Критическая философия И. Канта
Творчество Канта принято делить на докритический и критический периоды. Докритический включает в себя работы по естествознанию, в частности произведение «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755).
Критический период представлен тремя работами: «Критика чистого разума» (1781), в которой рассматриваются проблемы гносеологии; «Критика практического разума» (1788), где раскрываются проблемы этики; «Критика способности суждения» (1790), которая дает представление об эстетике. Критический период стал самым значимым в деятельности Канта, ибо его три «критики» оказали существенное влияние на развитие мировой философии.
«Критика чистого разума»
Слово «критика» в заглавии произведения употребляется немецким мыслителем не случайно. Основной задачей является определить границы и возможности наших познавательных способностей, пересмотреть те представления о разуме, которые сложились в рамках эмпиризма и рационализма.
Позиция Канта относительно процесса познания носит синтетический характер, так как он сочетает в своей гносеологии принцип априорности нашего знания - основной постулат рационализма и идею о том, что чувственный опыт также является источником познания. Кроме того, он рассматривал физику Ньютона как важное научное достижение. Она сформулирована на языке математики и методически опирается на эксперимент, что позволяет открыть и обосновать непоколебимые истины.
Важным в теории познания Канта является различение между априорным (доопытным, или не зависящим от какого-либо опыта) и апостериорным (основанном на чувственном опыте) знанием. Философ выделяет два вида суждений: аналитические и синтетические. Аналитические суждения - это суждения, в которых предикат содержится в субъекте. Например, «все холостяки являются неженатыми мужчинами». По сути, понятия «холостяки» и «неженатые мужчины» являются тождественными, и нам не надо обращаться к опыту, чтобы установить истинность данного суждения.
Аналитические суждения являются априорными. Синтетические суждения - это суждения, в которых предикат не содержится в субъекте. Кант выделяет синтетические апостериорные суждения и синтетические априорные суждения. В синтетических апостериорных суждениях предикат добавляет новое знание благодаря обращению к опыту. Например, «главное здание СПбГАСУ имеет желтый цвет». Предикат «имеет желтый цвет» изначально не содержится в субъекте «главное здание СПбГАСУ» хотя бы потому, что главное здание СПбГАСУ может быть покрашено в любой цвет, и установить истинность вышеуказанного суждения мы можем только опытным путем. Эти виды суждений невызывают трудностей для своего обоснования. Трудности возникают при обосновании априорных синтетических суждений. Вопрос «как возможны синтетические суждения a priori?»является ключевым для понимания теории познания Канта. Проблема заключается в том, что, с одной стороны, в априорных синтетических суждениях предикат не содержится в субъекте, а с другой стороны, истинность данного суждения не может быть установлена путем обращения к опыту. Например, «все, что происходит, имеет свою причину». Это фундаментальный принцип естествознания. Априорные синтетические суждения содержат всеобщее и необходимое знание и составляют основу математики и естествознания.
Обоснованность и общезначимость математики и естествознания обеспечиваются за счет использования фундаментальных упорядочивающих форм, присущих всем людям. Эти формы имеют трансцендентальный характер, то есть они априорны, помогают структурировать опыт и выступают в качестве предварительных условий всякого познания, но сами не могут быть наблюдаемы. В качестве таких упорядочивающих форм выступают априорные формы чувственности - пространство и время и априорные формы рассудка - категории (единство, множество, причинность, необходимость и т. д.).
Как можно объяснить интуитивную достоверность априорных синтетических суждений, лежащих в основании арифметики, геометрии и естествознания? «Причина этой достоверности связана со специфическими, одинаковыми для всех людей („трансцендентальными^ способами восприятия времени и пространства (это основания арифметики и геометрии), а также с одинаковыми для всех законами логического мышления (это основание естествознания).
В частности, суждения арифметики переживаются как интуитивно достоверные потому, что понятие о числе возникает в силу фиксации сознания на настоящем моменте („сейчас“) как тождественной данности, отличной от других, как ранее бывших „сейчас“ (прошлое), так и тех, которые возникнут в будущем. Тождественная самоданность „сейчас“ (как того, что именно„сейчас“, но не „раньше“ или „позже“) - это и есть психологически априорный прообраз 1 как натурального числа. Счет чисел - это не что иное, как суммирование психологически осознаваемых моментов времени „сейчас“. Остальные математические операции носят чисто конструктивный характер и являются преобразованиями сложения (например, вычитание - это действие, обратное сложению).
В основе человеческого знания лежит соединение трансцендентальных априорных способностей с конкретным эмпирическим материалом[35]. Человек, например, потому упорядочивает изначально хаотическую чувственную действительность в виде причинно-следственных отношений (законов), что ему априорно присуще логическое мышление. Любая форма опыта, которая не может быть подведена под врожденные априорные способности, как реальность для человека не существует, хотя сама по себе (Ding an sich),возможно, и есть»[36]. Итак, «мы знаем только то, что прошло обработку нашими априорными формами, то есть наше познание носит субъективный характер, и мы можем говорить только об объективности в смысле универсальности наших априорных способностей, а не об объективности нашего познания»[37].
Как Коперник в свое время совершил переворот в астрономии, выдвинув идею, согласно которой Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, так и Кант совершает переворот в теории познания, утверждая, что знание является не результатом воздействия объекта на субъект, а, наоборот, именно субъект влияет на объект. В процессе познания не наши познавательные способности должны согласовываться с миром, а мир должен согласовы
ваться с нашими познавательными способностями.
Наше сознание формирует картину мира, в соответствии с которой мы живем и действуем.Итак, в основе формирования нашего знания о мире лежит чувственный синтез и рассудочный синтез. Чувственный синтез предполагает соединение наших ощущений с априорными формами пространства и времени. Рассудочный синтез основан на соединении чувственных данных, оформленных при помощи пространства и времени, с категориями рассудка. В результате мы можем формировать разного рода суждения об опыте или, что то же самое, о природе. Для того чтобы вышеуказанные разновидности синтеза осуществлялись, необходимо трансцендентальное единство апперцепции. Это логическое самосознание, понимание своего «Я» как того, что не является само по себе впечатлением и в то же время связывает и упорядочивает впечатления. Иными словами, «Я» рассуждающего, то есть «Я» любого познающего субъекта, упорядочивает чувственные впечатления, основываясь на постоянных и систематически организованных категориях рассудка, и тем самым обеспечивает единство опыта, науки и природы. Та картина мира, которая формируется у меня благодаря трансцендентальному единству апперцепции, является частью моего сознания, принадлежит мне, создана мною.
Еще один момент, на который следует обратить внимание, - это различие между рассудком и разумом. Рассудок - это низшая ступень разума, задача которого состоит в том, чтобы упорядочить чувственный опыт согласно определенным правилам. Разум пытается выйти за пределы чувственного опыта, достигнуть теоретического знания о «вещах в себе» и ответить на метафизические, философские вопросы, неизбежно возникающие у познающего субъекта. Однако познать и воспринять трансцендентное невозможно, так как оно по определению выходит за границы нашего возможного опыта и лежит вне его. В результате разум сталкивается с антиномиями. Антиномия - это противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными. Например,
«Мир ограничен во времени и ограничен также в пространстве» и «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен и во времени, и в пространстве».
Можно в одинаковой степени обосновать и то и другое положение. Помимо попыток ответить на метафизические вопросы разум регулирует деятельность рассудка. Разум обеспечивает систематическое единство знания, то есть дает систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание, и создает регулятивные идеи, которые упорядочивают идеи об объектах. К регулятивным идеям, в частности, относится идея мира вообще или идея о Боге.«Критика практического разума»
Практический разум в учении Канта - единственный источник принципов морального поведения; это разум, который становится волей. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Для Канта основным мотивом человеческого поведения как морально значимого является стремление следовать долгу. Для того чтобы понять, что такое долг в смысле Канта, необходимо предварительно выделить субъективный и объективный моменты.
Во-первых, долг - это всегда внутреннее убеждение человека в том, что он должен поступать так, а не иначе. Вступая в конкретное взаимодействие с другими людьми, человек не должен основываться на каких бы то ни было ожиданиях с их стороны, не должен пытаться сделать что-то, что, возможно, они считают для себя полезным и ценным. В первую очередь он должен основываться на собственном субъективно удостоверенном убеждении, что надлежит поступать именно так, а не иначе. Согласно Канту, в сознании каждого человека существуют априорные нормы как безусловно значимые для него ценности. Если, взаимодействуя с другими людьми, человек хочет, чтобы его поведение было морально значимым, он должен в своем конкретно-фактическом поведении руководствоваться именно этими априорными нормами. Важно не то, что почему-либо хотят и ожидают от тебя другие люди, и не то,
что ты сам почему-либо хочешь сейчас, будучи настроенным так или иначе в данный момент, а то, насколько твое конкретное поведение является практическим воплощением и, следовательно, применением тех норм, которые уже до этого существовали в сознании в качестве определенных убеждений, что надлежит поступать именно так. Доказательством существования подобных норм, по мнению Канта, является чувство стыда, которое человек испытывает всякий раз, когда он действует вопреки этим нормам.
Исходя из сказанного, может возникнуть представление, что нормы, будучи личностными убеждениями, всецело субъективны и поэтому у каждого «свои нормы». Однако это не так. Априорные нормы Канта не субъективны, а транссубъективны. Другими словами, будучи личностными убеждениями, эти убеждения одинаковы у разных людей. Это и есть второй, как бы объективный момент в теории долга Канта.
Объективный момент в теории долга Канта может быть раскрыт на основе интерпретации «категорического императива» его этики, который является правилом этически значимого поведения. Категорический императив Канта звучит следующим образом: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»37. Другими словами, все должны, с одной стороны, действовать на основе личных убеждений, но, с другой, - желать, чтобы эти их личные убеждения были бы и убеждениями других в качестве всеобщего закона. Некоторое множество таких убеждений, по поводу которых согласны все, и есть априорные нормы в рамках сознания отдельного человека.
Следует заметить, что Канта непосредственно не интересует вопрос о содержании конкретно-исторических норм морали. Впрочем, он затрагивает и эту тему, когда во второй формулировке категорического императива говорит следующее: «Поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»38.
Самым главным в этической доктрине Канта является то, что здесь мораль связывается с наличием у человека внутренних убеждений и готовностью действовать согласно именно им, а не так, как ему сейчас хочется или как выгодно в данный момент ему и другим.
«Критика способности суждения»
Данное произведение посвящено эстетической способности человека. Кант задумал «Критику способности суждения» как связующее звено между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума».
Согласно Канту, непосредственно к сфере эстетического относится только прекрасное. Кант подробно проанализировал эту эстетическую категорию. Во-первых, он описал прекрасное как особое психологическое явление, выделив его на фоне других феноменов, в том числе тех, которые имеют еще и этический смысл. Во-вторых, он попробовал объяснить, почему нечто воспринимается нами как прекрасное.
В аналитике прекрасного Канта можно выделить три уровня: 1 - психологический, 2 - трансцендентальный и 3 - каузальный. При этом первые два относятся к описанию этого явления, а третий - к попытке его объяснения.
1. Прекрасное - это то, что в случае его восприятия вызывает чувство удовольствия. Другими словами, прекрасное - это то, что «нравится». Понятно, что, вообще говоря, нравиться может многое. Специфика удовольствия от именно прекрасного состоит в том, что воспринимаемый или воображаемый объект нравится вне всякой связи с чем-либо еще. В частности, не в связи с тем, что он может
быть полезным в каком-либо отношении, или потому, что я им обладаю как своей собственностью или хочу обладать. Прекрасный объект - это тот, который вызывает чувство удовольствия исключительно в связи с фактом его восприятия. Воспринимая прекрасный объект, согласно Канту, я заинтересован только в факте его восприятия, так как он мне нравится. Созерцая или слыша его, о чем бы то ни было еще в этот момент я не думаю и мне ничего еще, дополнительно, не хочется, потому что я уже обладаю чувством удовольствия. Захотеть в этот момент что-либо еще - значит отказать себе в удовольствии от факта чистого созерцания или слышания. По мнению Канта, чистое наслаждение от прекрасного можно получить, например, созерцая цветы или слушая музыку.
2. В результате того определения прекрасного, которое мы получили на первом, психологическом уровне описания, можно подумать, что прекрасное всецело субъективно и поэтому каждый волен решать, что же именно является таковым. С точки зрения Канта, это не так. По его мнению, действительно прекрасным можно назвать только то, что может нравиться всем. Научно доказать это, проведя, допустим, соответствующее эмпирическое исследование, в ходе которого будет опрошено множество людей, естественно, нельзя. Говоря о всеобщности (трансцендентальносте) восприятия прекрасного, Кант имеет в виду следующее. Человек, воспринимающий нечто как прекрасное, одновременно думает, что и другие, находясь в его условиях, будут переживать то же самое. Так он думает потому, что в его персональном восприятии прекрасного нет ничего от того, что как-то может быть связано с его личностным отношением к воспринимаемому. По словам Канта, «для того чтобы быть судьей в вопросах вкуса, нельзя ни в малейшей степени быть заинтересованным в существовании вещи, в этом отношении надо быть совершенно безразличным»[39]. Находясь в таких условиях, человек будет склонен думать, что
и другие в силу единообразия человеческой психики будут переживать то же самое. Естественно, это лишь некоторое идеальное условие, которое можно себе представить, но которое в реальности встретить достаточно сложно.
Существует множество факторов социального и индивидуально-психологического характера, которые препятствуют реализации единства людей в их восприятии прекрасного. Если, например, человек почему-либо не может настроиться на чистый и незаинтересованный лад и все время думает о чем-то еще, то он вообще не может воспринять прекрасное в том смысле, какой в это вкладывал Кант. Вкус как реальная способность к чистому созерцанию, в результате которого возникает переживание прекрасного, требует соответствующего развития и воспитания, и он не существует у всех в уже готовом виде. В частности, по мнению Канта, «вкус всегда оказывается варварским там, где он для удовлетворения нуждается в добавлении возбуждающего и трогательного, а тем более если он делает их критериями своего одобрения»39 [40]. 3. Хотя мы уже указали на некоторые примеры того, что, по мнению Канта, является прекрасным, однако этого явно недостаточно. Теперь необходимо более подробно описать, что же именно, по мнению Канта, может быть прекрасным, и ответить при этом на вопрос, почему он считал именно так. Согласно Канту, «красота - это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели»[41]. Таким образом, красивым (как прекрасным) может быть именно форма. Форма предметов, по словам Канта, это «есть или фигура (Gestalt),или игра; в последнем случае или игра фигур (в пространстве - мимика и танец), или только игра ощущений (во времени)... Истинный предмет чистого суждения вкуса составляет в первом случае рисунок, в последнем - композиция»42. На вопрос, почему же Кант считал именно так, можно ответить следующим образом. Согласно представлениям Канта, человеческий разум обладает особой способностью, которая называется рефлектирующей способностью суждения. Вообще, по мнению Канта, следует различать два вида суждений: определяющие и рефлектирующие. Определяющее суждение - это такое суждение, где особенное подводится под всеобщее. В частности, индивид подводится под вид, а вид под род. Примеры определяющих суждений: «Петров - студент», «Все тела подчиняются закону всемирного тяготения». Естественные науки и другие формы знания, где устанавливаются связи и причинно-следственные отношения между явлениями, как раз и состоят из таких суждений. Что же касается рефлектирующих суждений, то это такие, где от особенного предпринимается попытка перейти к общему. В рамках принятой в логике классификации суждений их можно было бы отнести к индуктивным. Однако, определяя этот вид суждений, Кант имеет в виду не общее представление об индуктивности, а другой, совершенно особый момент. Изучая нечто в рамках той или другой науки, человек пытается установить причинно-следственные связи между отдельными явлениями, мысля посредством определяющих суждений. Однако одного этого мало. Кроме того, он также стремится понять изучаемое как некоторую систему, в которой отдельные элементы и отношения выступают в виде взаимосогласованной целостности. Например, если физиолог изучает глаз, который состоит из множества отдельных элементов, непосредственно связанных между собой причинными отношениями, он для того, чтобы лучше понять строение глаза, должен думать не только об отдельных элементах этого органа, но также и о нем как целом органе, который предназначен для зрения. Вот эта способность осознавать нечто как целое, что на первый взгляд кажется разрозненным и несвязанным, но что в действительности гармонично и упорядочено, и есть то, что Кант назвал рефлектирующим суждением. Когда мы после долгих усилий вдруг как бы сразу схватываем в уме нечто, что до этого казалось неупорядоченным хаосом случайных связей, как подобную целостность и единство, тогда у нас и возникает удовольствие от понятого. В частности, возможно, именно поэтому образованных людей в Новое время так восхищала классическая механика. Ведь оказалось, что то, что до этого выступало как несвязанный конгломерат множества совершенно различных сил и движений, вдруг выстроилось в целостную и организованную систему. Вот это удовольствие от формы, понятой как гармоничная упорядоченность целого, и есть причина того, почему, согласно Канту, нравится. И прекрасным - в случае эстетики - может быть именно форма. Таким образом, с точки зрения Канта, источник эстетического наслаждения от прекрасного как формы - это присущая человеку рефлектирующая способность суждения. Прекрасное - это как бы сверхчувственная транссубъективная идея, к восприятию которой необходимо специально готовиться. Следует заметить, что Кант обращал внимание и на другие моменты, которые принято относить к эстетике. В частности, он проанализировал различные категории эстетического, обратив внимание на то, что, например, возвышенное - это не чисто эстетическая категория. В силу того что в случае восприятия возвышенного всегда примешивается переживание элементов борьбы и усилий, здесь затрагивается и этическая проблематика. 5.2.