<<
>>

Стремление соединить марксизм с религией связывается не только с христианским вероучением, но и с мировыми религиями Востока.

Широкое распространение в последнее время получило в некоторых восточных странах движение «исламского возрожденчества», когда идейным флагом определенных социальных движений становятся религиозные догмы и постулаты мусульманского вероучения.

На этот факт обращалось внимание на XXVI съезде КПСС: «В некоторых странах Востока за последнее время активно выдвигаются исламские лозунги. Мы, коммунисты, с уважением относимся к религиозным убеждениям людей, исповедующих ислам, как и другие религии. Главное в том, какие цели преследуют силы, провозглашающие те или иные лозунги. Под зна

92

менек ислама может развиваться освободительная борьба. Об этом свидетельствует опыт истории, в том числе и самый недавний. Но он же говорит, что исламскими лозунгами оперирует и реакция, поднимающая контрреволюционные мятежи. Все дело, следовательно, в том, каково реальное содержание того или иного движения» [118].

Среди различных направлений этого движения, ориентирующихся на различные общественные идеалы, существует тенденция на соединение исламского вероучения и марксизма, что выражается в концепциях «мусульманского марксизма» и «мусульманского социализма».

Как известно, в 60-х годах с этой идеей выступил и уже упоминавшийся нами сторонник христианского марксизма Р. Гароди, и сегодня активно поддерживающий свою концепцию о необходимости соединения марксизма с исламом.

Выступая против марксизма и марксистского детерминизма на прошедшем в конце 1982 г. в Париже Международном коллоквиуме «Нравственные и политические принципы ислама», Гароди предлагал искать выход из «гибнущего мира» в учении Корана, в мусульманской идее присутствия Бога во всех измерениях жизни человека и общества. Детерминизм, вовлекающий человека в количественную модель роста, по мнению Гароди, ограничивает будущее и делает из него количественную экстраполяцию прошлого и настоящего, лишая человека возможности поиска своего высшего назначения.

В этих условиях, продолжает он, лишь ислам способен вдохнуть живительную надежду в погибающий мир.

118 Материалы XXVI съезда КПСС, с. 13.

93

Вопрос об «исламском социализме» как об одном из наиболее перспективных вариантов «социализма» обсуждался на VII Международном симпозиуме «Марксистская мысль сегодня» в г. Цавтаге в октябре 1982 г. Стремление поменять местами науку и веру, представить марксизм «религией века» и вместе с тем придать религиозным догмам ислама научную силу и значимость — основная задача сторонников данной модели. Как прокомментировал, подводя итоги дискуссии журнал «Данас» (1982, 28 окт., с. 4) «насколько реальный социализм основан на науке (как религии), настолько „исламский" фанатично связан с религией (как наукой)».

Итак, мы можем констатировать, что «многовариантный марксизм» антинаучен по своей сущности, ибо отвергает правомерность существования объективных, всеобщих принципов марксизма. Всякая наука является наукой постольку, поскольку она выступает как система проверенных практикой общезначимых законов и категорий. «Многовариантный марксизм» отрицает эти бесспорные критерии научности, когда речь идет о марксизме. Мы видели, что он стремится превратить марксистско-ленинскую науку в смесь взаимоисключающих вульгарно-идеологических, субъективистских построений, и в этой дифференциации единой марксистской науки на сумму различных направлений и толков его представители желают видеть «силу» и «влияние» марксизма.

94

Многовариантный псевдомарксизм мог возникнуть и возник на антидиалектической и идеалистической методологической основе, на субъективистской абсолютизации отдельного, противопоставленного общему. Этот «марксизм» взял на вооружение давно сформировавшийся в лоне буржуазной философии плюрализм. Искаженное плюралистическое видение мира, которое прославляет свою нейтральность к материализму и идеализму, в действительности является разновидностью философского идеализма. В духе плюралистической всеядности ревизионизм начал примирять, согласовывать, сваливать в одну кучу марксистские и антимарксистские идеи, идеализм и материализм, религию и атеизм. Но это «примирение» противоположных течений общественной мысли осуществлялось так, чтобы растворить марксизм в антимарксизме, в спиритуализме и религии.

<< | >>
Источник: А.В. МОМДЖЯН. ПЛЮРАЛИЗМ: истоки и сущность КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВ. ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА» - МОСКВА 1983. 1983

Еще по теме Стремление соединить марксизм с религией связывается не только с христианским вероучением, но и с мировыми религиями Востока.: