<<
>>

Медицина как сфера деятельности.

Медицина как сфера деятельности специалистов весьма оригинально сочетает в себе и постоянные процессы естествен­нонаучного познания человека и его лечения. Медицина стала древнейшим способом проявления человеческой мудрости в организации и управлении жизнью людей.

Только «посвящен­ные в тайны мудрости» допускались к терапевтическому акту, который начинался со сложного мыслительного процесса рас­познавания болезни, именуемого диагностикой (греч. dia - ме­жду и gnosis - знание). Диагностика во всех отношениях (и объ­ективно, и субъективно) - сложнейшая сфера мыслительной, а точнее научно-исследовательской деятельности врача, который внимательно изучает состояние пациента и на молекулярном, и на субклеточном, и на клеточном, и на органном, и на систем­

ном уровнях организма. Такое многоплановое исследование (глубокое аналитическое медицинское обследование) и после- дущее логическое размышление приводят к первичному уста­новлению характера болезни.

Уже на диагностическом этапе осуществляется переход на глубинный (теоретический) уровень постижения самой сущно­сти индивида и как организма, и как личности. Философия и медицина исстари стремились «подгонять» человека под свои обобщенные формулы (так, Аристотель называл его «политиче­ским животным»). Создав абстракцию «человек вообще», они внедрили ее в медицинскую практику. Однако если это фило­софское понятие хорошо укладывалось во все социологические и политические обобщения, то оно не всегда «срабатывало» в медицине. Здесь, безусловно, каждый раз рассматривался кон­кретный индивид.

Таким образом, в медицинской практике познания челове­ка всегда переплетались лечебная работа и философская дея­тельность. А начиналось все это в глубокой древности. Леген­дарный Асклепий (Эскулап), считавшийся в Древней Греции сыном почитаемого всеми бога Аполлона, обладал великим ис­кусством врачевания.

Асклепий изображался опирающимся на посох, обвитый змеей - символом мудрости и постоянно обнов­ляющейся жизни. В то время Ксенофонт, Геродот, Гиппократ и другие вдохновенно писали о появлении в Греции нового со­словия - врачей, которые обладали знанием природы людей и уникальным искусством лечения их тел и душ. Постижение тайн человеческой натуры и овладение врачебным искусством начиналось с раннего детства. Допускались к обучению только наиболее способные юноши. Занятия с ними вели хорошо обра­зованные и опытные врачи-педагоги. При этом они стремились соблюдать традицию своеобразной врачебной династии. Не секрет, что у всех древних народов врачи пользовались особым почетом и уважением. «Сотни воителей стоит один врачеватель искусный», - читаем мы у Гомера.

В Средние века, когда церковь в Европе оформилась как организация с жесткой иерархией, развивается особое отноше­ние к человеческой личности, созданной по образу и подобию Бога. Поэтому как к философии, так и к медицине, имеющим дело с человеком, церковь стала предъявлять особые требова­ния, касающиеся соблюдения библейских заветов. Человек

предстает отныне уже не в двух измерениях, как прежде («те­ло» и «душа»), а в трех: «тело», «душа» и «дух». Дух - это не­кая причастность к божественному началу посредством веры. Человеческий индивид открыт божественной мудрости, кото­рая наполняет его духовной силой и дает ему физическое и пси­хическое (духовное) здоровье.

В Новое время под влиянием передовой философии и об­щего прогресса науки профессиональная медицина достигла довольно крупных успехов. Стремительно развивались анато­мия (Везалий), физиология (Гарвей, Декарт). Однако клиниче­ская медицина все еще основывалась на ненаучных позициях, наивных представлениях о человеке. Поэтому деятельность врачей во всех сферах, кроме чисто практических областей ме­дицины - таких, как хирургия, акушерство, - сохраняла черты, вызывающие серьезное осуждение философов.

Со временем объем обобщенных представлений о челове­ке, а также приемов и способов врачевания принципиально из­менился.

Стали появляться профессиональные врачи и медики, обладающие высокой культурой мышления, и философского в том числе. Кстати, корень слова «медицина» - индоевропей­ское «med», что означает «посередине». Смысл этого слова ме­нялся в зависимости от развития культуры мышления. В конце концов оно стало обозначать исцеление, которое происходит благодаря срединному положению между неким мистическим чудом (интуицией) и знанием-умением. Значительно позже ме­дицина действительно стала занимать «срединное» положение между естественными и гуманитарными (в основном философ­скими) дисциплинами. Позже сложилась медицинская специа­лизация по видам врачебной деятельности. Врач наконец полу­чил государственное признание, приобретя статус «посредни­ка» между Богом и человеком.

Практическая мудрость и врачебное искусство процветали во многих странах мира. Так, в Древней Персии врачи профес­сионально владели тремя ключевыми лечебными специально­стями. Они умели исцелять «ножом», «законом» и «свято­стью». Врачи первого профиля были хирургами, второго - спе­циалистами, устраняющими причину заболевания. Их с уваже­нием называли «мастерами здоровья». Но наибольшей попу­лярностью пользовались врачи третьего профиля. Только они обладали исключительными качествами ума и могли своим

словом позитивно воздействовать на больного. Их на Востоке называли «мудрецами».

В Древней Индии и Древнем Китае медицина сливалась с философией. Надо отметить, что древневосточная медицина принципиально отличалась от древнеевропейской - прежде все­го тем, что была целиком пронизана разумными идеями глу­бинного самопознания, самовоспитания человека и основыва­лась на сакральных методах достижения некоего внутреннего спокойствия, гармонии тела и души, на искусстве индивидуаль­ной самокоррекции аномальных (патологических) телесных и духовных (психических) состояний. Интенсивное размышле­ние, умственное погружение в самого себя, концентрация соз­нания на каком-либо объекте внимания (мантре) - все это полу­чило название медитации.

Ее классический тип предполагал философско-мистическое растворение индивидуального созна­ния в безличностном, небоподобном абсолюте.

Древнегреческая медицина, скорее всего, в ходе своего становления и развития переняла многое из философско-мисти­ческих достижений персидской, индийской и китайской куль­туры. При этом она сохранила свою оригинальную самобыт­ность и нацеленность на добродетельность, нравственность. Поныне бытуют легенды, что в Древней Греции первые меди­цинские школы (тайные общества) наряду с математическими и астрономическими, были созданы небезызвестным философом и ученым Пифагором. Целью его медицинской школы-ордена было достижение всеми братьями тайного общества особого ментального мышления, так называемой «созерцательной жиз­ни». Приспосабливая свой организм к космическому порядку и строго следуя частоте «семеричных ритмов биологических цик­лов», братья, как свидетельствуют источники, смогли достичь «полной гармонии телесных элементов». Нацеленность их жиз­недеятельности (стремление к всеобщему благу) инициировала новый тип и стиль бытия, или, как тогда говорили, «пифагорей­скую жизнь», имеющую своей целью достижение «космическо­го момента истины» и обеспечение всеобщего блага. Этот весь­ма своеобразный путь познания смысла жизни предполагал стремление к наивысшему очищению души и соединению с бо­жеством, в данном случае - числом как началом всеобщего бы­тия.

Преобладание космической детерминации в жизни и дея­тельности человека обусловливалось тем, что его духовность считалась в огромной мере предопределенной Космосом как всеобщим порядком, гармонией, красотой. Такая модель косми­ческого порядка стала исходной для понимания бытия земной природы, общества и человека. Иначе говоря, на ее основе фи­лософски осмысливались все исходные начала природы и чело­века, которые сопоставлялись с мудрым, гармоничным устрой­ством космического организма. В житейской повседневности никак нельзя было устраниться от философско-критического осмысления глубинных истоков разумной организации нор­мальной (здоровой) человеческой жизнедеятельности.

Кстати, человеческая жизнь не мыслилась без активной осознанной деятельности как космического начала общественного бытия. Мудрость развивается тогда, когда прошлая жизнь позволяет не только наполнять новым смыслом настоящее, но и осознанно предопределять будущее. Этот главный философский принцип организации личной жизни стал необходим всем как методиче­ское руководство для обеспечения внутреннего порядка, то есть душевного равновесия людей, их интеллектуального комфорта.

Внутренняя (имманентная) взаимосвязь медицины с фило­софией, древнейшей сферой интеллектуальных общечеловече­ских ценностей в физической и духовной эволюции людей, все­гда привлекала пристальное внимание ученых. В философии медики усматривали средоточие человеческой мудрости, глав­ные жизнеутверждающие принципы разумного существования. Так, уже в самых первых философско-медицинских картинах общественного бытия людей был осуществлен переход от кос­моцентрической к биоцентрической, а затем и к антропоцен­трической системе мировоззрения. «Отец теоретической меди­цины» Гиппократ увидел в человеческой мудрости способность к сохранению нравственной чистоты, предполагающей уважи­тельное отношение друг к другу, сдержанность во всем, уме­ренность в еде и т.д. Он говорил: «...Немного, в самом деле, различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уваже­ние, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни» [1]. Врачебная мудрость имеет вполне реальное назначение - учить

пациентов искусству строить свою жизнь разумно и в согласии с собственной совестью.

В учении Гиппократа впервые было сформировано общее (теоретическое) представление о человеке, его здоровье и забо­леваниях. Основное требование заключалось в том, чтобы по­нять сначала человека вообще, определить критерии его здоро­вья, а затем уже искать и устранять причину заболевания.

Бо­лезнь, по Гиппократу, представляет собой одну из сторон цело­стной жизнедеятельности человека, в которой здоровье перехо­дит в болезнь, а затем болезнь - в здоровье. Это весьма важное положение нашло свое обоснование в учении о четырех жиз­ненных соках организма. Гиппократ предложил общую методо­логию научного медицинского познания. Как уже упоминалось выше, будучи глубоким мыслителем, он прекрасно понимал, что прежде, чем лечить болезнь, необходимо понять саму чело­веческую природу. Это вооружает медиков философскими принципами подхода к исследованиям человека и лечению его заболеваний. Совершенно очевидно, что совокупность медико­философских взглядов Гиппократа представляет собой пусть и начальную, но уже научно-теоретическую по содержанию и форме систему.

Медики, кстати, всегда тянулись к философии. Именно философия вводила их в святилище общечеловеческой мудро­сти. А под мудростью врачи еще в глубокой древности понима­ли не только умение прогнозировать и предопределять буду­щее, но и благородные качества, абсолютно бескорыстное стремление помогать людям. Жизнь медика - это постоянный процесс овладения врачебной мудростью, то есть постижения тайн природы человека и совершенствования искусства исцеле­ния больного, предвидения возможных результатов лечения. Это благородное служение людям, ощущение гражданской от­ветственности, своевременное выявление и качественное лече­ние заболеваний. Врачебная мудрость нацеливает медика на на­стойчивое стремление к овладению передовыми методами и средствами диагностики и лечения. Медику, как мудрому на­ставнику своих пациентов, требуется глубоко осознанное соци­ально-философское осмысление результатов собственного тру­да. Академик И.П. Павлов с гордостью заявлял: «Что ни делаю, постоянно думаю, служу этим, насколько позволяют мне мои силы, прежде всего простым людям, моему Отечеству» [2]. По­

вседневная жизнь и работа медика - это осознанное самопо­жертвование, самоограничение во имя возвращения людей к счастливому здоровому бытию. Однако счастливыми становят­ся не только те, кто благодаря мудрости и искусству врача из­бавился от болезни, но и те, кто освободил их от страданий, то есть сами врачи, медсестры.

Ламарк справедливо заметил в свое время: «Всякая наука должна иметь свою философию, и только при этом условии она сделает действительные успехи. Тщетно потратят натуралисты свое время на описание новых видов, на установление в них всех оттенков, всех незначительных частностей их изменений, увеличивающих огромный список уже зарегистрированных ви­дов, ...пока философия науки в пренебрежении, успех послед­ней останется мнимым и вся работа несовершенной» [3]. Имен­но поэтому медицина, представляя особую сферу познания, творчества, искусства, столь же нуждается в своей философии, как и любая другая наука.

4.2.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Медицина как сфера деятельности.: