<<
>>

ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ II Р И М К Ч A If И Я

  Включенные в настоящее издание труды II. J1. Лаврова расположены в основном в хронологическом порядке. Публиковавшиеся ранее произведения воспроизводятся но последним прижизненным изданиям. Произведения, рукописи которых хранятся в фонде Лаврова в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (ЦГАОР), сверены с этими рукописными материалами. Сверка проведена В. И. Нашиловым, 10. К. Мити- ным, В. Д. Силаковым, Т. В. Ягловой. Обнаруженные опечатки внесены в текст; пропуски и добавления, а также существенные в смысловом отношении разночтения помещены в настоящем томе в разделе «Из рукописей опубликованных работ».
Этот раздел, а также большая часть примечаний, содержащих указания на источники цитат, составлены В. Д. Силаковым.

Правописание принято для настоящего издания современное. Лавров писал: «эманципация», «фильяция», «ипотезы», «пальятив» и т. п. Все эти слова исправлены. Но некоторые из его слов оставлены: «приуготовительный», «аналогический», «энергический», «поверить», «поверка», «дикий», «переживание» в смысле «подготовительный», «аналогичный», «энергичный», «проверить», «проверка», «дикарь», «пережиток».

Несколько увеличено количество абзацев для удобства восприятия текста. Отсутствующие в подлиннике переводы иностранных слов и выражений и прочие редакционные вставки даны в квадратных скобках.

Гегелизм

721

24 п. Л. Лавров

В связи с появлением книги немецкого историка философии Рудольфа Гайма (1821—1901) «Гегель и его время» (R. Наут. Hegel und seine Zeit, Berlin, 1857) Лавров подготовил для журнала «Библиотека для чтения» три статьи под общим заглавием «Гегелизм». Первые две статьи составили настоящую работу и были опубликованы в указанном журнале в .1858 г. за подписью «П. Л. Л.». Третья статья увидела свет в 1859 г. под заглавием «Практическая философия Гегеля» (этот заголовок сохранен и в настоящем издании).

В период подготовки важных общественных преобразований, каким явился для России конец 50-х годов XIX в., знание философии Гегеля, в особенности диалектики — этой «алгебры революции», становилось практической необходимостью. В этой связи понятно большое значение статей Лаврова, которые вновь привлекли внимание русской общественности к гегелевской философии. Не случайно Д. И. Писарев в 1861 г. в статье «Схоластика XIX века», подвергнув критике ряд пунктов позиции Лаврова, изложенной в «Трех беседах о современном значении философии», весьма уважительно отозвался о «Гегелизме». Видимо, не без влияния статей Лаврова по поводу книги Гайма в 1860 г. «Журнал Министерства Народного Просвещения» поместил сокращенный перевод этой книги, вышедший в 1861 г. в С.-Петербурге отдельной книгой под заглавием «Гегель и его время. Лекции о первоначальном возникновении, развитии, сущности и достоинстве гегелевской философии, читанные в Берлинском университете Р. Гаймом. С немецкого перевел П. Л. Соляников».

Для настоящего издания работа Лаврова «Гегелизм» сверена с рукописями, хранящимися в ЦГАОРе (ф. 1762, оп. 2, ед. хр. 1и2).

  1. Речь идет о «Критике чистого разума» (1781) Иммануила Канта. См. И. Кант. Сочинения в шести томах, т. 3. М., 1964.—45
  2. Кузен, Виктор (1792—1867) — французский философ- идеалист, эклектик; автор 8-томного «Курса истории философии» (1815—1819) и других работ.— 46
  3. Велланский (Каеунпик), Данило Михайлович (1774— 1847) — профессор анатомии и физиологии Петербургской медико-хирургической академии, автор натурфилософских сочинений.
    Один из первых в России стал пропагандировать идеи о всеобщей связи явлений, о развитии в форме триады и борьбе противоположностей как источнике развития (см. его «Пролюзия к медицине как основательной науке» (1805), «Опытная, наблюдательная и умозрительная физика» (1831) и др.).— 46

* Имеется в виду выход в 1835 г. книги младогегельянца Давида Фридриха Штрауса (1808—1874) «Жизнь Иисуса», нанесшей удар христианскому богословию. Штраус доказывал, что библейско-евангельские рассказы об Иисусе Христе — миф, отражавший мессианские чаяния первых христианских общин. Подробнее об этом вопросе и о младогегельянском движении вообще см. в книге О. Корню «К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность», т. I. М., 1959.— 46

6 Тугендбунд («Союз добродетели»)— тайное политическое общество, основанное в Пруссии в 1808 г. Общество ставило своей целью ликвидацию феодализма, введение конституционного строя, национальное возрождение Германии и ее освобождение от наполеоновского господства.— 48

    1. В. Haym, Hegel und seine Zeit, Berlin, 1857, S. 395-396; ср. P. Гайм. Гегель и его время. Спб., 1861, стр. 339—340.— 50
    2. Hegel, Samtliche Werke, Bd. VIII: Philosophie der Welt- geschichte. Erster Halbband. Leipzig, 1920. S. 243; ср. Гегель. Соч., т. VIII. M.—Л., 1935, стр. 103.-50

    3. R. НаутуHegel und seine Zeit, S. 4—5; ср. P. Гайм. Гегель и его время, стр. 45.— 54
    4. Попилиев круг — согласно преданию, Попилий Ленас, римский консул 173 г. до н. э., прибыв к царю Сирии с приказом оставить завоеванную им часть Египта, начертил вокруг него круг и потребовал ответа до выхода из этого круга; царь немедленно дал положительный ответ.— 54
    5. Т. е. Давида Штрауса (см. прим. 4).— 56
    6. С. L. Michelet, Geschichte der letzten Systeme der Philosophie in Deutschland von Kant bis Hegel, Berlin, 1838, Zweiter Theil, S. 605. Фамилию автора этой книги, Карла Людвига Михелета (1801 —1893), Лавров транскрибирует согласно французскому произношению — Мишле, добавляя «берлинский», чтобы отличить его от Жюля Мишле, автора «Колдуньи».— 57
    7. Тренделенбург, Адольф (1802—1872) — немецкий философ-эклектик, крупный знаток Аристотеля, автор «Логических исследований» (1840); с формально-логических позиций критиковал диалектику Гегеля. Лавров явно преувеличивает значение его книги.— 57
    8. Цит. по: R. Haym, Hegel und seine Zeit, S. 258; ср. P. Гайм. Гегель и его время, стр. 216—217.— 63
    9. Гервииусу Георг (1805—1871) — немецкий историк, автор «Geschichtedes19 JahrhundertseitWienerVertragen». (см. Г. Гер- винус, История девятнадцатого века от времени Венского конгресса, т. I. Снб., 1863), стр. 227—229.— 64

13 Лавров имеет в виду Фердинанда Лассаля (1825— 1864).—70

      1. Мари я-Антуанетта (1755—1793)— жена французского короля Людовика XVI. Казнена но приговору революционного трибунала.

Сталь, Анна Луиза /К ер мен де (1766—1817) — французская писательница. См. Stael, A.-L.-J. «Reflexions sur le proces de la reine» («Думы о процессе королевы»), 1820.— 70

      1. Цит. но: R. IIаутуHegelundseineZeit, S. 364—365; ср. P. Гайм. Гегель и его время, стр.
        313.— 71
      2. Имеется в виду работа Гегеля «DieVerfassungDeutsch- lands» (1802). См. Hegel, Schriften zur Politik und Rechtsphilo- sophie, 2-te Auflage, Leipzig, 1923, S. 3.— 74

10 Франклинова экспедиция — экспедиция 1845 г., возглавлявшаяся английским полярным исследователем Джоном Франклином, имевшая целью открытие северо-западного морского пути и закончившаяся гибелью всех ее участников.— 77

        1. Тейчтум (Дейчтум) — партия «народности», «пруссачества», возбуждавшая патриотический энтузиазм молодежи против завоевателей-французов.— 78
        2. См. «Сын Отечества» № 8, 1858, стр. 213, лист 2.— 78
        3. Ср. Гегель. Соч., т. III. М., 1956, стр. 37. —Введение к «Философии духа».— 80
        4. Ср. Геге.іь. Соч., т. IV М., 1959, стр. 9.— 80

    723

24 *

        1. Р. Гайм. Гегель п его время. Спб., 1861, стр. 55— 58 — 83

        1. Лигеры — члены Лиги, основанной в 1576 г. для защиты католической религии против кальвинистов и замены короля главой Лиги, вступившим в союз с королем Испании.— 90
        2. Это примечание в рукописи отсутствует. Очевидно, что оно добавлено из цензурных соображений.— 90

21 Ларомигъер, Пьер (1756—1837)— французский философ, один из г.ерзых представителен эклектизма во Франции, автор работ: Project d'elements de metaphisique (1793); Les Paradoxes de Candillac (1805); Lesons de philosophie (1815).— 9o

28 Имеется в виду Кер-оф-Керсленд. См. Куно Фишер. История новой философии, т. III. Спб., 1905, стр. 307.— 107

™ Томазиус (Томазий), Хрштчан, (1655—1728) — немецкий философ-просветитель и юрист. Пропагандировал рациональное знание; выступал против суеверий и процессов о колдовстве. Основал журнал. «Monatsgesprache».—109

          1. Кхун-цзы — китайский философ Конфуций (551—479 до н. э.).— 112
          2. Якоби, Фридрих Генрих (1743—1819) — немецкий философ-идеалист, ученик Гамана, представитель учения о непосредственном знании; рассудку он противопоставлял чувство как исконную силу жизни.— 114
          3. Гаман, Иоганн Георг (1730—1788)— немецкий философ- идеалист, сторонник учения о непосредственном знании. Понятие «веры» Гаман заимствовал у Юма. «Подобно Юму Гаман считает Ееру основой убеждения в реальном существовании внешних вещей. То, чего не может дать отвлеченная философия со всем аппаратом своих доказательств, дает, по его мнению, вера» (В. Ф. Асмус. Проблема интуиции в философии и математике. М., 1963, стр. 41).— 114
          4. Р. Гайм. Гегель и его время. Спб., 1861, стр. 32— 33 .—115

зза Н. Г. Чернышевский. Лессинг, его время, его жизнь и деятельность. «Современник». Спб., 1856, № 10—12; 1857, № 1, 3,

            1. 6; Н. Г. Чернышевский. Полн. собр. соч., т. IV, 1948.— 116
          1. И. Г. Фихте. Избр. соч. «Первое введение в наукоуче- ние», т. I, 1916, стр. 430. Впервые опубликовано в «Philosophises Journal», Bd. V, 1797.— 124
          2. И. Г. Фихте. Избр. ссч., т. I, 1916, стр. 424.— 125
          3. Имеются в виду лидер «новых тори» реакционер Питт Младший (1739—1806) и глава вигов Чарлз-Джемс Фокс (1749— 1806), противник Питта, сторонник союза с Францией и Америкой.— 126
          4. 21 января (1793 г.)— день казни короля Людовика XVI.-126
          5. F. W. Schelling, Ideen zu еінегPhilosophie der Natur als Wissenschaft (1797) in: Werke, Bd. I, Leipzig, 1907, S. 135.—134

30 Cm. Hegel, Philosophische Kritik iiberhaupt und ihr Verhaltnis zum gegenwartigen Zustand der Philosophie insbeson- dere, in «Aufsatze aus dem Kritischen Journal der Philosophie und andere Schriften aus der Jener Zeit», Stuttgart, 1927,

  1. т.—139

39а Мирабо, Виктор Рикети (1715—1789)— лидер либерального дворянства и крупной буржуазии.

Верньо, Пьер (1753—1793)— один из вождей жирондистов во время Французской революции XVIII в., выступал против монтаньяров. При Робеспьере казнен.— 143

    1. Лавров цитирует предисловие Канта к его «Критике чистого разума». Ср. И. Кант. Соч., т. 3. М., 1964, стр. 82.—149
    2. См. Hegel, Samtliche Werke. Band III: Wissenschaft der Logik, Leipzig, 1932, S. 31. См. Гегель. Соч., т. V. М., 1937, стр. 28. Ср. также: Гегель. Соч., т. I. М.— Л., 1929, стр. 39.— 150
    3. См. Hegel, Samtliche Werke, Band IV, Leipzig, 1934, S. 505. Ср. Гегель. Соч., т. VI. M., 1937, стр. 319.— 156
    4. Имеется в виду статья «Практическая философия Гегеля».— 165
    5. Ср. Гегель. Соч., т.III. М., 1956, стр. 280, 291,293,333.—172
    6. Ср. Гегель. Там же, стр. 57.— 173
    7. См. стр. 332—333 наст, тома.— 174
<< | >>
Источник: И. С. КНИЖНИК-ВЕТРОВ. П. Л. ЛАВРОВ. ФИЛОСОФИЯ И СОЦИОЛОГИЯ. ИЗБРАННЫ Е ПРОИЗВЕДЕНИЯ В двух ТОМАХ. Том 1. Издательство социально - экономической литературы. «Мысль» Москва-1965. 1965

Еще по теме ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ II Р И М К Ч A If И Я:

  1.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [†]
  2.   ГЛАВА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ 
  3.   Заключение
  4.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
  5. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ II Р И М К Ч A If И Я
  6.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  7.   «ПРЕДИСЛОВИЕ ПРИДВОРНОГО ИСТОРИОГРАФА» 
  8.   ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
  9. ОТ ПЕРЕВОДЧИКА
  10. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
  11. Гермоген, Кратил, Сократ
  12. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ
  13. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  14. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  15. ПРИМЕЧАНИЯ. УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ [**************************************************] Предисловие
  16. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ БИБЛИОГРАФИЯ ПРИМЕЧАНИЯ [†††††††††††††††††††††††††††††††††] Пьер Бейль. К истории философии и человечества
  17. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ПРИМЕЧАНИЯ [***]
  18. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  19. ПРИМЕЧАНИЯ УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ