<<
>>

  Практическая философия Гегеля

  Эта работа Лаврова представляет собой третью, заключительную статью из цикла статей «Гегелизм», помещенных в «Библиотеке для чтения»; в рукописи она так и называется — «Гегелизм. Статья третья». Однако в «Библиотеке для чтения» (1859 г., № 4, стр.
1—66, и № 5, стр. 1—61) статья была напечатана под названием «Практическая философия Гегеля». В настоящем издании сохранено это название, но добавлено к нему — в качестве подзаголовка — первоначальное название, указывающее на непосредственную связь данной работы с «Гегелизмом».
Для настоящего издания «Практическая философия Гегеля» сверена с рукописью (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 1—2).
      1. В рукописи подзаголовки обоих разделов отсутствуют.— 179
      2. Автор«Contract social» Жан-ЖакРуссо (1712—1778).—181
      3. Имеются в виду религиозные войны католиков с протестантами в Западной Европе в XVI в. — 187
      4. Кордельер — член демократического «Общества друзей прав человека и гражданина», действовавшего во Франции во время революции 1790—1794 гг.— 191
        1. Драгонады — драгунские постои в домах гугенотов при Людовике XIV, введенные как наказание за отход от католической церкви.— 193

0 Сведенборг, Эмануэль (1688—1772) — шведский мистик. Его сочинению «Небесные тайны» (в 8 томах) дал уничтожающую характеристику И. Кант в «Грезах духовидца, поясненных грезами метафизика» (см. И. Кант. Соч., т. 2. М., 1964).
Месмер, Фредерик Антуан (1733—1815)— немецкий врач, автор теории «животного магнетизма».— 199
        1. Розенкрейцери — члены религиозно-философского общества XVII—XVIII вв. в Германии и Голландии. — 199
        2. Автор романа «Веверлен» («Уеверли»), 1814 — Вальтер Скотт (1771 — 1832).— 200
        3. Фома Морус (Томас Мор, 1478—1535)— английский философ, один из основоположников утопического социализма, автор «Утопии» (1516), где изображается идеальное государство, основанное на общности собственности и обязательном труде.— 203
        4. Анабаптисты (перекрещенцы) — последователи протестантской секты, возникшей в XVI в.; выступали за крещение в сознательном возрасте и проповедовали близость мирового переворота, в результате которого будет установлено «царство божье» и социальное равенство.

Милленарии (хилиасты)— сторонники учения о втором пришествии Христа и установлении его «тысячелетнего царства» справедливости,, всеобщего равенства и благоденствия. — 208
        1. R. Haym, Hegel und seine Zeit, Berlin, 1857, S. 68. Cp. P. Гайм. Гегель и его время. Спб., 1861, стр. 49.—205
        2. R. Haym, op. cit., S. 66. Ср. Р. Гайм. Там же, стр. 47.—

206
        1. 7?.
          Haym, op. cit., S. 71. Ср. Р. Гайм.Там же, стр. 52.—

206
        1. R. Haym, op. cit., S. 168. Ср. Р. Гайм. Там же, стр. 135.—

208
16 7?. Haym, op. cit., S. 163. Ср. Р. Гайм. Там же, стр. 131.—
210
          1. I. Kant, Kritik der praktisclicn Vernunft, Leipzig, 1956, S. 42. Ср. И. Кант. Сочинения в шести томах, т. 4, ч. 1. М., 1965. — .212
          2. Речь идет о либеральной конституции, обещанной прусским королем для привлечения на свою сторону демократических слоев населения в годы борьбы против Наполеопа. После поражения Наполеона король «забыл» о своем обещании, и народ «напомнил» об этом его преемнику революцией 1848 г.— 217
          3. Имеется в виду Г. Гервинус.— 217

18а Дружинин, Александр Васильевич (1824—1864)— критик и беллетрист, в 1856—1861 гг. был редактором журнала «Библиотека для чтения», в котором печатались статьи Лаврова о геге- лизме.— 219
10 Цит. по рецензии А. Рыжова «Прусский государственный человек 1806—1815 годов» на книгу «Das Leben des Ministers Freiherrn vom Stein. Von G. H. Pertz» (Berlin, 6 vol. in 8. 1849— 1855). См. «Отечественные записки» № 12, 1857, стр. 738—739.— 221
            1. Hegel, Grundlinien der Philosophie des Rechts, 3 Aufl, Leipzig, 1930, S. 285. Ср. Гегель. Соч., т. VII. M.—Л., 1934, стр. 23.— 228
            2. Hegel, op. cit., S. 285. Ср. Гегель.Там же, стр. 32.— 229
            3. Hegel, op. cit., S. 49. Ср. Гегель.Там же, стр. 65.— 235
            4. Имеется в виду книга Прудона «DelaJusticedanslaRevolutionendansi'eglise» («О справедливости в революции и церкви»), 1858, за которую автор был привлечен к суду.— 239

24 Hegel, Grundlinien der Philosophie der Rechts, S. 313. Ср. Гегель. Соч., т. VII, стр. 130.— 240
26 Hegel, op. cit., S. 109, 115, 318. Ср. Гегель. Там же, стр. 149, 153, 156. — 241
              1. Hegel, op. cit., S. 127. Ср. Гегель.Там же, стр. 169— 170.—243
              2. Hegel, op. cit., S. 320. Ср. Гегель.Там же, стр. 158.— 246
              3. Hegel,op. cit., S. 362. Ср. Гегель.Там же,стр. 310—311.—250

20 См. Аристотель. Политика. М., 1911, стр. 8.— 262
                1. Hegel, Grundlinien der Philosophie der Rechts, S. 219. Ср. Гегель. Соч., т. VII, стр. 293.— 265
                2. Hegel, op. cit., S. 361. Ср. Гегель.Там же, стр. 308.— 266
                3. Hegel, op. cit., S. 265. Ср. Гегель.Там же, стр. 347.— 271
                4. Hegel, op. cit., S. 360. Ср. Гегель.Там же, стр. 306.— 272
                5. Hegel, op. cit., S. 5,15. Ср. Гегель.Там же, стр. 7, 16.— 274

34а Бенеке, Фридрих Эдуард (1798—1854)— немецкий философ-идеалист и психолог, развивал субъективно-идеалистическую концепцию внутреннего опыта, выступал против рационализма; автор «Pragmatische Psychologic», Всі. 1—2, Berlin, 1850, и других трудов.— 295
                  1. Hegel, Encyclopadie, Leipzig, 1930, S. 14—15. Ср. Гегель. Соч., т. I. М.— Л., 1929, стр. 353—354.— 309

38 Hegel, Grundlinien der Philosophie der Rechts, S. 208—209. Ср. Гегель. Соч., т. VII. M.— Л., 1934, стр. 280.— 310
                  1. R. IIаут,Hegel und seine Zeit, S. 404. Ср. P. Гайм. Гегель и его время, стр. 347, 349.— 314
                  2. Hegel, Vorlesungen iiber die Philosophie der Religion, В. II, Stuttgart, 1928, S. 496.— 315

30 Hegel, op. cit., S. 353—354, 356.— 317
                    1. Лавров имеет в виду «Санкт-Петербургские Ведомости» № 259 от 26 ноября 1858 г.; подвальный материал в этом номере: «Фельетон.— Русская литература (журналы)», это обзор журналов за подписью «И. Б.[Бартенев, Петр Иванович]». Критикуя статью за подписью «г. [Добролюбов» в «Современнике» № 6, 7, 8 по поводу «Истории царствования Петра Великого» Н. Г. Устрялова, Бартенев ополчается против точки зрения Добролюбова, который полагал, что история есть история народов. Бартенев, напротив, категорически пишет: «История всегда была и будет историей правительств».— 323
                    2. Неволин, Константин Алексеевич (1806—1855) — юрист, профессор истории государства и права Киевского и Петербургского университетов. Автор двухтомной «Энциклопедии законоведения» (1834—1840).— 328
<< | >>
Источник: И. С. КНИЖНИК-ВЕТРОВ. П. Л. ЛАВРОВ. ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫ Е ПРОИЗВЕДЕНИЯ В двух ТОМАХ. Том 1. Издательство социально - экономической литературы. «Мысль» Москва-1965. 1965

Еще по теме   Практическая философия Гегеля:

  1.   ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ  
  2. Практическая философия Гегеля  
  3.   Практическая философия Гегеля
  4.   ПРЕДИСЛОВИЕ [к работе К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение»] 1887  
  5.   2. Фальсификация диалектико-материалистической философии путем «отождествления» ее с религией  
  6. Практическая философия
  7. Всемирная история (философия истории)
  8. к ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ
  9. Философия тождества Ф. Шеллинга
  10. И.З. Шишков КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИММАНУИЛА КАНТА
  11. А.М.Блок ГЕГЕЛЬ: «ХИТРОСТЬ МИРОВОГО РАЗУМА»
  12. С чего начиналась современная философия? Гегель и проблемы метафизики
  13. К.А.Сергеев, Я.А.Слинин «Феноменология духа» Гегеля как наука об опыте сознания
  14. II.8. Немецкая классическая философия. Вторая историческая форма диалектики
  15. Тема 2. Исторические типы философии
  16. Г.-В.-Ф ГЕГЕЛЬ
  17. Философия Гегеля
  18. СИСТЕМА И МЕТОД ФИЛОСОФИИ ГЕГЕЛЯ
  19. Философия права и проблема чужого Я
  20. Научная конференция ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ