Очерки вопросов практической философии
Как отмечалось во вступительной статье к настоящему изданию, эта работа принесла Лаврову известность и вызвала иоле мику. По ее поводу выступил в «Современнике» (1860, № 4, 5) II. Г. Чернышевский со знаменитой работой «Антропологический принцип в философии» и Н. Н. Страхов в «Светоче» (1860, № 7). Ответ Лаврова см. в помещенной в наст, томе статье «Ответ г. Страхову».
Влияние работы Лаврова на передовую интеллигенцию продолжалось и в последующие годы. Так, будущий видный деятель коммунистической партии М. С. Ольминский в августе 1883 г. разбирал ее в революционном кружке наряду с политической экономией Маркса и Милля (см. М. С. Ольминский. Давние связи. Сб. «От группы Благоева к «Союзу борьбы»», 1921, стр. 68).
Для настоящего издания «Очерки вопросов практической философии» сверены с рукописью (ЦГАОР, ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 254).
- Под «духовно-коммунистическим деспотизмом иезуитов в Парагвае» подразумевается теократическое государство иезуитов на юго-востоке Парагвая в конце XVI в.— 342
- Милль Д. С. О свободе. Спб., 1906, стр. 177.— 342
- Милль Д. С. Там же, стр. 145.— 346
- Симон, Жюль Франсуа (1814—1896) — французский философ-эклектик, публицист.— 346
- Жирарден, Сен-Марк (1801 — 1873) — французский философ-эклектик и политический деятель.
Ройе-Коллару Пьер Поль (1763—1845) — вождь либералов— «доктринеров» (умеренных консерваторов), считал психологию основой философии.— 348
- О Бенеке см. прим. 34а к стр. 295.— 359
- Hoaky Людвиг (1819—1885)— немецкий философ-мистик. Основал и издавал (1858—1863) журнал «Psyche» («Душа»). Соч.: Mythologie und Offenbarung Darmstadt, 1845—1846; Das Buch der Religion, oder der religiosen Geist der Menschheit in seiner geschichtliche Entwickelung, Leipzig, 1850; Die Theologie als Religionsphilosophie, Liibek, 1852.—
- P-J. Proudhoriy De la Justice dans la revolution et dans l'eglise.., T. 2, Paris, 1858, p. 474.— 364
- В статье «Вредные начала» (журнал «Иллюстрация». Спб., 1858, № 32, стр. 222—223) Лавров осуждает преклонение перед авторитетом.— 388
J0 Этот абзац в рукописи отсутствует.— 394
11 Имеется в виду Прудон (см. указание к стр. 400 в разделе «Из рукописей опубликованных работ»).— 400
Речь идет об австро-итало-французской войне 1859 года. Подробности см. в книге «Обзор кампании 1859 г. в Италии». Пер. с франц. Спб., 1890. Мортара — город в Ломбардии (Италия), имеется в виду сын этого города.— 420
- /. Я. Fichte, System der Ethiks, Leipzig, 1853, S. 64.— 437
- 14 января 1858 г. итальянский демократ Орсини покушался на жизнь Наполеона III.— 440
- П.-Ж. Прудон. Система экономических противоречий, или философия нищеты. Против этой работы Прудона К. Маркс опубликовал в 1847 г. книгу «Нищета философии». В 1859 г. Лавров не был знаком с этим произведением Маркса и явно преувеличивал значение работы Прудона. Впоследствии в рецензии на немецкое издание «Нищеты философии» (1885) Лавров целиком поддерживает позиции Маркса, а следовательно, изменяет и свое отношение к указанной работе Прудона.— 440
^ Имеется в виду статья А. И. Герцена «Несколько замечаний об историческом развитии чести». См. «Современник» № 3, март. Спб., 1848, отдел П. Науки и художества, стр. 27—44.— 447
- Лохвицкий, Александр Васильевич (1830—1884)— профессор истории русского права; его статья «Дуэль и кассационный суд» была опубликована в № 10—12 «Отечественных записок» за 1858 г.— 450
- Павлова, Каролина Карловна (1810—1894)— поэтесса и переводчица. См. «Разговор в Кремле. Стихотворение К. Павловой». Спб., 1854.— 453