<<
>>

Очерки вопросов практической философии  

344, 14 сн. вместо средневекового предания — Библии.
      1. 14 сн. после и от инициативы — и потому что идеал коммунистов — монастырь или казарма — совсем не так далек от нас, как можно бы подумать с первого взгляда, если брать за чистые деньги начала 1789 г., которыми мы совершенно невинно наполняем наши речи.
      2. 18 св.
        после ей приписывают — и внемировым ручательством, которое для нее представляют,
      3. 9 св. католическое — в рукописи отсутствует
        1. 10 св. п о с л е и мстительностью — не верят в самого себя, едва-едва прерывают молчание общественного мнения своими мертворожденными догматами
        2. И сн. вместо горящие фабрики — машины, изломанные работниками.

349, 9 сн. после королей — баррикады 351, 19 сн. вместо жгучие — кровавые 353, 11 сн. после личности.— Очерк этой теории мы

представляем теперь читателям. 353, 1 сн. п о с л е и стройности.— Каждый из этих отделов представляет самостоятельный круг исследования, хотя все они связаны взаимной зависимостью своих начал. Результаты, полученные из каждого предыдущего отдела и служащие основанием последующему, легко группируются на одной или двух страницах и потому могут быть своевременно приведены на память читателю.

Очерк теории личности, составляющий предмет этой статьи, может быть читан совершенно отдельно. Мы надеемся иметь возможность поговорить с читателями и о следующих двух вопросах 6. 367, 19 св. вместо разуму — рассудку

          1. 10 сн. вместо развития человека.— развития человека *.

* К.

Полевой, почтенный педагог и не менее знаменитый критик, фельетонист и ученый, на одном из экзаменов в К. К. сбавил баллы ученику за то, что последний в сочинении по неосторожности цитировал одну мою фразу, где говорится о ас- симитоте (Последнюю фразу из «Механнч. теор. мира» см. «Отеч. зап.», 1859, апрель). Приношу публичные извинения пред неизвестным мне молодым человеком за то, что по моей вине он получил худшую отметку, но он должен бы помнить, что почтенный педагог, подобный К. Полевому, не обязан понимать элементарные научные термины, беспрестанно употребляемые литераторами Европы. На то он и есть почтенный педагог и критик, чтобы не знать науки. Ученикам в этом случае следует цитировать «Северную Пчелу».
          1. 8 сн. вместо в мир будущего — в призрачный мир будущего
            1. 19 сн. после личную свободу,— Наши плантаторы не имеют даже и этой оговорки.
            2. 8 св. вместо что так же,., рабство слова**.— «Так как прогресс прекращает власть человека над человеком, то он влечет за собою освобождение умов... Человек не имеет права точно так же заставлять молчать подобных себе, как делать их невольниками» **.

            1. 19 св. после увлечение.— Тот, кто признает недостойным себя какую-либо сторону своего существования, уродует себя нравственно, и это уродство ему даром не пройдет. Сегодня он признал тело сосудом зла, завтра он признает, что внешний мир есть царство лжи; потом вознегодует на свою мысль, которая весь свой материал почерпает из этого сосуда зла, из этого царства лжи; наука будет осуждена на молчание, творчество — на рутину; одна за другою все силы человека отпадут под влиянием гнили отречения, и из владыки мира, из творца истории останется безумный факир, которого ногти проросли сквозь сжатую руку и который в грязи погружается в созерцание неисповедимого величия Брамы.
              1. 12 сн.
                п о с л е всего — власти и людей
              2. 3 св. п о с л е и когда может.— Мало того, каждый раз, когда случайные обстоятельства окружают личность людьми, готовыми преклоняться пред нею с подобострастным послушанием, людьми, подчиняющимися добровольно ее авторитету или находящимися под влиянием ее безответственного произвола, каждый раз, до нашего времени, в воображении такой самовластной личности рисуется бледный сколок деспотического идеала.

389, 5 св. п о с л е и дети — здесь начало идеала крепостного права помещика

391, 15 св. после закона.— В России можно еще проповедовать милосердие к людям, и Северная Америка разделяет с нами эту незавидную участь.

391, 19 св. после просит милости.— Право помилования вошло в достоинство коронованных лиц даже и там, где они подчинены закону; оно ставит их волю в этом случае выше закона.

393, 5 св. после характером — подлее

393, 2 сн. после точку зрения — человеко-скотского

395, 6 св. п о с л е о помиловании.—Таково было всегда отношение низшего к высшему везде, где первый в страхе прибегал к милосердию второго.

395,19 св. вместо мало-помалу... торжествует. —идет все ниже и ниже; он отрицает сначала значение силы и самостоятельности характера для человеческого достоинства; потом отрицает потребность обширного и точного знания, потребность энергического творчества; наконец, ограничивает достоинство физическим наслаждением и умом, достаточным для исполнения действительной или фантастической воли его повелителя. На втором пути он вступает в борьбу с властью, его гнетущею, старается придумать средства для ее подчинения себе. Человек борется с природою помощью знания или покоряет ее себе в воображении помощью колдовства, заговора, магии. Раб делается владыкою калифа вследствие своей

хитрости, своего знания слабостей господина, с помощью наушничества, ласкательства, лести.

Тогда страх обращается частью в презрение. Наружное унижение прикрывает внутреннее могущество, льстивое обращение к языческому божеству делается заклинанием, связывающим действия божества с волею человека. Личность жертвует частью своего достоинства, чтобы тем более превознести остальное. Это борьба, которая рано или поздно кончится или победою личности и полным торжеством ее достоинства, или ее гибелью.

398, 10 сн. после лишь то — что нас достойно, т. о.

                1. 6 св. вместо один известный писатель видит — великий разрушитель — Прудон видит
                2. 15 сн. после умираю с голода.— Мой ближний меня ударил, может быть, вследствие избалованной раздражительности характера; я становлюсь мысленно на его место и говорю: на месте его я желал бы, чтобы мне не только не противодействовали, но позволили бы делать, что хочу, пока моя запальчивость пройдет; я подставляю другую щеку.
                3. 8 св. вместо Но тогда разум... и потому.— Но с этой точки зрения никакая теория, никакое построение невозможно, потому что здесь человеку нужна лишь память и воля; разуму же остается не роль исследователя, а только роль истолкователя для воли [неразб.], записанных в памяти. Тогда из области антропологии мы переходим в область вероучения, в область, которая должна быть здесь оставлена в стороне, так как во всем нашем исследовании мы не намерены выходить из сферы человеческого разума. Мы

402,18 св. вместо нельзя себе представить — не имеет смысла.

                1. 20 св.
                  после одинаковы.— Мыслители разных времен давно уже заклеймили это состояние названием человекообожания, человекоугодничества.

    689

23 П. Л. Лавров

406, 3 св. после самоотвержения. —Христианство распространило это начало даже на бога и внушало своим последователям любовь к богу как следствие

самоотвержения Иисуса Христа, пострадавшего добровольно для спасения человечества.

408, 4 св. принятое безусловно — в рукописи отсутствует.

408, 6 св. после самое учение невозможным — вело к невольной порче самой милосердной личности и ко всеобщему расстройству.

                  1. 12 сн. после выше меня.— Сегодня я могу быть тираном, завтра могу подвергнуться тирании.
                  2. 14 сн. вместо перед общественным влиянием— перед их административным влиянием. Ей следует бессознательно старик Багров, окружая себя в семействе рабами своего произвола. Ей следует весьма сознательно в продолжение всей своей жизни нынешний владелец Тюильри.
                  3. 10 сн. вместо кто следует этой теории — кто добивается власти, следуя этой теории
                    1. 7 сн. вместо что он в настоящем сам оскорбляет свое — что он унижен в настоящем, что он сам оскорбляет свое
                    2. 17 сн. после потому что—если он не тиран, то раб
                    3. 11 сн. после своего положения.^- Они наслаждаются лишь в опьянении борьбы или в забвении опасностей, их окружающих.
                    4. 20 сн. после общественного порядка — и тем слабейшие, чем энергичнее самая личность, от которой требуется обеспечение.
                      Если личность стеснена другими личностями в своем развитии и это стеснение возбудило в первой страстное желание унизить, оскорбить, устранить, уничтожить стесняющие ее личности, то человек готов рисковать всем своим будущим из-за действительного или воображаемого оскорбления своего достоинства;

413, 18 сн. после удовлетворением страсти — и наказание постигнет не человека, убежденного, что он совершил преступление, а единицу, пораженную обществом, потому что последнее сильнее первой.

415, 11 св. вместо Догматики освящают его религию.— Догматики пишут его на своих скрижалях, освященных нечеловеческим откровением.

415, 17 св. вместо писатель, о котором мы говорили выше,— Прудон

415, 8 сн. после предположения —, наследство предания французской революции,

419, 2 св. вместо их — сильных мира

419, 10 св. в м е с т о в условиях своего духа, в строении своего мозга — в своей совести

  1. 15 сн. вместо это развитие... высшие нас. — последнее обусловливает наш взгляд на вопросы: кто нам равен, кто ниже и кто выше нас?
  2. 16 сн. после с низшими существами.— Те же отношения у нас между помещиком и крестьянином;
  3. 20 сн. вместо как только..: справедлив. —Сколько мне кажется, трудно привести пример, где бы начало справедливости воздавай каждому по достоинству не присутствовало бы вполне в душе человека, но вечно искаженное историческою или общественною привычкою, недостатком ума, недостатком знания, всего же более извращенное в своем приложении недостатком характера. Человек всегда справедлив. Может быть, даже Зоология могла бы поставить специфическим признаком рода homo — животное справедливое.
    1. И сн. вместо какого-либо правила, принятого на веру — политического девиза, религиозного догмата
    2. 3 св. п о с л е своими действиями.— Принуждение, оказанное сознательному, самостоятельному человеку, есть оскорбление всех людей и должно вызывать противудействие всех их. Тирания личности над личностью есть оскорбление всеобщего достоинства.
      1. 16 сн. после Милосердие — унизительное для одной стороны
      2. 4 св. после существо — если бы обладало разумом.

425, 19 сн. вместо упомянутый выше иисатель — Прудон

691

23*

427, 14 сн. вместо этот вопрос — за этот вопрос лилась кровь; он

440, 10 сн. после Трибуна умолкла — под приятным покровом многочисленной полиции Людовика Наполеона,

443, 4 св. после только барышей — под помещичьей полицией какого-нибудь Бонапарта.

443, 9 св. вместо опасной болезни — опасной, может быть предсмертной, болезни

        1. 12 сн. после чистыми моралистами — даже, как выразился один из низких его клеветников, памфлетист Мирскур, между отцами церкви *.

* Говоря здесь о нравственном направлении Прудоиа, мы

совершенно оставляем в стороне его религиозные убеждения.

        1. 2 сн. вместо Французский писатель стал искать для своей мысли — Прудон, как француз, стал искать
        2. 4 св. вместо упомянутый автор — Прудон
        3. 12 св. после над его членами — государя над народами

448, 8 сн. после опасного в молодости — в замкнутых кружках военного сословия и студентов

          1. 16 св. в м е с т о но потому только, что прежде на эти случайности жизни распространялось — то оно было так лишь вследствие распространения на эти случайности жизни
          2. 5 св. после тщеславие — чинолюбие, орде- нолюбие,

451, 13 сн. после своего ордена — во имя этого начала молодой правовед вывешивает на тонкой золотой цепочке свое respise finem;

451, 7 сн. после со влиянием и т. д.— Лазарус приводит замечательный пример этого чувства из одного романа, где крепостной пастух, который живет вместе со свиньями и которого потчуют хлыстом, если он не успеет посторониться, думает про себя, что для всего дома была бы большая честь, если бы его молодой господин юнкер фон Гоген-Циац купил блестящие штаны, предлагаемые ему купцом и составляющие еще редкость в их околотке.

456, 11 сн. вместо Религия освятила его самоотвержение.— В отношении к религиозным верованиям он остался при требовании самоотчуждения.

456, 4 сн. после но готов — броситься в бой

 

<< | >>
Источник: И. С. КНИЖНИК-ВЕТРОВ. П. Л. ЛАВРОВ. ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫ Е ПРОИЗВЕДЕНИЯ В двух ТОМАХ. Том 1. Издательство социально - экономической литературы. «Мысль» Москва-1965. 1965

Еще по теме Очерки вопросов практической философии  :