<<
>>

Что такое антропология  

477, 13 св. перед Чтобы построить...— IV. Человек как философский принцип [†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††].

Необходимое условие философской системы заключается в придании единства нашим знаниям и практическим требованиям.

В ней должны найти место неоспоримые факты науки; она не имеет права оставить в стороне вопросы жизни; она, наконец, должна установить перспективу всего сущего, располагая вопросы в их постепенной важности и в этой же постепенности придавая большую или меньшую обширность и строгость своим решениям этих вопросов.

В каждой системе необходимо существует исходный пункт, от выбора которого зависит вся перспектива остальных фактов. Этот выбор определяет: что в системе считается бесспорным? Каковы главные ее разделения? Какие критические приемы должны быть употреблены для построения фактов знания и жизни? К каким вопросам можно относиться скептически, оставляя их, как маловажные, вне системы, на произвол личного верования? — Поэтому исходный пункт, определяющий характер системы, получает значение философского принципа.

Выбрать произвольно философский принцип нельзя. Он должен удовлетворять некоторым условиям. Мы должны убедиться, что он предполагается всеми группами фактов, которые мы хотим из него построить, и что подобное построение действительно возможно. Пока довольствуемся этими условиями и постараемся показать, что человек как социально- реальная особь может быть принят за философский принцип и очерк построения системы из этого принципа может быть осуществлен.

Задача наша состоит в решении следующих вопросов. Принимая бытие человека как сознательно- реальной особи за данное, какие неизбежные принципы, теоретические (познавательные) и практические (жизненные), отсюда для человека получаются? Какое построение всего сущего следует из этих принципов? Какие вопросы в этом случае остаются для человека вне системы — допускающими скептицизм и личное верование? 480, 7 св.

вместо не изгоняя их и не отвергая их важности — не отрицая их и вполне оценивая их важность *.

* Простое вычисление вероятностей дало довольно наглядное средство с антропологической точки зрения определить относительную вероятность начал сознания и внешнего мира и, следовательно, их иерархическое значение в системе. Если N есть число фактов, на основании которых человек может заключать об истине, то все эти N фактов им сознаны и, следовательно, вероятность сознания для него равна 1. Если из сознанных им N фактов он относит М фактов к внешнему миру, то, как бы велико ни было М, оно всегда менее N и вероятность бытия внешнего

мира есть для него — дробь, близкая, может быть, к единице,

- а              * М

но не равная ей. Эта же дробь, есть мера относительной вероятности обоих принципов.

Кстати, легко применить этот способ к определению относительной вероятности и других принципов. Если N — число всех фактов нашего сознания и М — число фактов, предполагающих какой-либо принцип (например, супранатуралистиче- М

скии), то отношение -jy выразит для человека разумную вероятность

допущения этого принципа. Огромная разница, представляющаяся для М в различных случаях, служит опровержением известного приема супранатуралистов (напр., Вентуры), которые опровергают достоверность внешнего мира и разумных выводов, чтобы

показать, что их принципы не уступают другим. Оно, действи- * м

тельно, дробь ни для одного принципа, кроме сознания, не равна 1, но для рациональных выводов науки и для принципов,

С ними связанных, она представляет величину, перед которою ее же величина, в случае какого-либо фантастического принципа, совершенно исчезает.

  1. 1 сн. вместо мы сознаем... заимствующий.— Как присутствующие в едином человеческом сознании, они допускают двойственный переход от одного к другому, и оба процесса этого перехода совершаются в нашем сознании, связуя, поверяя эти миры и заимствуя
  2. 2 св.
    после начало.— Один из этих процессов есть процесс мышления (психический), другой — процесс действия (практический), и их различие дает начало двум главным отделам системы — психической и практической философии. Рассмотрим поочередно эти процессы.
  3. 12 св. вместо Третий... метафизики.— Не имея права, с точки зрения антропологической, предпочесть построение идеалистическое материалистическому или наоборот, мы должны сказать, что для человека оба воззрения равно возможны. Но на этой точке зрения останавливается лишь бессилие мысли, скептицизм. Он определяет отношение этих построений между собою, но для философской мысли это лишь переходная ступень, антиномия*, которая требует себе разрешения в действительной постановке более широкой задачи и в критическом ее исполнении. Задача эта постановляется таким образом: если человек относится скептически к зависимости миров, реального и действительного, по их сущности, то они оба составляют феноменологически для него бесспорную истину, а потому, не разбирая, каковы они суть сами в себе, он должен разобрать критически, как они строятся в его мышлении. Отсюда получаем третий антропологический принцип — принцип скептицизма в метафизике

* См. предыдущую статью [см. примечание к плану сборника «Философские этюды».— Ред.].

482, 18 св. вместо если мы не знаем,.. Это — что 482, И сн. вместо Первая... ее частиц.— Философия природы, по антропологической точке зрения,

держась строго выводов науки, отличается от материалистического построения лишь тем, что для нее мир не опирается на реальное бытие особенной сущности (субстанции) — вещества. Признавая, вне этого основного допущения, материалистическое построение единственным мыслимым для человека в этой области, философия природы представляет мир последовательной цепью реальных явлений, которые друг друга обусловливают как причины и следствия, подчиненные жизненным законам и сводящие в представлении на явление самое простейшее для человека, т.

е. как более доступное его сознанию,— на движение. Эта цепь преобразованных движений, различно нами сознаваемых, сама бессознательна, следовательно, целей допустить не может, но охватывает всю природу в ее прошедшем, настоящем и будущем существовании. 483, 5 св. вместо есть необходимое условие — неизменность, неразрывность и всеобъемлемость этих построений суть необходимые условия 485, 6 сн. после деятельности — и развивается сама под влиянием развивающихся идеалов.
    1. 8 св. вместо содержания — содержания *.

* Я не счел нужным дополнить или уяснять это, так как этому предмету посвящено особое рассуждение в отделе IV [«Философских этюдов».— Ред.].

    1. 8 св. вместо Философия истории... мыслителей.— Философия истории должна указать, каким образом бессознательный процесс неизбежных влияний совокупляется с сознательными стремлениями личностей для осуществления событий жизни человечества; насколько в каждую эпоху человек сознательно развивает свою историю; насколько люди воплощали в жизнь критическое знание и идеал человечности; в каких комбинациях знание, искусство и общественные идеалы характеризовали жизнь той или другой эпохи. В этих указаниях она должна стремиться уловить закон развития человечества, закон весьма сложный, тем более что для значительного большинства это раз- витие совершенно незаметно наблюдателю, и то, что называют человеческой цивилизацией, есть процесс, совершающийся в едва заметном меньшинстве, поставленном в особенно благоприятные условия. Кроме того, самая цивилизация меньшинства подвергается переворотам не столько вследствие собственного процесса развития, сколько вследствие общественного влияния нижестоящего большинства на меньшинство при различных исторических перипетиях. Это все делает крайне затруднительным усвоение законов исторического развития, и человек как единая развивающаяся историческая личность составляет еще далекий идеал философии истории *.
      Но во всяком случае это историческое развитие всего менее выражается в тех явлениях, которые выказываются, насколько в различные эпохи мысль и жизнь представителей человечества были проникнуты единством, т. е. насколько в обществе был развит философский элемент.

Рядом с личными философскими системами необходимо рассмотреть и прочие проявления философского элемента человеческой мысли, вносящего всюду единство, целость и последовательность. В особенности же важно бессознательное его проявление в философии общества, высказывающегося в основных началах литературы, верований, обычаев и жизни данной эпохи. Но и личные

  • По более зрелом обсуждении я не считаю себя вправе допускать прогресс человечества как идею, входящую в систему. Она может быть, как я полагаю, личным верованием, но не более.

491, 13 сн. вместо можете не читать... построения — только попробуйте вне всякой системы быть последовательным в мыслях и действиях. 491, 4 сн. Но всего вероятнее... нам пора кончить...— вычеркнуто.

 

<< | >>
Источник: И. С. КНИЖНИК-ВЕТРОВ. П. Л. ЛАВРОВ. ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫ Е ПРОИЗВЕДЕНИЯ В двух ТОМАХ. Том 1. Издательство социально - экономической литературы. «Мысль» Москва-1965. 1965

Еще по теме Что такое антропология  :