<<
>>

Формирование первичных этических инстанций и моральных чувств

В дошкольном возрасте начинают усваиваться этические оценки, на основании которых происходит дифференцирование самими детьми всех поступков на хорошие и плохие. Первоначальную слитность непосредственного эмоционального отношения к человеку и этической оценки его поступков можно обнаружить, анализируя восприятие детьми дошкольного возраста литературных произведений.
А.
В. Запорожец продемонстрировал, как маленький ребенок с необычайной непосредственностью и эмоциональностью проникается сочувствием к положительным героям художественного произведения. «Малышей,— пишет А. В. Запорожец,— не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Они стремятся сразу же выделить положительных героев, безоговорочно принимают их позиции и становятся в резко отрицательное отношение ко всем, кто препятствует осуществлению их замыслов. Делается это с такой прямолинейностью, что иногда даже неодушевленные предметы подвергаются суровой оценке, когда ребенок не находит подходящего живого персонажа, на которого можно было бы возложить ответственность за случившееся» (1949, с. 245).
Младшие дошкольники еще недостаточно осознают мотивы своего отношения к персонажу произведения и просто оценивают его как хорошего или плохого. Старшие дети уже аргументируют свои оценки, указывая на общественное значение того или иного поступка. Возможность перехода простой немотивированной оценки, связанной с непосредственным отношением, в мотивированную моральную оценку связана с развитием у детей дошкольного возраста сопереживания и содействия героям литературных произведений. Возникновение в дошкольном возрасте, наряду с практическим действием, внутреннего действия в воображаемых условиях создает возможности для активного переживания события и поступков, в которых ребенок сам не принимает непосредственного участия. Через это он начинает осмысливать мотивы поступков и дифференцировать свое эмоциональное отношение и моральную оценку.
Н. А. Циванюк (1953) изучала, как понимают сказки дети 3— 5 лет. Она затронула также вопросы моральной оценки, даваемой дошкольниками поступкам сказочных героев, и эмоционального отношения детей к сказочным персонажам. Автор установила, что уже самые младшие дети (3—3,5 года) в основном правильно оценивают действия героев. Их оценка возникает не в результате неполного осмысления сюжета сказки и поступков героя, а благодаря переносу общего положительного или отрицательного эмоционального
162
отношения на конкретные поступки. Так как в народных сказках носителями положительных качеств и поступков почти всегда выступают одни и те же персонажи, отрицательных — другие, а в предшествующей жизни у детей создается положительное отношение к первым и отрицательное ко вторым, то по этому совпадению, а не благодаря осознанию моральная оценка поступков персонажей детьми в большинстве случаев правильна.
Такое соотношение между эмоциональным отношением и моральной оценкой поступка — следствие еще и того, что у младших детей общее эмоциональное отношение определяет собой и моральную оценку. «Он поступает хорошо, потому что он хороший, я его люблю, он мне нравится»— так можно было бы обозначить отношение между моральной оценкой и эмоциональным отношением на самом раннем этапе развития моральных представлений.
Однако уже в этом возрасте у некоторых детей наблюдается несовпадение между оценкой поступка и эмоциональным отношением к герою: «Хорошо или плохо поступил медведь?» — «Плохо».— «Почему он плохо сделал?» — «Потому что раздавил теремок».— «Тебе медведь нравится или нет?» — «Нравится.
Я люблю мишек». Подобное несовпадение выступает симптомом возникающей дифференциации непосредственного эмоционального отношения и моральной оценки поступка.
У детей 4—5 лет начинают формироваться моральные понятия «хорошо» и «плохо». Они по содержанию поступка относят его к первичным моральным категориям и на этом основании дают моральную оценку. Эмоциональное отношение не просто совпадает с моральной оценкой, но подчиняется ей и ею обосновывается. Обоснование моральной оценки и отнесение поступка к хорошим и плохим все больше опирается на проникновение во взаимоотношения сказочных героев, т. е. поступок берется в его отношении не только к тому, кто его совершил, но и к тому, на кого он направлен.
В работе О. И. Соловьевой (1946) содержатся некоторые материалы по этой проблеме. Дети старшего дошкольного возраста очень интересуются волшебными сказками. Их вопросы свидетельствуют о том, что их прежде всего занимают поведение и взаимоотношения персонажей, смысл и мотивы поступков, восстановление нарушенной справедливости. Центр детского внимания и интереса — сказочный герой. Особое значение придается удаче героя. Все, кто мешает герою, вызывают у детей отрицательное отношение. Протест и возмущение у дошкольников вызывает отрицательная моральная сторона поступков таких персонажей. Это говорит о том, что моральная сторона волшебных сказок воспринимается детьми правильно. Они понимают, где добро и зло, и со всей силой непосредственных эмоций встают на сторону добра.
Формирование этических оценок и представлений, по-видимому, идет по пути дифференцирования диффузного отношения, в котором слиты воедино непосредственное эмоциональное отношение и мо-
163
ральная оценка. Постепенно, в результате усвоения содержания моральных оценок, последние все более отделяются от непосредственного эмоционального отношения и начинают определять его. Моральная оценка насыщается общественным содержанием, включая в себя моральное содержание поступков героев, их отношения к другим людям.
Существенный интерес представляет не только процесс складывания моральных представлений, но и вопрос о том, могут ли дети сами подчинять свое поведение известным этическим нормам. Эта проблема затронута в работе Р. И. Ибрагимовой (1952). Она изучала начатки чувства долга у детей 2—7 лет при взаимоотношении с младшими детьми, сверстниками, взрослыми (воспитателем). Ребенок должен был выполнить то или иное правило, причем анализировались не только факт выполнения (невыполнения) правила, но и отношение детей к своему поступку.
Дети, как правило, совершают поступки по непосредственному указанию взрослых, в порядке выполнения их требования. По своему собственному почину на ограничение своих желаний они идут редко и только под влиянием чувств симпатии или сочувствия. В большинстве случаев дети делают то, что им интересно, занимательно, отвечает их «хочу» и не требует особых усилий. Совершая объективно положительные поступки, малыши не осознают их необходимости, не отдают себе отчета в значении сделанного для других людей, не расценивают свои действия как «должные» поступки.
В исследовании установлено, что чувство долга зарождается уже у самых маленьких детей, на рубеже раннего детства и дошкольного возраста, под влиянием оценки взрослого совершенного поступка. Исходя из этой моральной оценки дети устанавливают связь между понятиями «хорошо» и «плохо», а также своим действием и на этой основе относят свои поступки к хорошим или плохим — первичное чувство удовольствия получает новое содержание, становясь чувством, связанным с оценкой «хорошо». Под влиянием взрослых происходит не только обогащение положительных чувств, переживаемых ребенком, но перестройка отрицательных переживаний. Положительная моральная оценка со стороны взрослого придает позитивную окраску даже тем действиям, которые обычно совершаются ребенком с полным равнодушием.
Р. Н. Ибрагимова отмечает у детей к концу раннего возраста первые поступки, объективно заключающие в себе некоторые этические нормы, возникающие на основе симпатии или сочувствия. У 4—5-летних и более старших при выполнении требования «отдать игрушку» другому ребенку это чувство симпатии продолжает играть значительную роль. Дети 4—5 лет отдают игрушку тому, к кому питают симпатию, охотно и без сожаления в 26 случаях из 27 (в одном случае отмечено явное неудовольствие). В то же время ребятам, к которым они такого чувства не испытывают, дети игрушек не отдают или делают это крайне редко, с чувством неудовлетворе-
164
ния. Среди дошкольников 6—7 лет количество тех, кто отдает игрушку детям, к которым не питает чувства симпатии, возрастает, но ни разу не было замечено, чтобы этот поступок сопровождался ярко выраженным удовлетворением и совершался охотно.
В связи с тем что чувство симпатии играет существенную роль в возникновении моральных чувств, представляет интерес вопрос о его возникновении у детей раннего возраста. Он специально исследовался Н. И. Лысенко (1952), которая на основе своих наблюдений приходит к заключению, что чувство симпатии у ребенка 1-го года жизни представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию, связанную с восприятием взрослого человека. Поэтому чувство симпатии проявляется по отношению к тем людям, которые ухаживают за ребенком, удовлетворяя его потребности, доставляя ему удовольствие. У ребенка 2—3 лет чувство симпатии начинает выражаться в форме отказа от личного удовольствия в пользу лица, которое вызывает сочувствие. Сначала это происходит по указке взрослого, а затем — по самостоятельному желанию. Более сложные проявления чувства симпатии: сочувствие, помощь, заботливость, предупредительность, защита, отказ от удовольствия в пользу другого ребенка — возникают благодаря особым воспитательным воздействиям взрослых.
В отличие от эмоциональных реакций детей 2—3 лет на оценку их действий взрослыми, у средних и старших дошкольников эмоция возникает в связи с оценкой самим ребенком своего поступка. Анализируя имеющиеся материалы, трудно установить какие-либо существенные различия в проявлениях чувства долга между детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Однако некоторые различия имеются. Для средних дошкольников характерны проявления чувства долга по отношению к узкому кругу лиц, к которым ребенок питает симпатию, любовь или сочувствие. Можно предполагать, что чувство долга здесь еще не совсем отделилось от чувства симпатии. У старших дошкольников оно распространяется на более широкий круг лиц. Особенно показательно для старших дошкольников появление зачатков чувства долга по отношению к малышам. Требования заботливого отношения к маленьким, как и другие моральные правила поведения, начинают восприниматься ими как обязанности старших по отношению к младшим и выполняются не формально, а с чувством удовлетворения и ответственности.
К сожалению, исследований, посвященных усвоению детьми этических норм и развитию у них моральных чувств, очень мало. Вместе с тем имеющиеся материалы позволяют утверждать, что дошкольный возраст — это тот период, когда происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирование связанных с ними моральных переживаний. Этого следовало ожидать, памятуя о том, что в дошкольном возрасте чрезвычайно интенсивно усваиваются общественные функции взрослых, их отношения к предметам и друг к другу. Принятие детьми дошкольного возраста этических
165
норм и формирование моральных чувств — часть общего процесса активного проникновения ребенка в жизнь взрослых людей, в их взаимоотношения, в смысл их деятельности и поступков.
Исходя из всего сказанного, можно решительно отвергнуть представление о том, будто детям дошкольного возраста недоступна никакая другая этика, кроме этики эгоцентризма. Понимание дошкольника как существа асоциального, чуждого каких бы то ни было этических норм, которому недоступны моральные чувства и который руководствуется в своей жизни только собственным удовольствием, опровергается имеющимися фактическими материалами. Вместе с тем опровергаются и представления о каких бы то ни было врожденных моральных чувствах — они усваиваются. Дошкольный возраст выступает как возраст интенсивного усвоения моральных чувств. Особенно важно, что усвоение чувства долга, связанное с выполнением моральных правил взаимоотношений с другими людьми (взрослыми, сверстниками, младшими), и формирование долга в качестве мотива деятельности имеют важнейшее значение для перехода к обязательному школьному обучению.
<< | >>
Источник: Эльконин Д. Б.. Избранные психологические труды.— М.: Педагогика,1989. 560 с: ил.— (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).. 1989

Еще по теме Формирование первичных этических инстанций и моральных чувств:

  1. Понятия установки и аттитюда
  2. Творчество, настойчивость и трудолюбие
  3. Формирование первичных этических инстанций и моральных чувств
  4. Выдержки из научных дневников (1965—1983)
  5. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ Э. ГУССЕРЛЯ - МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Ж.-П. САРТРА
  6. 1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»
  7. Г.А. ПУЧКОВАНЕРАВНОЦЕННЫЕ ЭТЮДЫ О КЛАССИКАХ
  8. ПОЛОЖЕНИЕ о ведомственных Комиссиях по борьбе с взяточничеством
  9. Античные корни
  10. Власть и монополия на законное насилие
  11. НАЧАЛО ФОРМИРОВАНИЯ ФИЛОСОФСКОГО МЫШЛЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Акмеология - Введение в профессию - Возрастная психология - Гендерная психология - Девиантное поведение - Дифференциальная психология - История психологии - Клиническая психология - Конфликтология - Математические методы в психологии - Методы психологического исследования - Нейропсихология - Основы психологии - Педагогическая психология - Политическая психология - Практическая психология - Психогенетика - Психодиагностика - Психокоррекция - Психологическая помощь - Психологические тесты - Психологический портрет - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология девиантного поведения - Психология и педагогика - Психология общения - Психология рекламы - Психология труда - Психология управления - Психосоматика - Психотерапия - Психофизиология - Реабилитационная психология - Сексология - Семейная психология - Словари психологических терминов - Социальная психология - Специальная психология - Сравнительная психология, зоопсихология - Экономическая психология - Экспериментальная психология - Экстремальная психология - Этническая психология - Юридическая психология -