<<
>>

Медицина как первая наука о человеке.

Академик Н.Н. Блохин (1912-1989) говорил, что медицина обязательно должна со временем стать «первой наукой о чело­веке». Дело в том, что именно с медицинского познания орга­низма человека, его психики, личностных качеств начинается исследование великих тайн, заложенных в нем.

Это значит, что основным направлением во всех медицинских науках надо сде­лать ориентацию на познание здорового человека во всей его целостности и осмысление взаимосвязи всех сторон живой че­ловеческой личности. В медицине в понятии «личность» выра­

жаются прежде всего интегративные психосоциальные черты человека: мировоззрение, ментальность, характер, воля, чувст­во собственного достоинства и честь, социально-экономиче­ские и морально-политические взгляды и убеждения, этические и эстетические идеалы и т.д. Словом, личность - это телесно, социально и духовно развитой человек, обладающий мировоз­зрением и самосознанием. Однако сущность личности укорене­на и в человеческом теле как материальном носителе личност­ного начала. Своеобразие личности всегда проявляется в ее те­лесной и психической организации: фигуре, походке, мимике, манере выражать мысли и чувства и т.д. Очень часто в заболе­ваниях тела проявляются те или иные свойства или даже «неду­ги» личности.

Человек, в отличие от животных, даже самых высокоорга­низованных, обладает уникальными свойствами и способностя­ми. Кроме организма, который в процессе эволюции и истори­ческого развития принципиально изменился, можно сказать, со­циализировался, человек обладает духовным началом, без кото­рого его нельзя рассматривать как целостную единицу. Люди становятся личностями не из-за своего естества (организменно- сти) и даже не столько из-за социализированности, сколько в связи с достижением ими особого уровня духовности. Короче говоря, живой человек состоит из двух неразрывно связанных и не существующих отдельно друг от друга начал: тела и духа.

Генетическая информация, полученная от родителей, создает организм, включающий в себя высокоразвитый мозг, который порождает и хранит дух (ум, волю, совесть, честь и т.д.). По­следний, в свою очередь, воздействует на организм. Не случай­но в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух». Если человек упал духом, он чахнет физически. И наоборот, если ин­дивид долгое время страдает от болезней, он теряет присутст­вие духа. И с этим никак не может не считаться медицина. Бы­вает так, что лечить надо не столько болезнь, сколько личность больного, то есть всячески способствовать развитию в нем ду­шевного спокойствия и духовной энергетики. Руководствуясь философским взглядом на человека как на личность, следует вырабатывать системный (целостный) подход к лечению.

Уже начиная с самых ранних стадий эмбрионального раз­вития, все функции организма складываются целостно на осно­ве естественных процессов адаптационной самоорганизации.

Под воздействием генетической информации геном оплодотво­ренной яйцеклетки начинает экспрессировать биологически ак­тивные вещества, в частности информационные молекулы - олигопептиды и белки. Эти молекулы определяют рост, диффе­ренцировку тканей, а также их целостность через объединение специальных органов. Вместе с названными информационными молекулами в определенных тканях созревают соответствую­щие специфические рецепторы. При воздействии первых на вторые складывается специфическая интеграция, происходит единение удаленных друг от друга органов и тканей, совокуп­ная деятельность которых и составляет специальную функцию. В результате на основе обратных связей формируются целост­ные функциональные системы.

Исторически давно организм человека учеными-медиками и философами традиционно рассматривается как целостная (со­вокупная) деятельность различных его органов, объединенных нервной и гуморальной регуляцией. В мировой медицине под влиянием философских идей о целостности мира постепенно сложился принцип осмысления целостности человеческого ор­ганизма.

Отношение ряда врачей-мыслителей к человеку, пред­полагающее обязательный учет единства его телесного и духов­ного бытия, привело к формированию системы комплексного обследования и лечения пациентов. В связи с этим на повестку дня в сфере теоретической и практической медицины встает во­прос о формировании нового облика самой медицины. П.К. Анохин (1898-1974), сформулировав новый подход к осмысле­нию функций целостного организма, провозгласил принцип системной организации функций человека. Взамен классиче­ской физиологии органов, традиционно следующей анатомиче­ским принципам, он предложил теорию функциональных сис­тем, действующих на всех уровнях - от молекулярного до соци­ального [25].

Современная медицина рассматривается как сложнейший объект научно-исторического и философско-методологическо­го анализа. Человек понимается ею как узел великого множест­ва связей и отношений, как центр фокусировки внутренней и внешней энергии и влияний всех уровней организации жизни, как единство телесного и духовного. В современной медицин­ской науке, а затем и на практике все чаще стали использовать­ся понятия, связанные с идеями холизма (греч. holos — целое). В

методиках практической медицины уже формируются принци­пиально новые модели воздействия на человека: его душу и те­ло. Так, если взять мир высших животных, то в их телесном на­чале трудно найти существенные отличия от такового у челове­ка. Те же вещества и биохимические реакции, те же законы ме­таболизма (обмена веществ), то же устройство генетической системы и т.д. Но есть главное различие между человеком и животным - духовное начало. Именно оно инициирует рас­смотрение человека медиками и философами как микрокосма.

Итак, современная медицинская наука - это системный комплекс медико-биологических, клинических и социально-ги­гиенических дисциплин. Сегодня она развивается на стыке ес­тественных, технических и гуманитарных наук. В силу особен­ностей медицины как предмета она испытывает большую по­требность в мировоззренческом и методологическом осмысле­нии своеого объекта - человека как личности (системности, де­терминизма, единства части и целого, организма и духа).

Все актуальнее становится проблема создания единой научной тео­рии медицины. Но в ней все еще преобладает тенденция к диф­ференциации и специализации. Медицинские знания и умения настолько многогранны и специфичны, что их можно уподо­бить многоголовому монстру, находящемуся в конфликте с са­мим собой.

Современные люди воспринимают медицину как жизнен­но необходимую сферу бытия, в которой осуществляется забо­та об их организме, о состоянии психики. Ведь на свете нет, пожалуй, ни одного человека, который хотя бы раз не обратил­ся за медицинской помощью. Поэтому здоровье людей во мно­гом зависит от знаний и умений специалистов, которые призва­ны излечивать человека от физических и психических недугов, видя в нем единство природного (физиологического), общест­венного и духовного начал. «Я убежден, - писал знаменитый физиолог И.П. Павлов, - что приближается важный этап чело­веческой мысли, когда физиологическое и психологическое, объективное и субъективное действительно сольются, когда фактически разрешится или отпадет естественным путем мучи­тельное противоречие или противопоставление моего сознания моему телу» [26].

В связи с целостным подходом к человеческому организму постепенно сформировались качественно новые аксиологиче­

ские, методологические, научно-мировоззренческие требова­ния, для понимания и удовлетворения которых многие класси­ческие концепции и научные теории медицины уже не годи­лись как устаревшие. Нельзя же было долететь до Луны, опира­ясь только на законы классической механики Ньютона, - нуж­ны были новые знания и представления о целостном развитии Космоса. Так и новое содержание медицинской идеологии по­требовало выработки современной концепции человека. Она должна была стать переломным моментом в развитии представ­лений о самом человеке и мире живого в целом. «Наша филосо­фия есть история нашего сердца и жизни, - писал немецкий фи­лософ И. Фихте, - и какими мы находим себя самих, таким мы мыслим человека вообще и его назначение» [27].

Емкая фило­софская мысль о человеке, его жизнедеятельности подготавли­вала и делала неизбежными сдвиги в научно-медицинской тео­рии целостного познания человека.

Философским кредо всех медицинских наук становится стремление к системному рассмотрению порой весьма противо­речивых факторов в жизнедеятельности человека и их социаль­но-моральным оценкам. Так, И.П. Павлов был убежден, что жи­вотный организм представляет собой целостно функционирую­щую систему. При этом ничто не мешает подвергать ее анали­зу, разлагать на подсистемы, например, кровообращения, дыха­ния, пищеварения. Но для научного исследования требуется из­вестное общее представление о предмете, понимание того, что системная организованность животного организма лежит в ос­нове системного анализа и системной мыслительной (идеаль­ной) реконструкции, которая должна быть обязательным усло­вием медико-биологического и чисто медицинского исследова­ния. Между тем особенностями современной медицины, к со­жалению, пока являются продолжающееся ее дробление на от­дельные науки и дифференциация последних (деление на разде­лы и подразделы). Растет число узких специальностей. Все это происходит на фоне широкого и эффективного использования различных технических устройств (приборов), а также элек­тронной аппаратуры в обследовании и лечении больных.

Таким образом, сегодня перед философами и учеными-ме­диками, практическими врачами поставлена важная задача сформулировать современные нормативные философско-мето­дологические концепции и разработать научные программы ис­

следовательской деятельности в области медицины. Снова под­твердилось то, на что указывал в свое время Г. Гегель: сова Ми­нервы (в римской мифологии Минерва - богиня разума, покро­вительница искусств, а ее сова - олицетворение мудрости) на­чинает свой полет в сумерки. День для нее слишком светел. Це­лостная медицина не сформировала еще ни теоретической нау­ки, ни адекватной ей философии, в которой содержание много­образных медицинских знаний нашло бы свое теоретико-мето- дологическое обоснование и объяснение.

Таким образом, для целостной медицины наступает век научно-теоретического прозрения и философского восхождения, как некогда это уже было с естествознанием (в XVII-XVIII веках). Если в прошлом у медицины, да и у эмпирической науки в целом была высокая внутренняя потребность в философской методологии, то сего­дня этого пока сказать нельзя.

Когда в медицине будет накоплено достаточное количест­во эмпирических знаний, появится имманентная необходи­мость их философского осмысления. В медицинской теоретиче­ской науке эта потребность уже находит выражение в стремле­нии к повышению философско-методологической культуры врачей, направленной на акцентирование своих рационально­творческих интересов и практических возможностей. В области метатеории она разворачивается в критической переоценке ес­тественнонаучных дисциплин: математики, химии, физики, биологии, фармакологии и т.д. К сожалению, проблема фило­софско-методологической подготовки врачей вызывает сегодня всеобщее непонимание и даже пренебрежение. Но потихоньку исчезает безразличие к философскому мышлению - акту инте­грации богатейшего эмпирического медицинского материала, единственному и весьма существенному способу его теоретиче­ского рассмотрения.

Когда-то было золотое время уважительного отношения к философии в медицинской сфере. Тогда врач мог прослыть не­умным и отсталым, если всерьез не занимался философией, ес­ли ли не искал в ней научные и методологические ориентиры. Историческое постижение и осмысление философских устрем­лений человеческого разума считалось предметом, достойным большой научной работы. С другой стороны, медицинский ре­лятивизм постоянно требовал философского анализа соответст­вующей медицинской реальности, главным образом ее научно­

философского обоснования, исходя из общефилософских и ме­тодологических норм целостной медицины. Надо сказать, что огромный эмпирический материал, накопленный специалиста­ми, играет весьма неоднозначную роль в медицинской сфере. С одной стороны, он дает «пищу» творческому уму исследовате­ля, а с другой - сдерживает полет мысли ученого консерватиз­мом очевидности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1989. С. 293-300.

2. Там же. С. 296.

3. Матюшин Т.Н. Три миллиона лет до нашей эры. - М., 1986.

4. Кант И. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. - М., 1966. С. 434.

5. Тамже. С. 351.

6. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1989. С. 294.

7. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - Санкт-Петербург, 1995. Т. 2. С. 49.

8. Русский космизм. - М., 1993. С. 271.

9. Культура: теории и проблемы. - М., 1995. С. 38, 43.

10. Бердяев Н.А. Смысл творчества. - М., 1989. С. 293-294.

11. Радугин А.А. Философия. - М., 1997. С. 164.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 42. С. 265.

13. Медицина и средства массовой информации. - М., 1998. С. 46.

14. Фромм Э. Душа человека. - М., 1998. С. 581.

15. Моисеев Н. Люди и кибернетика. - М., 1984.

16. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1. С. 64.

17. Бердяев Н.А. Самопознание. - Л., 1991. С. 398.

18. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. - М., 1958. С. 29.

19. Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здо­ровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохране­ния.-М., 1988. С. 24.

20. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной. - М., 1995. С. 526.

21. Давыдовский И.В. Проблема причинности в медицине. -М., 1962. С. 84, 86, 125.

22. Ильенков Э.В. Психика и мозг И Вопросы философии. - 1968.-№ И. С. 151.

23. Хитров Н.К. Совещание по философским вопросам ме­дицины. - М., 1998. С. 44-52.

24. Добролюбов Н.А. Избранные философские произведе­ния.-М., 1948. С. 229, 238.

25. Судаков К.В. Системное построение функций человека. -М., 1998. С. 5.

26. Павлов И.П. Поли. собр. соч. Т. 3. Кн. 2. - М., 1951. С. 233.

27. Назначение человека. - С.-Пб., 1905. С. 110.

Подобно тому, кок браг, y6uβeβtчто мы обрати­лись δ бегство, еще больше распаляется, так и боль, подметив, что мы боимся ее, становится еще безжалостней, Она. однако. смягчается, если встречает противодействие.. Нужно сопро­тивляться ей, нужно с нею бороться. Но, если мы падаем йухом и поддаемся ей, мы тем самым навлекаем на себя грозящую нам гибель и ускоря­ем ее. И как тело, напрягшись, лучше выдержива­ет натиск, так и наша душа,

MtМонтень

«Медицина поистине есть са­мое благородное из всех ис­кусств».

Гиппократ

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Медицина как первая наука о человеке.: