<<
>>

  Философия как синтез науки, искусства и религии  

Близость философии к науке, искусству и религии следует из того, что философия есть взгляд на мир как целое, а наука, ис&кусство и религия представляют собой определенные проекции на мир. Всепричастность философии причиняла ей много непри&ятностей.
В Средние века она была служанкой богословия и зани&малась оправданием и обоснованием теологических истин (сама теология — продукт подчинения философии религии). В Новое время философия — преимущественно служанка науки и служит делу развития рационалистического познания (сама философия науки — продукт подчинения философии науке). Развитие фило&софии в Новое время стимулировало философский гносеологизм, достигший расцвета в трудах Канта и направлениях, вдохновлен&ных его творчеством: немецкой классической философии и нео&кантианстве, в котором гносеологизм достиг предела и вызвал реакцию «философии жизни».
Мифологию, философию и науку в качестве трех ступеней по&знания, последовательно сменяющих друг друга, впервые пред&ставил Конт. Как три различных направления мысли, сосущество&вавшие вместе, рассматривал их Ясперс.
Наука выявляет общее, искусство творит единичное. Постро&ить мост между общим и единичным — задача философии. В ис&кусстве преобладают чувства, в науке — разум. Философия синте&зирует индивидуальный и всеобщий подходы, разум и чувства, абстрактный объективизм науки, конкретный субъективизм ис&кусства и веру религии. Поскольку философия интегрирует эти формы общественного сознания, излишне спорить о том, как постигается философская истина: с помощью интуиции и непо&средственного знания абсолютного, экстаза или научных поня&тий. Философии нужен и холодный рационализм науки, и на&строение искусства, и откровение религии.
Философия отвечает на вопросы о бытии как целом и месте в нем человека. Она опирается на синтез разума, чувства и веры, но на первом месте оказывается разум, а не вера, как в религии, или чувства, как в искусстве.
Объясняя, почему именно на Западе появилась философия и наука, Фромм пишет, что на Западе надеялись найти наивысшую истину в правильном мышлении, и поэтому мышлению придава&лось основное значение. Надеялись потому, что западный ум ра&ционален. Философия — часть общего стремления к истине, но ищет она истину рациональную, тогда как наука — эмпириче&скую, а религия — иррациональную. Философия представляет со&бой особую форму и степень рациональности. В отличие от религии она не основывается явно на вере, а в отличие от науки ее поло&жения непроверяемы эмпирически, как в естествознании, и не&доказуемы, как в математике.
Одна из задач философии — думать по преимуществу и по- новому. Думают всё, но философы как бы изготавливают стерео&типы мыслей. Их можно использовать, но кто-то их первый со&здал, продумал. Здесь принципиальное различие между филосо&фией и религией, наукой и искусством, для которых главными остаются вера, польза и красота, а не процесс мышления и его результат.
«В то, что называется мышлением, мы попадаем, когда берем&ся думать сами. Чтобы подобная попытка удалась, мы должны быть готовы учиться мысли»[172]. Любовь к мудрости проявляется в том, что человек хочет мыслить и в мысли искать истину.
Изолированные и предоставленные самим себе отдельные от&расли культуры засыхают, как ветви, отрезанные от ствола дере&ва — знания о главном для человека предмете — о нем самом, знания, которое в своей целостности сосредоточивается в фило&софии.
Философия наиболее чутко реагирует на. изменение духа наро&да, и она же играет главенствующую роль в утверждении новой культурной парадигмы. Ныне настоятельной потребностью явля&ется синтез различных отраслей и типов культуры вокруг индиви&дуального Я в рамках мировой культуры. Ядро данного синтеза — философия.
Контрольные вопросы
  1. В чем сходство и различия между философией и искусством?
  2. В каком смысле можно говорить о художнике-философе?
  3. В чем сходство и различия между философией и религией?
  4. Как относятся философия и религия к проблеме смерти?
  5. В чем специфика «философии жизни» и «философии смерти»?
  6. В чем сходство и различия между философией и идеологией?
  7. В каком смысле можно говорить о философии как синтезе науки, искусства и религии?
  8. Как связана философия с представлением о целостной гармони&чески развитой личности?

Рекомендуемая литература
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М., 1974.
Гегель Г. Философия религии: В 2 т. — М., 1976. — Т. 1.
Монтень М. Опыты: В 3 кн. — М., 1992. — Кн. 1.
Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? — М., 1991.
Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы. — М., 1957.
 
<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Философия как синтез науки, искусства и религии  :

  1.   Философия как синтез науки, искусства и религии  
  2. ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ 
  3. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции
  4. к ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ
  5. Античная философия
  6. Немецкая классическая философия
  7. Философия и становление национального самосознания
  8. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  9. 1.2. Что нынче побуждает к философии?
  10.             1.2. Что нынче побуждает к философии?
  11. I ГЕНЕЗИС НАУКИ
  12. Западную религиозную философию обычно представляют такие философские школы, как персонализм (Ж. Лакруа, Э. Мунье, Дж. Ройс и др.), христианский эволюционизм (П. Тейяр де Шарден), неопротестантизм (Ж. Маритен, Э. Жильсон, Р. Гвардини, А. Швейцер и др.).
  13. § 4. МЕЖДУ ОБЪЕКТИВИЗМОМ И СУБЪЕКТИВИЗМОМ: ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ