<<
>>

  Что такое антропология

  Воспользовавшись выходом в свет книги И. Г. Фихте (сына) и Г. Вайца, Лавров излагает в этой статье свое понимание антропологии как философской системы. Статья впервые опубликована в 1860 г.
в журнале «Русское слово» (№ 10, стр. 53—76), перепечатана в 1917 г. в Собр. соч. П. Л. Лаврова, 1-я серия, «Статьи по философии», вып. 2. Пг., 1917 (на обложке — 1918).

Работа «Что такое антропология» послужила основой для статьи Лаврова «Антропологическая точка зрения», помещенной в «Энциклопедическом словаре, составленном русскими учеными и литераторами», т. V. Спб., 1862, стр. 6—12. Как видно из публикуемого в настоящем томе плана сборника «Философские этюды», статья «Что такое антропология» должна была составить IV раздел этою сборника, озаглавленный «Человек как философский принцип». При подготовке статьи для этого издания Лавров в 1866 г. внес в нее изменения. Первую половину статьи (включая абзац, заканчивающийся словами «всякой философской системы» — см. наст, том, стр. 477) он опустил, дав ей новое начало, а также внес другие изменения и дополнения (ЦГАОР, ф. 1762, on. 2, ед. хр. 227; см. в наст, томе раздел «Из рукописей опубликованных работ»).

        1. Статья Лаврова «Современные германские теисты» напечатана в «Русском слове» № 7, 1859. См. также Собр. соч. 11. Л. Лаврова, 1-я серия, вып. 3.— 465
        2. Гиератический, или иератический (греч.)— здесь в смысле малопонятный или неразборчивый.— 489

Ответ г. Страхову

Статья представляет собой ответ Лаврова на критику, высказанную в адрес его «Очерков вопросов практической философии». Впервые опубликована в 1860 г. в «Отечественных записках» № 12.

В ЦГАОРе (ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 372) хранится печатный экземпляр этой статьи, которую Лавров п 1866 г.

готовил для сборника «Философские этюды»; для этого издания Лавров сохранил только критику, направленную против Страхова, вычеркнув первые страницы, содержащие ответ на замечания Чернышевского и Михайлова (см. стр. 495—498 наст, тома, включая слова «перехожу к рецензии г. Страхова»), и последний абзац статьи (см. стр. 506—507 наст. тома). Кроме того, в текст были внесены добавления, которые читатель найдет в разделе «Из рукописей опубликованных работ».
          1. Страхов, Николай Николаевич (1828—1896)— псевдоним «Н. Косица», философ-эклектик, литературный критик, противник школы Н. Г. Чернышевского.— 495
          2. Речь идет о статье Н. Г. Чернышевского «Антропологический принцип в философии («Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. J1. Лаврова. I. Личность. Спб., I860)», напечатанной в «Современнике» (1860, № 4,5). Относя появление этой статьи к маю и июню 1860 г., Лавров, вероятно, имел в виду время фактического выхода в свет соответствующих номеров журнала. Характеристику взаимоотношений Чернышевского и Лаврова см. во вступительной статье к наст. тому. Свое отпошение к Чернышевскому Лавров изложил также в речи «И. Г. Чернышевский и ход развития русской мысли» (1889), включенной во второй том настоящего издания.— 495
          3. Гогоцкий, Сильвестр Силъвестрович (1813—1889)— профессор Киевского университета, идеалист, состапитель «Философского лексикона».

Новицкий, Орест Маркович (1806—1884)— профессор философии Киевской духовной академии и Киевского университета, идеалист.— 496

          1. Михайлову Михаил Ларионович (1829—1865) — поэт, публицист, революционный деятель, выступал в «Современнике» со статьями по женскому вопросу, имевшими большое общественное значение.— 497

6 Этим возражением не отведен упрек Чернышевского в эклектизме, так как сам Лавров писал в «Очерках вопросов прак- тической философии», что изложение теории человеческой деятельности, или практической философии, ему хочется представить «на основании трудов различных современных мыслителей» и он «не полагает сказать что-нибудь новое, что-нибудь существенное свое» (наст, том, стр. 352).— 497

8 Энциклопедия Эрша и Грубера — см.

наст, том, стр. 59, сноска пятая.— 498
            1. Н. Страхов. Очерки вопросов практической философии П. Л. Лаврова. См. «Светоч»., кн. VII. Пб., 1860, стр. 9.— 500
            2. Алакок, Мария (1647—1690)— учредительница культа «святого сердца Иисуса», автор мистического сочинения «Посвящение сердцу Иисуса».

Винкелърид, Арнольд — швейцарский крестьянин, своей героической смертью в 1386 г. доставивший победу в сражении с австрийцами: схватив несколько неприятельских копий, он вонзил их себе в грудь и упал на землю, чтобы проложить дорогу сквозь ряды австрийцев. —500

0 Статья Н. Страхова «Значение гегелевой философии» напечатана в журнале «Светоч» № 1, 1860.— 505

              1. Статья Н. Страхова «Об атомистической теории вещества» напечатана в «Русском вестнике» № 5, 1860.— 505
              2. Элевсинские таинства — совокупность религиозных обрядов, совершавшихся ежегодно в древнегреческом городе Элевсине в честь «матери земли» — богини Деметры, ее дочери Персефоны и мужа последней Диониса.— 505
              3. Реакционная «Домашняя беседа для народного чтения» (22 окт. 1860, вып. 43, стр. 542) иезуитски-благожелательно процитировала утверждения Лаврова из статьи «Современные германские теисты» («Русское слово», июль 1859, стр. 142—143) о том, что вопрос о существовании бога недоступен науке. В действительности же Лавров выступал против попыток «разумно-верующих корифеев науки» примирить знание и веру.—506
<< | >>
Источник: И. С. КНИЖНИК-ВЕТРОВ. П. Л. ЛАВРОВ. ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫ Е ПРОИЗВЕДЕНИЯ В двух ТОМАХ. Том 1. Издательство социально - экономической литературы. «Мысль» Москва-1965. 1965

Еще по теме   Что такое антропология: