<<
>>

Религия как явление.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настояще­го времени большинство населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, малопонятной для о^ень многих лю­дей.

Одной из причин этого, казалось бы, странного факта слу­жит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она проявляется в куль­товых обрядах, в личной и общественной жизни. Отсюда про­истекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепен­ными, незначительными, либо даже в извращениях, которых не избежала ни одна мировая религия. Поэтому вопрос о статусе

религии в общечеловеческой культуре, о том, что составляет ее сущность, какие признаки в ней являются определяющими, а какие несущественными, требует особого рассмотрения. Прак­тически все знаменитые философы прошлого и наших дней от­мечали то огромное, ни с чем не сравнимое воздействие, кото­рое оказывают различные религии на чувства и мысли людей.

В традиционном понимании религия - это особая форма общественного сознания, отражающая бытие в неком фантасти­ческом виде. В философском плане она представляет собой ми­ровоззрение, включающее в себя ряд конкретных положений, без которых теряет самое себя, вырождаясь в оккультизм и по­добные ему псевдорелигиозные явления. Кроме того, стоит от­метить, что религия - это один из духовных регуляторов обще­ственного и индивидуального поведения людей. Основная же ее роль, по мнению религиозных философов, состоит в том, чтобы морально помогать людям преодолевать сложные ситуа­ции в их жизни и духовно очищать, поднимая до некоего абсо­лютного совершенства. Один из крупнейших религиозных фи­лософов XX века Семен Людвигович Франк писал: «Религия всегда означала веру в реальность абсолютно-ценного, призна­ние Начала, в котором слиты воедино реальная сила бытия и идеальная правда духа.

Религиозное умонастроение сводится именно к осознанию космического сверхчеловеческого значе­ния высших ценностей» [1].

Вообще проблема религии крайне интересна, но особенно с точки зрения философского осмысления этого духовного яв­ления в общечеловеческой культуре. Религиозная философия испокон веков была занята теодицеей, то есть осмыслением и обоснованием Бога.

Слово «религия» происходит от латинского «religio», пере­водимого как совестливость, святость, благоговение. И еще оно восходит к глаголу «religare», что значит связывать, соединять. Следовательно, сущность религии усматривается в особом еди­нении человека с Богом, духа человеческого с Духом Божиим. Это своего рода союз благочестия человека с Богом. Это и чув­ство связанности, зависимости и долженствования по отноше­нию к тайной высшей силе, дающей опору и достойной покло­нения. Кроме того, есть и чисто этимологическое объяснение слова «religio»: некое «тщательное наблюдение» за «нуминоз- ным» (лат. numen - сила божества). Все эти переводы латин­

ских терминов позволяют понять религию как своеобразную установку, данную человеческому разуму в переломные момен­ты жизни и духовно связывающую людей, как таинственный духовный союз, благоговейное единение человека с Богом.

Многие философы, критически осмысливающие сам фено­мен религии, занимаются главным образом исследованием свя­зей, которые существуют между разнообразными религиозны­ми представлениями бытия и фантастическими проявлениями мистического опыта в жизни человека. В философской, да и в религиозной литературе религиозно-мистический опыт в основ­ном объясняется как особое состояние сознания, интеллекту­ально-эмоциональной сферы. К области философско-религиоз­ного осмысления бытия мира и отдельных людей, метафизиче­ского толкования мистико-религиозного мировоззрения челове­ка относится осознание как наиболее устойчивых и в чем-то стабильных философско-нравственных элементов самосозна­ния, так и подвижных, изменчивых мистических идей различ­ных религий.

Так, Клайв Стаплс Льюис (1898-1963), англий­ский религиозный писатель и философ, всякую религиозную догматику сравнивал с географической картой. С ее помощью, считал он, можно целенаправленно плыть на противоположный берег - трансцендентный. Впрочем, все религиозные конфес­сии имеют свои собственные карты-схемы бытия человека, соб­ственные догматические системы с различной степенью рацио­нальной разработанности объяснения смысла человеческой жизни. Так, в Евангелии жизнь человеческая трактуется как «свет». Известен и основной призыв буддизма: «Будьте сами себе светильниками!».

Мировые религии, при немалых различиях, едины в том, что все они раздваивают мир: в первом люди живут физически, второй же представляет собой мир трансцендентный, в кото­рый они попадают после смерти. Мир вне живого бытия, или «мир иной», предстает в религиозном сознании людей как иде­альное бытие духа, никем и ничем не связанное и не ограничен­ное, «Царство Божие» (Блаженный Августин). Такое осознание трансцендентного мира является специфическим способом са­моощущения и представления некой совокупности мистико­нравственных сверхъестественных сил, которые управляют природой и человеком. По существу, это есть воссоединение человека, его духовного мира с безусловным и всецелым нача­

лом, средоточие всего реально существующего (Вл. Соловьев). Поскольку люди живут и действуют в пространстве конкрет­ных природно-социальных условий, в атмосфере определенной культурной среды, они вынуждены объединяться на разных ду­ховных основаниях, в том числе на религиозных.

Существо любой религии наиболее полно и точно раскры­вается в духовной жизни, которая протекает в ее недрах. Но са­ма эта жизнь является наиболее сокровенной стороной религии, поскольку познание ее требует как понимания ее законов, так и стремление жить по ним. Христианская религия статус особого социально-культурного института обрела в исторической жиз­ни и деятельности человечества в результате «заключения» до­говора между Богом и человеком (Яхве и Авраамом).

В конеч­ном счете, это стало служить единению людей, укреплению их доверия друг к другу. Данное обстоятельство указывает на ре­лигию как на не менее уникальное и многообразное обществен­ное явление, чем искусство или философия, наука или медици­на.

Религия, подобно философии, пронизывает всю нравствен­но-этическую сферу совместной жизни людей, наполняя ее вы­соким нравственным смыслом. Она оказывается набором прин­ципов действия божества и правил жизнедеятельности его по­читателей. Поэтому совершенно очевидно, что религия выпол­няет и социально-регулятивную роль в обществе, причем она пробивается к подлинному бытию людей, преодолевая все его пороки и несовершенства, предостерегая людей от всевозмож­ных опасностей.

В истории человеческой культуры рождались и умирали различные виды и формы религий. Но среди них есть и такие, которые доказали свое непреходящее значение для духовной жизни больших масс людей. Основными мировыми религиями общепринято считать буддизм, христианство и ислам. В них разработаны религиозные догмы и исходные философские эле­менты, характеризующие веру в Бога как уникальный духов­ный феномен общечеловеческой культуры. Философия, кстати, всегда осмысливала роль веры вообще и религиозной в частно­сти в жизнедеятельности человечества. Известный немецкий философ-экзистенциалист К. Ясперс предложил использовать понятие «философская вера». Она, конечно, не выступает аль­тернативой вере религиозной, но позволяет образованным лю­

дям, независимо от конфессиональной принадлежности или ин­дифферентности к религии, выходить в своем собственном мышлении далеко за пределы общепринятых представлений. По своему содержанию она противостоит суевериям, а также бездумной вере - как абсолютно слепой и грубой.

Самым древним религиозно-философским учением явля­ется буддизм. Он на пять веков старше христианства и на две­надцать - ислама. Буддизм зародился в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. Основателем его считается Сиддхартха Гаутама (623-544 до н.э.), достигший высшего совершенства (просвет­ления).

Постижение сути буддистской мысли требует не только умения оперировать специальными понятиями, но и опоры на веру в перевоплощения (новые рождения), не совместимую с основами рациональной философской и христианской тради­ций. Трудность состоит и в отсутствии средств адекватного вы­ражения понятий буддистской мысли в западных философских категориях. Как описать, например, на языке западной рацио­нальной философии, что такое карма - ключевая категория буд­дизма? Буддизм, явно выходя за пределы европейского миро­воззрения, ставит и оригинально решает многие фундаменталь­ные человеческие проблемы. Основная религиозно-философ­ская идея буддизма заложена в особом способе осмысления кармы (судьбы), которая якобы предопределяет весь жизнен­ный путь человека и указывает на исходный смысл его земного существования. Согласно идеям буддизма, жизнь представляет собой не что иное, как ряд проявлений, становлений и исчезно­вений. Мир - это постоянно возобновляющийся круговорот ро­ждений и смертей, поток мимолетных событий. Нет никаких деятелей в мире, а есть только деяния. Нет ничего в жизни, кро­ме одного - вечного возникновения и становления.

Буддистское религиозно-философское учение проповедует жесткую причинность, когда прошлое диктует настоящее, а за­тем определяет и контуры будущего. При этом колесо космиче­ского порядка движется само собой, и будет двигаться вечно в силу жесткого сцепления причин и следствий. Отсюда следует равнодушие буддизма к земному миру, в котором измученное человеческое сердце не может найти себе отдохновения. Из всего этого делается вполне философский вывод: избавление человека от земных страданий происходит в результате глубо­кого сосредоточения на ощущении переживания, то есть само-

погружения в состояние так называемой нирваны, или достиже­ния блаженства, полного внутреннего (душевного) равновесия при абсолютной отрешенности от бренного земного мира. Именно нирвану буддисты считают совершенным состоянием души.

В I веке н.э. зарождается новая мировая религия - христи­анство (греч.

Christos - помазанник), появление которого свя­зывается с сошествием на землю богочеловека Иисуса Христа, своими страданиями и смертью искупившего грехи человечест­ва. В христианстве дается общее представление о божьем от­кровении в виде чудес и пророчеств. При.этом все чудеса зави­симы от веры, которая обладает приоритетом перед чудом. По­следним в христианстве считается все то, что в естествознании обычно называется законом. За пределы обычных закономерно­стей выходит, например, триединство Бога, Бог в образе чело­века с его слабостями и ошибками. При этом нарушаются эле­ментарные логические законы. Так, существование Бога выво­дится из его сущности, а сущность - из его существования. Или истинная мораль выводится из истинной веры, а истинная вера обосновывается наличием чистой морали и т.д. В христианстве имеется три основных направления: католицизм, православие и протестантизм.

Самая молодая из всех мировых религий - это ислам, или мусульманство, возникшее в первой половине VII века (630- 631 гг.). Основателем ислама является Мухаммед (Магомет) (ок. 570-639). Как и в христианстве, в исламе оценка человека дается через призму одного единственного критерия: жесткое следование заветам Бога. Правоверным суждено вечное бла­женство в раю, а грешникам - мучения в аду. Для ислама непо­колебима вера в Аллаха, в святость Корана, посланничество Мухаммеда, в бессмертие души, воскрешение из мертвых в день страшного суда, вера в ад и рай, демонов и ангелов. Ос­новные направления ислама - суннизм и шиизм.

Приведенные выше краткие характеристики мировых ре­лигий вполне достаточны для философского осмысления един­ства мистических аспектов в разных религиях через веру в сверхъестественное. Именно вера в святость и безупречность всех мистических установок ориентирует людей на праведную жизнь, следование трансцендентным требованиям морали.

Философское осмысление внешне различных религиозных взглядов христианства, ислама, буддизма на морально-этиче­ские ценности, мировоззренческие позиции позволит понять стремление людей к самосовершенствованию через единство философских и религиозных идеалов. Современный философ П.В. Копнин (1922-1971) писал: «Философия по своему пред­мету и целям отличается от науки и составляет особую форму человеческого сознания, не сводимую ни к какой другой. Фило­софия как форма сознания создает мировоззрение, необходимое человечеству для всей его практической и теоретической дея­тельности. Ближе всего по общественной функции к филосо­фии стоит религия, которая тоже возникла как определенная форма мировоззрения. Поэтому наука... одна не может ее заме­нить... Мировоззрение... не покрывается ни какой-то одной наукой, ни их совокупностью» [2]. Добавим, что оно представ­ляет собой некий целостный взгляд на бытие, предполагает особое состояние человеческого духа.

4.2.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Религия как явление.: