно ориентироваться в многообразных и очень непростых лабиринтах природы и об­щества, постоянно окружающих его. Это и породило стремле­

ние религиозных деятелей к выработке наиболее общих прин­ципов объяснения Бога и его познания.

Новое концептуальное осмысление понятия «Бог» в фило­софии позволяет лучше понять состояние внутреннего мира че­ловека, совершившего то или иное прегрешение. Добровольно признаться во всех грехах Богу - это духовная потребность ве­рующего. Речь идет о покаянии. Только оно освобождает чело­века от груза обид и огорчений, чувства личной вины. Так, вес­ной 1959 года майор американских военно-воздушных сил «не­ожиданно» попал в психиатрическую больницу. Его мучило чувство глубокой личной вины. А дело все в том, что в 1945 го­ду он беспрекословно выполнил приказ военного командова­ния, сбросив первую атомную бомбу на Хиросиму. После этого майора стали преследовать кошмары: постоянно снились по­гибшие японские дети, женщины, старики. Лечащий психиатр объяснил ему, что он подсознательно стремится наказать себя за это преступление. Но майор не смог публично покаяться, и угрызения совести постепенно разрушали его душу.

Многочисленные факты подобного рода свидетельствуют, что любое преступление законов нравственности, сознательно или бессознательно совершенное человеком даже много лет на­зад, всей своей тяжестью вновь и вновь обрушиваются на его психику. Чувство вины угнетает его, а совесть терзает душу до тех пор, пока не наступит момент искреннего раскаяния.

4.3.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Религия как функция человеческого духа.: