<<
>>

Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1780-1831) - немецкий фи­лософ, оказавший существенное влияние на развитие западноевро­пейской философии и русской общественной мысли в 40-60-х гг.

XIX века. Вклад Гегеля в развитие философии заключается в раз­работке диалектического метода, применяемого мыслителем к объ­

яснению природы, общества и человека. Если Кант утверждает на­личие неизменных трансцендентальных предпосылок, таких как формы восприятия: пространство и время, а также категорий рас­судка, которые присущи всем субъектам и являются основой по­знания, то Гегель говорит об изменяющихся трансцендентальных предпосылках познания, которые создаются историей и поэтому культурно относительны. Философ пытается обозначить и описать условия изменения данных предпосылок. Кроме того, основной вопрос философии о том, как возможно происхождение много­го из единого, является предметом рационального познания. При этом инструментом данного познания является диалектическая логика, основой которой является противоречие, а формой позна­ния - понятие. Примечательно, что дух у Гегеля - это не что-либо мистическое, а мышление в понятиях. При этом природа и мыш­ление тождественны.

Введением в философию Гегеля является «Феноменология духа» (1807). Здесь описан знаменитый метод гегелевской фи­лософии. В основе этого метода лежит переход от абстрактно­го к конкретному, от абстрактных определений к определениям конкретным. Причем под «абстрактными определениями пони­маются частичные, односторонние определения объекта, а под конкретным - единство в многообразии, единство абстрактных определений, в конечном счете - система абстрактных понятий»[43]. Феноменология духа - это процесс развития самопознания духа, который для достижения абсолютного знания должен пройти и ис­следовать все исторически сложившиеся формы знания. С одной стороны, сознание как самопознание духа представляет собой пе­реход от сознания индивида, которое представляет собой самую простую форму чувственного опыта, к философскому знанию, где снимается противоположность субъекта и объекта, а вместо этого

есть абсолютное тождество мышления и бытия.

С другой стороны, путь к абсолютному философскому знанию носит исторический характер. Гегель полагает, что каждый индивид должен пережить процесс развития духа, рассматривая разные этапы историческо­го опыта как ступени развития духа. Следует отметить, что все исторически сложившиеся формы знания есть произведение само­го духа, под которым понимается прежде всего абсолютный субъ­ект познания, некий обобщенный сознательный субъект, который не является конкретным человеком с его пристрастиями, желани­ями, личным мнением. Он не привносит в процесс познания что- то свое, а только наблюдает за саморазвитием идеи и предостав­ляет ей самостоятельность.

Гегель полагает, что сущностью всех вещей является разум. Все, что существует, разумно, и только разумное существует. Имеется в виду то, что и природа, и общество, и человеческое мышление организованы определенным образом, подчиняются законам, ко­торые могут быть выведены и познаны.

Целью феноменологии духа является абсолютная идея, кото­рая выражает полноту всего сущего и является следствием тож­дества субъекта и объекта, природы и мышления. Существуя до природы и общества, абсолютная идея проходит три ступени раз­вития: логику, природу и дух.

Логика

Важным произведением для понимания философии Гегеля является «Наука логики». Здесь представлена первая ступень раз­вития абсолютной идеи - безличное, «чистое», то есть беспред­метное, мышление, конституирующее само из себя систему логи­ческих категорий. Причем данные категории представляют собой не только упорядоченную систему понятий, но показаны в их само­развитии и движении. Логические категории переходят друг в дру­га и взаимно обуславливаются. Это саморазвивающаяся система понятий, в которой одним из главных моментов является переход от простого абстрактного, безличного, к сложному - конкретному

и содержательному. Главной действующей силой в данном случае является логическое мышление, дух. Для Гегеля главной формой познания является «чистое понятие» («Понятие» с большой бук­вы).

«Чистое понятие» отражает сущность вещей и не имеет ниче­го общего с субъективно данными понятиями, которыми оперирует человек. Понятие представляет собой тождество противополож­ностей и подчиняется законам диалектики. Выше было сказано о том, что Гегель предпочитает формальной логике диалектиче­скую. «Диалектика развития „чистого понятия“ составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления»[44].

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по следующей схеме: утверждение (тезис), отрицание этого тезиса (антитезис), отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). При этом тезис и антитезис не уничтожаются в синтезе, а сохраняются в некотором высшем гармонизирующем единстве. Развитие про­исходит по спирали: проходя тройственный цикл, где третья сту­пень - синтез выступает в качестве нового утверждения (тезиса), весь процесс воспроизводится заново, и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Гегель демонстрирует данный про­цесс на следующем примере: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным на­личным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического един­ства, в котором они не только противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходи­мость и составляет жизнь целого»[45]. Представленная схема лежит в основе диалектического метода, используемого Гегелем для по-

строения системы онтологических категорий. Построение данной системы и составляет содержание произведения «Наука логики».

Любая система начинается с некоей первой категории, на основе которой выводятся остальные категории. В качестве ис­ходной категории выступает «чистое бытие». Как исходная ка­тегория, «чистое бытие» обладает рядом характеристик: являет­ся наиболее абстрактной, не имеющей конкретного содержания; содержит в себе внутренний источник своего развития; являет­ся субстанциальным началом, то есть сохраняется и обогащает­ся конкретным содержанием в процессе развития категориальной системы, и наконец, является непосредственной, то есть невыво­димой из каких-то других в рамках данной системы общих кате­горий.

Единственной характеристикой «чистого бытия» является существование. Оно не содержит различия, отношения к другому. «Чистое бытие» представляет собой абстрактное начало, лишен­ное каких-либо качественных определений. «Чистое бытие» вы­ступает в качестве тезиса, а в качестве антитезиса выступает «ни­что». Вместе они дают начало новой категории - «становлению». «Бытие» и «ничто», с одной стороны, как бы «статически» проти­воположны друг другу по смыслу («ничто» - это отрицание «бы­тия»), но, с другой стороны, «становление» - это есть переход из «ничто» в «бытие». То есть получается, что «динамически» «бы­тие» и «ничто» едины. Едины в том смысле, что они вместе в ре­зультате перехода мысли от одной категории к другой порожда­ют новую, третью категорию. Становление (возникновение) - это переход из ничто в бытие. «Возникнуть» - это значит сначала не быть, но потом появиться.

«Прослеживая дальнейшую диалектическую дедукцию после­дующих категорий в „Науке логики“ в качестве основных после­довательных форм такой конкретизации бытия, можно выделить следующие формы: качественная и количественная определен­ность, его мерность (а не безмерность), сущность (в форме тож­дества, различия, противоречия, основания), существование, явле­ние, действительность как единство сущности и явления»46. Итак,

наиболее развитым модусом бытия выступает «действительность». Действительность - это осуществленная реальность во всей своей совокупности материального и идеального, то есть не только ве­щей, но и овеществленных идей, идеалов, целей, общественных институтов и объективного знания. Действительность - единство сущности и явления, то есть внутреннего содержания предмета и внешнего способа его существования. Таким образом, бытие представляет собой процесс развития, процесс категориальной конкретизации. В процессе развития происходит переход от наи­более абстрактного «чистого бытия» к конкретному и определен­ному - «действительности».

«Наука логики» содержит три раздела: учение о бытии, учение о сущности, учение о понятии.

При этом учение о бытии и учение о сущности Гегель относит к объективной логике, а учение о по­нятии - к субъективной логике. Формирование основных катего­риальных форм бытия составляет основу первого раздела «Науки логики»: учения о бытии. Интересно, что в «Науке логики» об­наруживает себя диалектический метод Гегеля, основанный на триаде «тезис - антитезис - синтез». Учение о бытии выступает в роли тезиса, учение о сущности представляет собой антитезис, а учение о понятии есть не что иное, как синтез. На уровне бы­тия происходит отделение субъекта от объекта. Человек противо­поставляет себя природе как объективной реальности, обладаю­щей самостоятельностью по отношению к сознанию. На уровне сущности человек проявляет себя в качестве познающего субъек­та, стремящегося выйти за пределы непосредственного и понять суть вещей. Здесь можно говорить об отражении сознанием бы­тия, о конструировании смыслов, связанных с объективной реаль­ностью. Понятие представляет собой единство бытия и сущности, единство объекта и субъекта, природы и мышления. Движение по-

46 Основы онтологии: учеб. пособие / Под ред. Ф. Ф. Вяккерева, В. Г. Ива­нова, Б. И. Липского, Б. В. Маркова. СПб.: Изд. С.-Петербургского универси­тета, 1997. С. 59.

нятия есть развитие (развертывание), посредством которого пости­гается то, что изначально уже заключено в этом понятии. Понятие не нуждается в чем-то внешнем для своего существования и реа­лизации, оно есть свободная творческая деятельность, которая за­ключает в себе всю полноту всякого содержания. Само бытие есть результат развития понятия. В природе, как отмечает Гегель, сту­пени понятия соответствует органическая жизнь, где, например, зародыш растения содержит в себе все растение, но только в воз­можности, идеальным образом. Завершающим этапом логики яв­ляется Абсолютная идея. Абсолютная идея - это чистая форма понятия, созерцающая свое содержание, которое совпадает с ней самой. В качестве такой формы она есть лишь метод построения этого содержания.

В качестве содержания Абсолютной идеи вы­ступает система вышеуказанных категорий, выстроенных на ос­нове диалектического метода. Когда система категорий сформи­рована, Абсолютная идея проявляет себя в природе.

Природа

Природа - это инобытие духа. Природа представляет собой материальное, овеществленное состояние духа. Это форма выра­жения духа. Природа не хаотична, она представляет собой упоря­доченную и структурированную систему. Наличие законов при­роды, организованность живой и неживой природы указывают на то, что за материальным стоит идеальное, Божественный дух, который выступает как принцип организации и строения приро­ды. Философия природы тоже строится в соответствии с триадой диалектического метода. Гегель выделяет три ступени проявления Абсолютного духа в природе: механику, физику, органику. В ме­ханике преобладает материальная сторона природы. Здесь речь идет о пространстве, времени, движении, материи, всемирном тяготении. На данном этапе Гегель рассматривает формирование Солнечной системы, взаимодействие между небесными телами, основанными на законе всемирного тяготения. Небесные тела, ко­торые формируются из бесформенной материи, представляют со­

бой первый шаг на пути индивидуализации, к которой стремится природа. Тяготение обеспечивает необходимые условия для раз­деления небесных тел и их организации в рамках Солнечной си­стемы. Механика не предполагает изучение внутренних свойств небесных тел, их физиологию, а только внешних механических явлений, таких как соотношение светил, расстояние между ними. Механика является воплощением количественной определенности.

Физика как антитезис механики представляет формирующее начало явлений природы. Здесь обсуждаются отдельные явления материального наличного бытия. Речь идет об основных косми­ческих отношениях и метеорологической связи элементов, затем об удельном весе, о сцеплении, магнетизме, кристаллизации, об электричестве и химическом процессе. На данном этапе тела об­ретают индивидуальность, проявляющуюся в наличии отдельных свойств. Между телами помимо механических взаимодействий осуществляются другие: химические, электрические, магнитные и т. д. Физика находит свое выражение в качественной определен­ности материальных образований, которая, в свою очередь, являет­ся следствием индивидуальности. Именно на этом этапе становит­ся очевидным относительный и неустойчивый характер природных сущностей и утверждается значение формы, о которой идет речь в третьей части философии природы - органике.

Органика есть синтез механики и физики. В органике выде­ляются: «геологический организм», «растительный организм» и «животный организм». Априорная цель развития природы есть возникновение жизни, поэтому «геологический организм» и «рас­тительный организм» - необходимые ступени для возникновения «животного организма». «Животный организм» - венец приро­ды, представляющий собой микрокосм, в котором вся неоргани­ческая природа объединилась и идеализировалась. В «раститель­ном» и «животном» организмах идея проявляет себя в образовании множества органических видов по общим типам и степеням совер­шенства; далее - в способности каждого организма непрерывно воспроизводить форму своих частей и своего целого через уподо­

бление внешних веществ (Assimilationsprocess);затем - в способ­ности бесконечного воспроизведения рода через ряды поколений, пребывающих в той же форме (Gattungsprocess),и, наконец (у жи­вотных) - в субъективном (психическом) единстве, делающем из органического тела одно самочувствующее и самодвижущееся су­щество[46]. Следует отметить, что Гегель отрицает эволюционное раз­витие. Каждое видоизменение организмов есть «сразу и целиком то, что оно есть». Высшие формы включают в себя низшие фор­мы в преобразованном виде, из которых они возникли, но к ним несводимы, ибо целое не равно сумме своих частей. Интересным моментом является то, что Гегель проявление Абсолютной идеи связывает с родом, а не с индивидуумом. Род - это форма, кото­рую должен воплотить в себе индивид. Но индивидуум не может осуществить в полной мере понятие рода. В каждом индивидуу­ме есть отклонение от идеи рода. Причем каждое такое отклоне­ние есть проявление случайности и выступает в качестве «первона­чальной болезни», которая в итоге приводит к смерти индивидуума. Индивидуум - только переходный момент в жизни, обнаружива­ющейся в нем идеи. Ни в одном индивидууме понятие рода не на­ходит своего полного воплощения, но оно продолжает стремиться к осуществлению этой цели и проявляет себя в виде жизненного стремления и жизненной силы всех явлений. Достигнув предела в мире природы, создав совершенный живой организм - человека, Абсолютная идея возвращается к самой себе. Родовое и всеобщее находит свое воплощение не в конкретном индивидууме, а в ра­зумном мышлении, которое воплощает в себе человеческих дух.

Дух

Философия духа содержит в себе три раздела: учение о субъ­ективном духе, учение об объективном духе и учение об абсолют­ном духе. В учении о субъективном духе речь идет о человеке как

отдельном индивидууме. Гегель описывает становление человека, начиная с его телесности и заканчивая его причастностью к объек­тивному духу. Разумный человеческий индивид является следстви­ем развития природы, и на начальном этапе он является прежде все­го ее частью: подчиняется ее влиянию и живет инстинктами. Здесь важными характеристиками человека являются пол, раса, возраст, темперамент, способности и т. д. Все это становится предметом антропологии. Потом, по мере развития сознания, осуществляет­ся переход к самосознанию и разуму. Этот процесс описывает фе­номенология духа. Синтез практического и теоретического разума является предметом психологии. Развитие практического и теоре­тического разума приходит к формированию свободной воли, об­ладающей самосознанием, которая в то же время делает причаст­ным человеческий разум разуму всеобщему, надындивидуальному.

Ступень объективного духа - это коллективная, обществен­ная жизнь человека. Развитие разума приводит к тому, что чело­век начинает воспринимать других людей в качестве равных ему по разуму и понимать, что с ними надо считаться, ибо его свобода ограничивается их свободой. В данном разделе Гегель описывает диалектику права и морали, объединенных в нравственности, яв­ляющейся их синтезом. Низшая ступень объективного духа пред­ставлена правом. Право устанавливает внешние формы взаимодей­ствия индивидов в обществе. Гегель говорит прежде всего о праве собственности, договорного и уголовного права.

Вторая ступень развития объективного духа - мораль. Мораль отличается от права тем, что имеет дело с внутренними формами, определяющими поступки людей. Здесь происходит процесс под­чинения субъективного духа объективному. В данном случае че­ловек руководствуется не принуждением со стороны права, а лич­ными убеждениями, в то же время основанными на объективной морали, носителем которой является объективный дух.

Третья ступень развития объективного духа - нравственность, в которой совпадают его внешняя форма - право и внутренняя форма - мораль. Нравственность реализуется в общественных ин-

статутах. Основной формой осуществления нравственности Гегель считает семью. Второй ступенью является гражданское общество. Цель гражданского общества - это охрана материальных и нрав­ственных интересов индивида. Наивысшее воплощение объектив­ного духа реализуется в государстве. Цель государства - реали­зация всеобщей идеи справедливости. Ради осуществления этой идеи государство готово принести в жертву интересы индивидуу­ма. Объективный разум подчиняет себе субъективный разум. Есть внутреннее государственное право, которое регулирует взаимодей­ствие между людьми в отдельно взятом государстве и выражает общий дух народа. Есть внешнее государственное право, которое устанавливает отношения между государствами. Сама идея госу­дарства может быть реализована не в единичном действительном государстве, но лишь в историческом развитии человечества, во всемирной истории.

Всемирная история находит свое воплощение в абсолютном духе. Абсолютный дух - единство субъективного и объективного. На этой ступени дух освобождается от всех противоречий и при­миряется с самим собой. Абсолютный дух становится мышлением мышления и достигает завершенного знания о себе самом, проходя три ступени: 1) созерцания в искусстве, 2) деятельности чувства и представления в религии и 3) жизни чистой мысли в философии. Предметом искусства является прекрасное, которое представляет собой единство формы и содержания, идеи и ее чувственного во­площения. В зависимости от соотношения между формой и со­держанием Гегель выделяет три исторических типа искусства. Восточное искусство имеет символический характер и, как след­ствие, несоответствие формы идеи ее содержанию. На этой стадии развития символическое искусство дает лишь намек на идею, но не способно адекватно ее выразить. Единство формы и содержа­ния являет собой классическое искусство, прежде всего искусство Античности. Здесь чувственная форма воплощения идеи полно­стью раскрывает ее содержание. Идея находит свое лучшее выра­жение в скульптуре. Третья форма существования идеи связана

с романтическим искусством, временной период которого начина­ется Средневековьем и длится по сей день. В качестве воплощения идеи выступают живопись, музыка и поэзия. В романтическом ис­кусстве идея полностью реализует себя, но ее чувственная форма все-таки отстает от содержания, так как она не способна выразить всю полноту идеи. Здесь идея обретает полную свободу и незави­симость от всего чувственного и переходит к следующей форме своего развития - религии.

В религии абсолютный дух проявляет себя в духовных образах и чувствах. В религии можно выделить три ступени, которые про­ходит абсолютный дух. Первая ступень - это восточная религия, где Бог представляет собой субстанцию природного мира. Вторая ступень - религия духовной индивидуальности, которая, напри­мер, представлена религией красоты у греков и религией рассудка и целесообразности у римлян. Третья ступень - абсолютная рели­гия - христианство как воплощение единства конечного и беско­нечного. Бог в христианстве - это абсолютный дух, сама себя ре­ализующая идея.

Высшая ступень абсолютного духа - философия. История фи­лософии - это прогресс самосознания человеческого культурно­го духа, в процессе которого происходит раскрытие содержания Абсолютной идеи. Философия представляет собой мышление в по­нятиях, не нуждающееся в чем-то внешнем. Философские систе­мы на всем протяжении истории философии представляют собой разные этапы раскрытия и постижения Абсолютной идеи при по­мощи понятий. «Каждая система философии является необходи­мым продуктом человеческого мышления и необходимой ступенью в его развитии»[47]. При этом каждая философская система отража­ет особенности той культурной эпохи, в рамках которой была со-

здана. Сам дух обладает изменчивостью и проходит ряд ступеней в своем развитии, поэтому и философские системы отличаются друг от друга. Каждая из этих систем является одновременно ис­тинной и ложной. Истинной, потому что является сознанием опре­деленного состояния развития истины. Ложной - в силу того, что считает определение истины в данный исторический момент аб­солютно достоверным и окончательным. Совершенная истина за­ключается в том, чтобы соотнести все частные, исторически сло­жившиеся истины с абсолютной идеей, которая представляет собой некую абсолютную целостность.

Философия Гегеля оказала большое влияние на развитие исто­рии философии прежде всего в Германии и России. В частности, диалектический метод Гегеля нашел свое применение в филосо­фии марксизма.

Вопросы для самопроверки

1. Какие проблемы являются основными для немецкой клас­сической философии?

2. Какие произведения составляют основу «критической» фи­лософии И. Канта?

3. В чем разница между аналитическими и синтетическими суждениями?

4. Какую роль в познавательном процессе играют априор­ные формы?

5. Возможны ли априорные синтетические суждения?

6. Сформулируйте основное положение «категорического им­ператива» Канта?

7. Как определяется «прекрасное» в учении Канта?

8. Какие ступени развития проходит Абсолютная идея в уче­нии Г. Ф. Гегеля?

9. В чем суть диалектического метода Гегеля?

10. Что подразумевал Гегель под тождеством бытия и мыш­ления?

11. Почему философия является высшей ступенью абсолют­ного духа?

12. Какое влияние оказала немецкая классическая философия на дальнейшее развитие философии?

<< | >>
Источник: Философия: учеб. пособие / Л. В. Балтовский, Е. П. Гурьев, С. Ю. Каргапольцев [и др.]. - СПб.: СПбГАСУ,2019. - 211 с.. 2019

Еще по теме Система и метод философии Г. В. Ф. Гегеля: