<<
>>

Религия

это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.
В каждой религии можно найти две стороны:
— теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;
— практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека.
Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.
В религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями.
В вопросе о происхождении религии много разнообразных мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.
Принципы, которые лежат в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:
— супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);
— рационалистические(предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).
Что касается проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:
— сциентистски-позитивистский— объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;
— исторический (эволюционный) — усматривает в религии развивающуюся форму знания, которое сохраняет всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого, уровня знания;
— абсолютный — рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества.
<< | >>
Источник: Жаворонкова А.С.. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты. 2009

Еще по теме Религия:

  1. 51. Религии и их классификация
  2. 39. Религии зарубежной Азии
  3. 1. Фидеистическая сущность неокантианской интерпретации религии 
  4. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ. РЕЛИГИЯ И ФИЛОСОФИЯ
  5. «Новая философия» как «новая религия»
  6. РЕЛИГИЯ
  7. Исторические формы религии
  8. Глава вторая ОБЩАЯ СУЩНОСТЬ РЕЛИГИИ
  9. §11.5. Право и религия в современном мире
  10. Религия
  11. Государство в его обусловленности религией
  12. Религия в ее обусловленности государством.
  13. Религия в ее обусловленности культурой
  14. Религия
  15. 8.РЕЛИГИЯ И ТЕМПЕРАМЕНТ